Файл: Предмет, задачи, методы и источники истории педагогики Предметом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Они с почтением относились к детям, выступали против строгой дисциплины. По мнению гуманистов, в условиях усилившегося разделения труда было призвано, прежде всего, помочь человеку осознать свое призвание, правильно оценить собственные силы, занять соответствующее место в обществе
Пьер Паоло «О благородных нравах и свободных занятиях»
-
Знания без духовного развития не ценны -
Учет индивидуальных особенностей ребенка -
Гуманное воспитание
Мате Вежио
-
Счастье человека = образование и добродетель -
Отказ от телесных наказаний -
Учет особенностей детей
Эразм Роттердамский
-
Воспитание с учетом возраста -
Воспитание – форма становления и развития общества
Томас Мор
-
«Остров Утопия» - идеальное общество -
Гармонично развитая личность
Томазо Кампанелла
-
Отрицание книжности, возврат к природе -
Образец экономическо и политическо равного общества
Франсуа Рабле. Раскрытие идеалов гуманного воспитания.
СХОЛАСТИКА ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ
Витторино да Фельтре
-
Создал школу Радости -
Условия для физ воспитания -
Отмена наказаний -
Самодеятельность детей
6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке.
Огромную роль в воспитании подрастающего поколения на Средневековом Востоке играли религии: ислам, буддизм, индуизм. Важнейшим социальным институтом воспитания в мусульманском мире признавалась семья. Ответственность за воспитание детей нес отец семейства. Именно в семье начиналось воспитание покорности, скромности и веры. Особенностью исламского воспитания является раздельное воспитание мальчиков и девочек в семье. Важное место в мусульманском мире отводилось воспитанию нравственности. Настаивал на необходимости уже с ранних лет приучать детей к скромности, умеренности и справедливости, развивать в них способность сдерживать свои желания, закалять физическими упражнениями. Особое внимание он уделял необходимости воспитания у детей нравственных качеств путем подражания идеалу и самовоспитания.
Мыслители средневекового Востока оставили немало ценных педагогических идей. Так, арабский писатель Мухаммед Ибн Сухнун писал о необходимости
учитывать индивидуальные особенности детей, довольно осторожно высказывался о физических наказаниях, которые следовало применять лишь как крайнюю меру для детей старше 10 лет.
Великий ученый и врач Ибн Сина советовал воспитывать ребенка вместе с другими детьми.
В VIII-IX вв. в исламских странах школы существовали не только в городах, но и в крупных селениях. Начальная школа была частной. Феодальная аристократия нанимала домашних учителей.
Образованные люди, способные проповедовать Коран и обучать грамоте, становились учителями в повсеместно создававшихся при мечетях элементарных школах. В содержание образования в школе повышенного типа — медресе — входили: мусульманская теология, правоведение, арабский язык с упором на грамматику, каллиграфия и диалектика. Целью обучения здесь было, прежде всего, религиозное образование. Большое внимание уделялось при этом развитию умственных способностей, в первую очередь — памяти.
В X—XI вв. от исламской догматики стали постепенно отпочковываться естественные науки — математика, география, фармакология, астрономия, что нашло отражение и в образовательной деятельности медресе, которые стали, включать эти науки в содержание обучения.
Период IX—XIII вв. в востоковедении считается эпохой восточного Ренессанса(возрождение), поскольку задолго до европейского Возрождения ученые арабо-мусульманского мира подвергли глубокому изучению духовное наследие античности, правда в свете идеологии ислама. Как бы там ни было, изучение и толкование философских трудов античности приводило к развитию рационалистических тенденций в мусульманской теологии.
Характерной особенностью педагогических взглядов энциклопедистов Востока было особое внимание к разностороннему развитию личности. Изучению широкого спектра вопросов, связанных с гармонией души и тела в процессе развития личности, посвятили свои работы мыслители, обладавшие подлинно энциклопедическими знаниями.
