Файл: Предмет, задачи, методы и источники истории педагогики Предметом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Предмет, задачи, методы и источники истории педагогики

Предметом - всемирный историко-педагогический процесс

Цель истории педагогики – изучение историко-педагогического процесса и соотнесение их с современными проблемами в области образования и воспитания.

Задачи:

  • изучение основных историко-педагогических фактов, событий, явлений

  • научное и духовное «очищение» историко-педагогического знания

  • систематизация историко-педагогической практики и педагогических идей

  • установление тенденций развития мирового образовательного процесса и педагогической мысли

Методы. Используется прежде всего общенаучные методы - исторический и логический. Исторический метод – воспроизведение явлений в их хронологической последовательности. Логический метод – выявление сущности явлений. Кроме двух указанных методов история педагогики использует специфические исторические методы исследования.

1. Хронологический метод. Суть его состоит в том, что явления, события истории строго излагаются во временном (хронологическом) порядке.

2. Метод периодизации. Его использование позволяет выявить основные ступени развития школы и педагогики.

3. Сравнительно-исторический метод. Предполагает сравнение аналогичных исторических событий для установления в них различий и общих закономерностей.

Источники истории педагогики. Все источники, которые использует история педагогики можно разделить на три основных типа: устные, вещественные и письменные.

  • Устные источники имеют особо важное значение при изучении предыстории педагогики, истории народной педагогической мысли. К устным источникам относится народный фольклор

  • Вещественные источники также имеют большое значение. К ним относятся учебное оборудование, приборы, средства обучения, материалы письма и т.д.

  • Письменные источники. Дело в том, что само понятие образования связано с появлением письменности. Это различные документы, акты, законы.



  1. Воспитание и образование в рабовладельческом обществе. Зарождение гуманистической педагогической мысли в античной педагогике.

Именно в античности сложились педагогические идеалы, послужившие образцом для последующих эпох. В период расцвета Древней Греции ведущую роль играли два государства-полиса: Спарта и Афины. Задача обучения и воспитания детей свободного населения впервые была поставлена в Древней Греции. Причем воспитание рассматривалось как одна из функций государства. Основным методом стало подражание образцам, в качестве которых зачастую выступали мифические герои и персонажи поэм античных авторов.


В Спарте идеалом воспитания был физически развитый, сильный духом, разбирающийся в военном деле человек. Главное направление спартанской системы воспитания — нравственное, цель которого — полное подчинение личности интересам социальной группы. Государство жестко регламентировало все стороны жизни, а особенно воспитание и образование детей. В первые дни жизни новорожденного ребенка осматривали старейшины. Слабых и больных детей лишали жизни. Сильные и здоровые передавались в руки кормилиц, пользовавшихся заслуженной славой лучших воспитательниц по всей Греции. Процесс обучения начинался с 7 лет, когда детей отбирали у родителей.

  • На первом этапе (7—14 лет) юные спартиаты постигали азы чтения, грамоты, счета. Однако интеллектуальное воспитание сводилось к минимуму. Первоочередное внимание обращалось на физическое воспитание и закалку подростков: дети учились бегу, прыжкам, метанию диска, копья, приемам рукопашного боя.

  • На втором этапе (15—20 лет) добавлялись пение и музыка, религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственный характер. Подростки упражнялись в военном искусстве, участвовали в учебных походах и сражениях, а также в состязаниях, где демонстрировали успехи в военной подготовке, в пении и игре на флейте.

  • В течение третьего этапа (20—30 лет) юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Спартанская система воспитания готовила стойких, закаленных воинов, свободно владеющих различными видами оружия и находящихся в состоянии постоянной боевой готовности к войне.

Суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости по сравнению с другими греческими полисами. Спарта не дала миру ни одного художника, философа, оратора, скульптора.

Афины — систему всестороннего и гармоничного развития личности. В системе афинского воспитания идеалом считался всесторонне развитый человек, прекрасный в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. Этот идеал распространялся лишь на класс рабовладельцев.

