Файл: Литература второй половины xix века. И. С. Тургенев.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рассказы этой книги только о любви, о ее "темных" и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях", - писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству. Бунин воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную романтическим ореолом. Любви, в понимании Бунина, противопоказаны будни, всякая длительность, пусть даже в желанном браке, она - озарение, "солнечный удар", нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется ("Старый порт"), и где томится не узнанная ("Ида"), и где переходит в страсть ("Убийца"). Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические потенции человека - но это состояние не может длиться долго. Чтобы любовь не выдохлась, не исчерпала себя, необходимо расстаться - и навсегда, Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешивается рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Повесть "Митина любовь" кончается самоубийством героя. Смерть здесь трактуется как единственная возможность освобождения от любви.
Вопрос 17. Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне».
Спор о человеке. Наверное, эту социально-философскую проблему можно назвать центральной в произведении Максима Горького «На дне». Именно конфликт, основанный на этом споре является «двигателем» сюжета и именно вокруг него раскрывается позиция и мнение самого автора. Но перед тем, как мы начнем рассматривать сюжет, конфликт в произведении и мнение Горького касательно его решения, следует рассмотреть то, в какой обстановке происходит действие пьесы.
В качестве персонажей, которым придётся «спорить о человеке» Горький выбрал сломленных жизнью, бедных людей, опустившихся в результате каких-то жизненных обстоятельств и трудностей «на дно», а именно – в захудалую ночлежку для бедняков.
Именно в эту убогую обстановку к сломленным или по крайней мере испытанным жизнью людям попадает один из центральных персонажей пьесы – старик-бродяга по имени Лука. Будучи достаточно мудрым и искренне любящим людей человеком, Лука видит в каждом обитателе ночлежки не бедняка и опустившегося на дно человека, а самостоятельную и независимую личность, сломленную либо жестокой жизнью и тяжелыми жизненными обстоятельствами, либо собственными ошибками прошлого, за которые, старик, однако, не спешит винить никого. В каждом «потерянном» он видит человека, который, если поймет и примет свои ошибки и начнёт действовать, то, по мнению Луки, обретёт шанс на уход из захудалой ночлежки и возвращение к старой, более достойной жизни.
Он искренне поддерживает людей и подставляет им своё плечо, видя в каждом из них лишь лучшее. Он воодушевляет Актера на излечение от алкоголизма, видит в проститутке Насте девушку, мечтающую о настоящей и чистой любви. Но от так же вступает и в конфликт с Сатиным, поскольку последний считает, что на великие поступки и исправление своих ошибок способны лишь свободные люди, а Лука лишь делает обитателей ночлежки зависимыми от его сострадания и жалости.
И в правду, дальнейший сюжет доказывает, что лишь те, кто были сильными и свободными смогли исправить своё положение. Несвободные же и зависимые от других людей, от религии, от жалости и сострадания к ним со стороны Луки, люди так и не смогли исправиться, а кто-то даже загнал себя в еще более худшее положение. Так, тот же Актер, воодушевленный Лукой, после его ухода столкнулся с жестокой реальностью, где надо быть сильными и крепко и стойко переживать удары судьбы. Не в силах справиться в жестокостью реального мира без чьей-либо поддержки, Актер уходит из мира.
Таким образом, мы можем видеть, что позиция самого Горького намного ближе к жестокому, но так же верящему в то, что «Человек – это звучит гордо!» Сатину, чем к мягкому, сострадающему всем и каждому, Луке.
Вопрос 18. Тема любви в прозе А. И. Куприна («Гранатовый браслет»).
Главная тема рассказа «Гранатовый браслет» –тема любви: чистой, покорной, но безответной. Главная мысль в том, что настоящая любовь одна, и ее нельзя упускать, ибо потом уже не найдёшь. Могут попадаться хорошие варианты, но такой любви, как первая, к сожалению, уже не будет.
События разворачиваются на даче княжеской семьи Шеиных, у Черного моря. Он любуется ею издали, хранит ее образ в своем сердце, лишь иногда позволяя напомнить о себе. Вера Николаевна, взаимностью ответить, конечно, не может: она замужем. Муж Веры и ее брат знают об этом поклоннике. Он вызывает у них улыбку, смешанную с жалостью: все понимают, насколько тщетны любые его попытки. Понимая, что его существование отравляет жизнь любимой женщины, Желтков решает уйти из этой жизни. Он словно наказывает сам себя за совершенное преступление: ведь он хотел то, чего нельзя было хотеть. Вера Николаевна только после смерти поклонника смогла понять всю силу его любви и преданности, но изменить уже было ничего нельзя.
Грустная история и, в то же время, счастливая. Нужно уметь любить, не требуя ничего взамен, и не бояться казаться смешным и глупым из-за проявления своих чувств.
Вопрос 19. Поэзия «серебряного века» (общий обзор, направления).
Вопрос 20. Тема Родины в лирике А. А. Блока.
А.Блок, прежде чем преступить к написанию произведений про Родину попробовал много других направлений. Но про Россию, про Родину он начал писать, после того как увлекся окружающим миром вокруг себя.
В глазах поэта Родина выглядела по-разному как две стороны одной медали. Вроде бы все хорошо и все всем довольны с другой бедность и нищета простых людей. Он как можно лучше раскрыл тему многогранности и величии России развитие экономики и промышленности и безработицу на улицах.
