Файл: Предмет, задачи, методы и источники истории педагогики Предметом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во многих регионах Российской империи в эти десятилетия открываются школы с преподаванием на языках местных национальностей. В школах используется письменность на русской графической основе, готовятся грамотные учителя из числа представителей данной национальности. Наряду с этим, особенно в период реакции заметна тенденция к русификации образования.

Перед самой революцией 1917 года под руководством П.Н. Игнатьева были разработаны основы новой реформы, так и не состоявшейся. Ее основными идеями были: привлечение общественности к управлению образованием; автономия школ и большие права органов местного самоуправления в сфере образования; поощрение частной инициативы; создание единой школы с преемственностью всех ее ступеней; отделение школы от церкви; содействие развитию национального образования; отмена всех сословных, национальных и других ограничений; всеобщее обязательное начальное образование; совместное обучение мальчиков и девочек; свобода преподавания и отмена цензуры учебников; обновление содержания образования. В этом проекте реформы отразились педагогические идеи, разработанные во второй половине XIX и начале XX века такими выдающимися русскими педагогами, как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой.

22. Педагогическая деятельность К.Д.Ушинского.

Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели,

Идея народности воспитания. Мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагогической теории К. Д. Ушинского. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети начиная с раннего
возраста усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.

Место родного языка в воспитании и обучении детей. К. Д. Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа. По мнению Ушинского, родной язык “является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ”, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.

В своем труде “Человек как предмет воспитания К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог: строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. Заслуга К. Д. Ушинского заключается в том, что он изложил психологические основы дидактики. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения.

23. Теория свободного воспитания и образования Л.Н.Толстого и Яснополянская школа

Дав острую критику современной школы, Толстой противопоставил ей свою систему воспитания, которую, стремился построить на уважении к личности ребенка, на развитии активности и творчества детей. Толстой возражал против угнетения, формализма и зубрежки. Предмет воспитания - свободный ребенок. Ребенок совершенен, естествен и добр по своей натуре, в нем природой заложено влечение к познанию, к образованию, к творчеству. Но проявиться все эти качества в полной мере могут только в атмосфере свободы.

Толстой добивался пробуждения всех творческих возможностей ученика, используя при этом не принуждение, а возбуждение интереса ученика. Главными критериями обучения при этом он считал не усвоенные предметные знания, а охота к учебе.

Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией.



Такой лабораторией, экспериментальной школой была Яснополянская школа, открытая Толстым в его усадьбе Ясная Поляна для крестьянских детей. Обучалось там 37 детей в возрасте 7-15 лет. Кроме Толстого, в ней работали 4 учителя. Она состояла из младшего и старшего классов, каждый с двумя отделениями.

В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка. Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, но они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали. На уроке царила душевная обстановка. Дети в Яснополянской школе видели перед собой не обычного учителя, а своего лучшего друга.

Крупными недостатками Яснополянской школы были: недооценка систематических знаний, отсутствие твердого учебного плана, программ и расписания занятий, отсутствие правильного распорядка, приучающего детей к чувству долга, к организованности и дисциплине.

Среди различных методов обучения Толстой особое место отводил живому слову учителя (рассказ, беседа). Придавая большое значение развитию творчества детей, Толстой рекомендовал давать учащимся самостоятельную работу, например сочинения на различные темы.

Придавая большое значение жизненности преподавания, приучая учащихся к наблюдательности, Толстой широко практиковал в Яснополянской школе экскурсии и опыты, пользовался таблицами и картинами, отдавая должное принципу наглядности.

По вечерам Толстой читал с детьми книги, рассказывал им об Отечественной войне 1812 г., о случаях из собственной жизни. Толстой старался пробудить у детей чувство патриотизма, вызвать у них интерес к отечественной истории. Под его руководством ученики собирали фольклор в деревнях своего уезда, писали рассказы, которые публиковались в приложении к журналу «Ясная Поляна».

24. Нерусская школа в России. Система Н.И.Ильминского. Развитие школы и педагогики татарского народа.

Политика царизма в области просвещения была направлена на насильственное
«обрусения» нерусских национальностей, сознательно задерживая их политическое, экономическое и культурное развитие. Пресекалось открытие светских школ, издание учебников, газет, журналов на родном языке и т.д.