  • До 7 лет дети получали традиционное семейное воспитание. С 7 лет мальчики начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье. Ребенка из состоятельной семьи в школу сопровождал раб-педагог.

  • Начальное обучение (7—16 лет) осуществляли школы, которые условно можно разделить на два типа: мусическая и гимнастическая. В мусической школе обучали чтению, письму, счету, давали музыкальное и литературное образование. В палестре дети упражнялись в прыжках, беге, метании диска и копья, получали военно-спортивное воспитание.

  • Наиболее состоятельная часть молодежи продолжала образование в государственных учреждениях — гимнасиях, где изучала философию, риторику, диалектику, политику. С 18-летнего возраста юноши состояли в эфебиях — государственных учреждениях по совершенствованию военного мастерства. В течение двух лет они проходили военную подготовку в воинских формированиях, изучали морское дело, несли службу в городских гарнизонах.


К IV в. до н.э. в городах Эллады появляются частные школы, которые открывались странствующими учителями мудрости — софистами. Эти школы готовили политиков, ораторов. Считается, что с софистов начинается становление высшего образования.

В IV в. до н.э. в Древней Греции складываются философские школы, в рамках которых идет осмысление такого важного явления социальной жизни, как воспитание.

Демокрит. Он придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к обладанию мудростью. Он отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Демокрит полагал, что важным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта.

Сократ. Он считал, что главной целью человека должно быть нравственное самосовершенствование.

Платон. Он предложил обширную программу воспитания и открыл связи воспитания с общественным устройством. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека. Он требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить.

На закате Римской империи закладываются традиции христианского воспитания: внимание к личности и душе, приоритет веры над знанием и наукой, приобщение с ранних лет к труду, связь обучения с нравственным воспитанием. Идеологи раннего христианства указывали на важность воспитания культуры религиозных чувств, раннего приобщения к христианским заповедям и образу жизни.

  1. Церковные школы и воспитание светских феодалов в Западной Европе в эпоху Средневековья

Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.

Раньше всего оформились монастырские школы(самые крутые). Монастырские и соборные школы, как правило, имели особые помещения, предназначенные для учения; определенные сроки обучения не устанавливались. Учителя были духовные лица, получившие навыки учебной работы. Курс обучения: грамматика, риторика и диалектика, а в некоторых обучали еще и арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Таким образом, в части монастырских и соборных школ давалось повышенное образование. Его содержание составляли «семь свободных искусств». Преподавалось богословие, которое считалось венцом наук.


При церквях в приходах открывались приходские школы. Приходские школы помещались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя. Обучали их чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму. Зачастую смысла читаемого на родном языке ученики не понимали. В приходской школе учение продолжалось несколько лет; наряду с детьми учились и юноши и даже взрослые люди. В начальной стадии обучения учитель читал материал на непонятном учащимся латинском языке, а они повторяли его вслух; там, где ученики владели письмом, они записывали урок на навощенной дощечке, а затем выучив наизусть стирали. Каждый учащийся вызывался к доске и должен был повторять заученное без запинки.

Воспитание светских феодалов. По-другому воспитывались сыновья рыцарей, у которых вырабатывали военно-физические умения, крепостническую мораль, учили вести себя в «высшем обществе». Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу, где выполняли обязанности пажа. С 14 лет, с вручением меча, которое совершалось в торжественной обстановке, до 21 года юноша состоял оруженосцем. По достижению 21 года он путем особой церемонии посвящался в рыцари. Младшие сыновья светских феодалов оставались дома, упражнялись в «рыцарских добродетелях», реже – чтению, письму: некоторые из них готовились занять высшие церковные должности. Девушки знатного происхождения (дочери светских феодалов и др. богатых людей) получали хорошее образование при женских монастырях, проходили особый курс обучения (входила проза, поэзия, классические языки, пение и др.), они готовились стать светскими дамами.

4. Цеховые, гильдейские школы в эпоху позднего Средневековья. Средневековые университеты. Схоластическая педагогика.

