Файл: Предмет, задачи, методы и источники истории педагогики Предметом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
задач считал развитие у своих учеников способности мыслить самостоятельно. Выступал за введение в программу мектебов изучения естественных наук, русского языка.

Фаизханов Хусаин Фаизханович. Х.Фаизханов занимался сбором и описанием арабских рукописей, материалов по истории татар, Казанского и Крымского ханств. Одним из первых предпринял попытку разработки проблемы этногенеза татарского народа. В 1862 г. издал «Краткую грамматику татарского языка». Х.Фаизханов – автор проекта реформы мусульманского образования. В 1860-х гг. пришел к идее о необходимости издания газеты или журнала на татарском языке.

26. Русская педагогическая мысль конца Х1Х-начале ХХ вв. (П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров, П.Ф.Лесгафт)


Петр Францевич Лесгафт. Крупный ученый в области биологии, сочетал научно-теоретические занятия анатомией с плодотворной общественно- педагогической деятельностью. В двухтомном труде разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. Деятельность Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских спортивных площадок, спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Лесгафтом была написана большая работа " Семейное воспитание ребенка и его значение", в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания закармливание, заласкивание, детское тщеславие, честолюбие. Лесгафт считал, что в семье следует с уважением относится к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Считал важным сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности. Говорил о необходимости чередования умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми.

Василий Порфирьевич Вахтеров. Создал систему элементарных физических упражнений, лечебных упражнений. Он был профессором медицины. Особое значение Вахтеров уделял проблеме развития ребенка. В книге «Основы новой педагогики» изложил понимание идеи Развития, представил обучение и воспитание как единый процесс. Именно эволюционная теория, идея развития должна занять, по Вахтерову, "главное место в педагогике", стать основным методологическим принципом. И в воспитании не только детей, но и взрослого населения. Педагогические обобщения, по его мнению, должны базироваться на изучении практики обучения и воспитания с учетом достижений смежных наук о человеке. Вахтеров был широко известен как методист начальной школы, много внимания уделял разработке проблем соотношения общего и профессионального образования.

П.Ф. Каптерев – историк об-я и воспитания. По его мнению педагогика – это прикладная область человеческого знания, которая должна опираться на фундаментальные законы, открытые науками о человеке. Каптерев считал, что школа должна быть отделена от государства, церкви и политической борьбы. Учёный отказывал государству в праве вмешиваться в воспитание.



27. Советская школа и педагогика 20-50-х гг.

Вскоре после революции началось разрушение существующей системы образования. Занимался внедрением идеологии большевизма в школу и осуществлял ее реформирование, отстаивал идею формирования человека в интересах общества, разрабатывал проблему связи педагогики с социологией, связи эстетического воспитания и образования. В феврале 1918 г. был принят декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», который устанавливал, что школа отделена от церкви.

В 1920–1925 гг. была объявлена кампания по ликвидации неграмотности (Ликбез) – массовому обязательному обучению грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 человек должен был иметь школу грамоты. В программу обучения включались чтение, письмо, счет.

Наряду с увеличением числа учебных заведений возрастала численность средних школ, быстро увеличивалось количество школ в деревне. В 1919 г. возник особый тип средней школы – рабочий факультет, который первоначально решал задачи повышения технической квалификации рабочих.

Особая роль в этот период отводилась воспитательной работе школы, которая должна была выполнять задачи идеологической подготовки молодежи и воспитания ее в духе идей коммунизма. Целью воспитательной работы советской школы было формирование настойчивости, трудолюбия, социальной активности, духа солидарности и интернационализма (идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями). Детский коллектив признавался основным инструментом воспитания.

Изменения в содержании, организации и методах учебно-воспитательной работы школ в 20-е гг. В 1919 г. Наркомпрос издал «Материалы по образовательной работе в трудовой школе». Так, в экспериментальных программах в школе первой ступени детям предстояло участвовать в исследовании различных явлений окружающей жизни, в процессе чего должен был усваиваться определенный круг знаний. Материал располагался следующим образом: твой дом и твоя семья; дом, школа, двор, улица, город (деревня); окружающие географические ландшафты: луг, поле, лес, болото; знакомство с уездом, губернией. Изучение родного языка и математики предполагалось проводить в органичной связи с изучением окружающего мира. В школе второй ступени пересматривались содержание и принципы организации учебного материала, например, в преподавание русского языка включались элементы диалектологии и языкознания, убирался материал об истории царских династий и добавлялись сведения об истории революционного движения. Вводились новые предметы: история труда, история искусства, общая картина мироздания, музыка, ручной труд как предмет, история социализма.