7. Педагогическая деятельность и теория Я.А.Коменского
Выдающийся чешский педагог. Теоретические труды: Великая дидактика, Материнская школа (было произведение «Мир Чувственных вещей в картинках», в котором была картинка и она описывалась на двух языках латинском и родном и она должна была обучаться с мамой, мама важный человек.), Открытая дверь языков и др.
Природосообразность воспитания – системообразующий принцип пед теории Коменского. Основные положения:
-
Должен следовать общим принципам природы -
Необходимо строить воспитание и обучение в соответствии с законами природы -
Человек – часть природы, подчиняется её законам -
Порядок школы надо заимствовать у природы -
В природе ничто не предпринимается не своевременно, правильное подражание этому есть в садах и архитектуре -
В школах это нарушается двумя путями -
Предлагает тройное исправление: начинать в детстве, утром, учет возраста
Возрастная периодизация(была сравнена с временами года, пример про птицу в великой дидактике)
-
Детство – от рождения до 6 лет – материнская школа (что такое огонь, солнце, вода; место рождения; время; сведения из истории и экологии; семью) -
Отрочество – от 6 до 12 лет – школа родного языка (геометрия, геогр, ист, естеств, пение, труд; связь с жизнью) -
Юность – от 12 до 18 – латинская школа (7 свободных искусств, физ, геогр, ист; 4 языка; вся энциклопедия наук) -
Возмужалость – от 18 до 24 – академия (богословный, юрид, мед; кругосветное путешествие)
Дидактическая система
-
Пр сознательности и активности -
Пр наглядности -
Пр постепенности и систематичности -
Пр упражнений -
Вводит классно-урочную систему (учебный год с сентября, каникулы, четверти, классы, уроки, учебный день, начало осенью) -
После получения образования-кругосветное путешествие -
Идея Пансофии (разностороннее развитие и сознательность учения)
От простого к сложному (юниты в книгах) «Открытая дверь к языкам»
8. Педагогические идеи Дж Локка
Д. Локк обосновал положение о происхождении знаний из мира чувств («Опыт о человеческом разуме»). Человек рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством рефлексии. Локк развил новые педагогические идеи:
— ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков;
— все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;
— воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;
— основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся на добродетель;
— здоровье ребенка — первая задача воспитания;
— пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;
— следует отказаться от принуждения в воспитании;
Локк выступает с отрицанием врожденных нравственных принципов. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни.
Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании». Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», а не просто человека. Основная цель воспитания – счастье человека, основывающееся на добродетели. Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Необходимо с раннего детства закалить тело ребенка, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу. Локк считал, что джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку, географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.
9. Ж.-Ж.Руссо и его теория свободного и естественного воспитания
Руссо предлагал сделать воспитание естественным и природосообразным. Главным естественным правом человека Руссо признавалось право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания.
Он считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа (развивает чувства и способности), люди (учат, как ими пользоваться), общество (обогащает опыт человека). Действуя все вместе, эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка. Главная задача воспитателя – привести в гармонию действие этих трех сил.
Наилучшим воспитателем Руссо считал такого, который предоставлял бы воспитаннику возможность самостоятельного накопления жизненного опыта.
Центральным пунктом педагогической теории Руссо является естественное воспитание – развитие ребенка с учетом возраста на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. При естественном воспитании отказываются от ограничений, установленных наставником, отучают от слепого повиновения. На смену искусственных наказаний приходят естественные последствия неверных поступков детей.
Произведение «Эмиль или о воспитании» Чтобы Эмиль научился читать, ему повесили записку, когда обэд, пока он искал человека который ему прочитает это, а время уже прошло)
10. Становление теории гармонического развития личности. Педагогическая деятельность и взгляды И.Г.Песталоцци
Важнейшей и основной педагогической идеей великого швейцарского педагога является всестороннее гармоничное развитие личности в процессе обучения и воспитания. Это цель любого учебно-воспитательного учреждения, достижение данной цели предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития, и подготовку к труду. И.Г. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:
-
Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы. -
Физическое элементарное образование — это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками». -
Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.