  • Цеховые школы - начальные общеобразовательные школы, существовавшие в средневековых городах Западной Европы для детей ремесленников. Цеховые школы возникли в связи с тем, что церковная школа не удовлетворяла потребностей ремесленных цехов в начальном образовании. Эти школы получили распространение в 13-14 веках. Они открывались по инициативе цехов и содержались за их счет, с родителей учащихся взималась плата за обучение. Главное внимание уделялось обучению чтению, письму, счету, а также элементам геометрии(чтобы строить храмы). Преподавание в цеховых школах велось на родном языке. В 15-16 веках они, объединяясь с гильдейскими школами, превращались в городские школы, содержавшиеся городскими самоуправлениями.

  • Гильдейские школы были для детей состоятельных купцов, создавались купеческими гильдиями. Гл. внимание уделялось обучению чтению, письму, счёту; религия занимала меньшее место. В некоторых Г.ш. повышенного типа преподавались также грамматика, элементы риторики, геометрия. Преподавание велось на латинском или родном языках; обучение было платным.

  • Средневековые университеты. Ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся университетами. Основание и права университета подтверждались привилегиями-особыми документами, подписанные римскими папами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление) освобождали от военной службы и тд. Было 4 факультета: Факультет искусств, богословский, юридич, мед. Содержание обучения определялось программой 7 свободных искусств. Формы обучения: лекции, диспуты (обсуждение вопросов). Трехпутье (риторика, диалектика, грамматика) Четырехпутие (астрономия, арифметика, геометрия, музыка)

  • Схоластическая педагогика. Цель схоластики примирить веру и разум, религию и науку. Учебники в вопросно-ответной форме. Развитие формально-логического мышления. Метод обучения-зазубривание готовых ответов стала препятствием для дальнейшего движения вперед. Постепенно схоластика стала тормозом для развития образования. Как и был до развития схоластики-это было зазубривание готовых ответов.


5.Педагогика эпохи Возрождения.

Возрождение идеалов античности: жизнелюбивого, сильного телом и духом человека. Воспитание – путь к всестороннему развитию. Педагогики как науки не существовала.

В эпоху Возрождения гуманисты мечтали о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В основе педагогических идей эпохи Возрождения лежало понимание человека как природного единства тела и души. В соответствии с этим перед обществом ставилась определенная цель - подготовка физически и духовно здорового, активного и жизнестойкого гражданина.

В эпоху Возрождения было значительно расширено содержание изучаемых наук: Литература; История; Диалектика; Арифметика; Геометрия; География; Астрономия; Механика; Музыка.

У гуманистов овладение навыками самообразования находилось на первом месте. Школьная программа базировалась на изучении классических языков и литературы, также туда было включено изучение традиционных «семи свободных искусств».

Представители возрождения обогатили программу классического образования, добавив в нее изучение древнегреческого языка. Полагалось, что наилучший путь воспитания - изучение античного культурного наследия. В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения — как добровольного, сознательного и радостного процесса, что представляло разительный контраст со средневековой системой образования, где учение ассоциировалось с розгой.

Достаточно много времени отводили физическому развитию, что подразумевало закаливание организма, длительные прогулки, спортивные игры, выработку грациозности в танцах, верховую езду.

Процесс обучения должен был опираться на индивидуальные особенности детей, учитывать их склонности и интересы. Главной задачей педагогов того времени было стимулирование живого интереса учащихся к знаниям и создание такой атмосферы, которая превратила бы учение в радостный и интересный для учеников процесс. Это был период широкого использования в воспитании и образовании наглядности всех видов: игр, экскурсий, уроков среди живой природы и др. Доминирующей стала организация занятий, побуждающая школьников учиться с увлечением. Обучение предлагалось оживлять с помощью наглядности: городские стены разрисованы, на них изображены геометрические чертежи, географические ландшафты и карты, все виды деревьев и трав, виды животных. Не требовали зубрежки, а сознательное усвоение.