В 1923 г. в практику образования стали вводиться так называемые комплексные программы ГУСа. Учебный материал в программах ГУСа концентрировался вокруг трех проблем: труд, общество, природа. Комплексные программы пытались устранить существенный недостаток школы - разрыв между учебными школьными предметами. Но комплексное построение программ не обеспечивало возможности дать учащимся систематические и глубокие научные знания, что вскоре было замечено.

Интересен опыт работы и школ-коммун, которые представляли собой учреждения интернатного типа и организовывались в сельской местности. В задачи школ-коммун входило воспитание молодежи в духе социализма на основе развития творческих способностей каждого ребенка на благо всего коллектива.

В 1927–1928 учебном году вводятся программы ГУСа в новой редакции – первые общие для всех школ РСФСР обязательные школьные программы. Они вводили в учебный процесс новое содержание образования, необходимое для решения идеологических и политических задач, поставленных перед школой, игнорируя при этом интересы личности ученика, из-за чего подверглись критике.

Главное внимание Наркомпроса привлекла идея политехнического образования, которая проявлялась в стремлении соединить обучение с производительным трудом, поэтому в 1927 г. труд вводится в школьную программу как особый предмет.

Крупные изменения в школьном образовании, произошедшие в 1930-х гг., были связаны с принятием постановления «О начальной и средней школе» (1931). В нем констатировались слабая подготовка учащихся и переход школы на предметные учебные программы, создавалась устойчивая система образования с преемственными ступенями, регулярным предметным обучением, четким режимом занятий.

В 1930 году было введено всеобщее обязательное начальное обучение.

С 1932/ 33 учебного года семилетка становится единой общеобразовательной школой для города и деревни. Учебно-воспитательная работа меньше стала уделять внимание трудовому воспитанию и политехнической направленности. В конце 30-х годов труд изымается из учебного плана и программ, а школьные мастерские ликвидируются.

Система советского образования приобретала последовательный и системный характер: вводились обязательные для всех программы с точно очерченным кругом систематизированных знаний; устанавливалась классно-урочная организация школьной работы; вводилось твердое расписание и состав учащихся; вводился систематический индивидуальный учет знаний по 5 словесной системе; устанавливалась руководящая роль учителя в классе.


В чрезвычайно сложном положении оказалась советская школа в ВОВ (1941–1945), когда основная масса детей на захваченных немцами территориях была лишена учиться, но школы все равно работали. Открыли академии наук.

В послевоенный период перед школой и педагогикой встали новые задачи. Выполнялась огромная работа по восстановлению и расширению школьной сети. Для этого потребовалось расширение сети школ-семилеток, создание условий для посещения детьми школ организация пришкольных интернатов, подвоз учащих­ся и т.п.

28. Развитие отечественной гуманистической педагогики в 20-гг. С.Т.Шацкий, К.Н.Вентцель, П.П.Блонский

Первые шаги в разработке научных основ деятельности новой гуманизированной школы связаны с именем П.П. Блонского. Основная идея может быть выражена следующим образом: школа должна стать организацией не только учения, но и всей жизни ребенка. «В народной школе ребенок должен прежде всего не обучаться теоретическим знаниям, а учиться жить». Он выдвинул идею нравственно-автономной личности, для которой характерны творчество, инициатива и самостоятельность, способность к самоопределению. Такую личность может воспитать только новая школа. Только в ней может успешно протекать процесс всестороннего развития ребенка. Естественное воспитание, по его мнению, должно заключаться в стимулировании детей взрослыми, педагогами к активной деятельности, изобретательности и творчеству, к умению самостоя­тельно «судить и совершенствовать свой труд».

С.Т.Шацкий. Среди ведущих качеств учителя он выделял высокую интеллигентность и постоянное стремление к духовному росту. Утверждал, что в каждом человеке имеется педагогический инстинкт, но главное состоит в том, чтобы пробудить его и развить. Педагогическая техника, педагогическое искусство - результат повседневного творческого труда. Сила учителя в коллективном труде. Педагогическая деятельность - коллективная деятельность, одиночные усилия в ней не дадут желаемого результата. Основой развития гуманистического подхода в педагогике были социальные условия послереволюционного периода.

Вентецель протестовал против старой школы. Вентцель взамен старой школы предлагал создать «дома свободного ребенка», где бы не было учебного плана, программ, классно-урочной системы. Содержание воспитательной работы в «доме свободного ребенка» должно было строиться на принципе удовлетворения индивидуальных текущих интересов и запросов детей. Вентцель считал, что каждый ребенок имеет свою субъективную программу образования