Появление первых нерусских школ относится к середине XVI века первоначально в Казанском крае. Эти школы возникали эпизодически, преимущественно для подготовки из среды «инородцев» миссионеров-священников. Начиная со второй половины XVIII века школьно-миссионерская деятельность среди нерусских народов значительно расширяется и приобретает уже более организованный характер.

После утверждения в 60-е годы XIX века школьных уставов и преобразования на их основе начальной и средней школы царское правительство приступило к разработке государственных документов по организации школ для нерусских народов.

Категорически запрещалось создание школ на родном языке, проведение обучения родному языку в существующих школах во внеурочное время. Виновным в нарушении этих предписаний грозили огромными денежными штрафами и тюремным заключением.

Начиная со второй половины XIX века царское правительство стало насаждать новые миссионерские школы с преподаванием в них на родном языке учащихся по системе Николая Ивановича Ильминского. Главное место в системе Ильминского отводилось распространению религиозного воспитания через миссионерские православные школы. И.И. Ильминский считал, что успеху этих школ будет способствовать первоначальное обучение учащихся на их родном языке с одновременным изучением ими языка русского, после усвоения которого преподавание полностью переводилось на этот язык. Основным типом учебных заведений, через которые осуществлялась система Ильминского, являлись так называемые «братские» школы». Обычно двухгодичное обучение в этих школах шло на родном языке учащихся и носило религиозный характер. Система Ильминского использовала родные языки как средство насаждения и распространения среди них православной веры и монархических убеждений. Однако использование родного языка в этих школах стимулировало развитие родных языков, обогащало их новой лексикой и содействовало некоторому росту общей грамотности самого населения.

С принятием ислама татарское просвещение получило бурное развитие. Практически при каждой мечети существовало медресе, в котором студенты учились читать и писать, изучали священное писание Коран. Обучение в медресе было достаточно длительным, по его окончании выпускник знал основы Корана, некоторые правила логики, юриспруденции и мог работать муллой. Шакирды обучались философии Платона и Аристотеля, логике, истории ислама, географии, медицине, диалектике, арабскому, турецкому и персидскому языкам. Однако в программах отсутствовали математика, физика, химия. Неэффективной была методика обучаемым дисциплинам. При обучении чтению придерживались старого
буквослогательного метода, поэтому многие учащиеся даже после 2-3 лет обучения все еще не умели читать. В классных комнатах отсутствовала доска, так как она ассоциировалась с иконой, за исключением скамеек и столиков не было школьной мебели.

Передовые татарские общественные деятели осознали необходимость коренных перемен в системе образования, что выразилось в джадидистском движении. Выдающиеся деятели татарского просвещения Ш.Марджани, К.Насыри и др. осознавали необходимость изменения учебных программ путём введения в них арифметики, алгебры, химии, физики, астрономии, юриспруденции и т.д. Главным направлением при реформировании образования в русле джадидизма был поворот к светскому образованию. В новометодных школах преподавался русский язык.

25. Видные татарские просветители второй половины Х1Х века

Каюм Насыри. Важное значение для просвещения татарского народа, по мнению К.Г.Насыри, имело знакомство и сближение с русской культурой. Внес значительный вклад в развитие различных отраслей гуманитарных наук, заложил основы современного татарского литературного языка. Значительная часть научных исследований К.Насыри посвящены изучению истории татарского народа, России, всеобщей истории. В его исследованиях по этнографии приводится большое количество народных примет, сказок, пословиц, песен, описаний свадебных, похоронных и других семейных обрядов, предметов материальной культуры татарского народа – жилища, одежды, пищи, сведения о народной медицине. Ученым опубликовано первое научно-популярное сочинение на татарском языке. Множество полезных сведений содержат труды К.Насыри по естественным наукам. Под руководством К.Насыри издавался ежегодный календарь («Казан календаре») в котором, помимо собственно календарных сведений, помещалось множество научного и литературного материала.

Марджани Шихабетдин. Ш.Марджани занимался сбором и переписью исторических рукописей, документов, часть которых позднее вошла в его труды. У Ш.Марджани зародились идеи религиозного реформаторства. В 1876–1884 гг. первым из представителей мусульманского духовенства был преподавателем мусульманского вероучения в Казанской татарской учительской школе. На IV археологическом съезде первым из татарских ученых выступил с докладом по истории Болгара и Казани. В своем медресе Ш.Марджани вел занятия, основываясь на принципах собственной педагогической концепции, одной из главных