В итоге главное, что видим мы во всех его произведениях, – это бесконечная любовь поэта и вера в силу и возможности России. Он полон уверенности в том, что, сколько бы не пришлось пережить страданий и падений, она все равно выстоит, и будет идти, вперед, развиваться и становиться более сильной. Все испытания, которые выпали на ее пути это все мелочи, они делают ее только совершеннее и могущественней.
А. Блок видит не только современную любимую ему Родину. Он показывает все ее внутренние богатства и путь дальнейшего развития своей страны. Он представляет ее в своих произведениях во всей красе, рисуя разные ее образы. То он описывает ее, как волшебную страну, населенную тайной, то предстает она в образе молодой и сильной женщины.
Для поэта Россия выглядит, словно многодетная мать, выращивающая кучу детей и которая хочет успеть помочь всем и сразу. Эта женщина, которая отдала все свои силы и теперь ждет от своих сыновей и дочерей тепла и ласки. она ждет ответной любви от своих чад..
Но есть и противоречия где поэт наоборот видит ее юной и дерзкой девушкой. Которая пытается все делать по своему, ей не кто не указ, что захотела, сделала, захотела пошла вперед не спрашивая не у кого разрешения. Вот такой он видит свою Родину Россию матушку.
Вопрос 21. Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
Поэма была написана в январе 1918 года за 20 дней. Ещё были свежи воспоминания об Октябрьской революции. Россия находится географически и в Европе, и в Азии. Блок прямо говорит в поэме, что мы–скифы, мы–азиаты, с раскосыми и узкими глазами. В результате столкновения цивилизованной Европы и дикой Азия рождается новая Россия.
Место действия поэмы – Петроград. Это уже не тот величественный город, Северная Венеция, построенная Петром I. Сейчас этот город холодный, безжизненный, голодный, потерянный, да ещё и насквозь продуваемый холодными ветрами с Балтики.
Революция подобна стихии. Сильный ветер, не переставая, несёт снег. Люди не могут стоять на ногах. Так и революция выбивает людей из колеи налаженной жизни. И несёт их, как снег, по России. Для Блока революция – это катастрофа вселенского масштаба. Революция разрушает старый мир. А новый мир ещё не построен.
Весь старый мир озлобился на новый. Людям кажется, что это конец света, а раз так, то на фоне анархии и безвластия выползают на свет бандиты всех мастей, выдающие себя за революционеров. И начинается разгульная вакханалия – убийства, грабежи, насилие. В их руках обычный ножик становится грозным оружием против обывателей, простых людей. Об этом говорит строчка: «Уж я ножичком полосну, полосну!»
Поэт понимает революцию, как стихию народа. Нет ничего страшнее русского бунта, а революция тот же бунт, только управляемый большевиками во главе с Лениным.
Они видят в революции благо для всех. Они теперь полноправные хозяева новой России, собираются на собрания, обсуждают, постановляют держать революционный шаг, потому что враг не дремлет. Они сметают всех и всё на своём пути. Революция не бывает без жертв, потому что старый мир не хочет сдавать свои позиции. И вся власть Учредительному собранию.
Революция в поэме – это ветер. Он символизирует перемены. Как ветер, так и революция, не знает преград. Она затронула всех людей. Одних ветер сбивает с ног, валит на землю, не даёт двигаться вперёд. Других, наоборот, ветер толкает в спину, и помогает взлететь на самый верх.
Число 12 – это число людей в отряде, это - число глав поэмы, это – количество месяцев в году, это – число апостолов. Двенадцать человек отреклись от Христа. Но он неотлучно следует за ними. Точнее, над ними. Он должен привести Россию к возрождению. Блок верит в это.
Интересно, что он смотрит на все происходящие события как-бы со стороны, оценивает их. Об этом говорят фразы: «А вон…», « А вот…» Русская интеллигенция по-разному восприняла революцию. Многие, как и Блок, были сторонними наблюдателями. Некоторые в ней потеряли себя так, что потом не смогли найти в ней своё место.
Вопрос 22. Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой.
Чтобы раскрыть тему поэта и поэзии в лирике Ахматовой, я прочитал стихи поэтессы и попытался их проанализировать. Творчество ее можно смело назвать оригинальным. Она воспитывалась как автор и совершенствовалась, изучая классику. Образцами для подражания для нее становились Тютчев и Пушкин. Их так же, как и Ахматову, волновали вопросы, связанные с собственной деятельностью. Они говорили о качествах, которыми должен обладать поэт, о его роли в социуме. Среди затрагиваемых тем также была цель поэзии. Над данными вопросами задумывалась и Ахматова. Неудивительно, что в своих стихах она довольно часто говорит обо всем этом. Тем более, что поэтессу волновала также судьба собственного народа и отчизны как таковой. Поэтессу волновал вопрос собственной роли в обществе. Назвать это случайностью нельзя. Корни данного явления кроются в мировосприятии самой поэтессы. Она всегда воспринимала себя, как частичку чего-то важного, великого. Например, народа, государства и истории. Невзирая на то, что автор предвещала себе короткую жизнь, она оказалась долгой и плодотворной, наполненной жизненными испытаниями. Неудивительно, что в разные периоды она по-разному воспринимала и собственное предназначение. Впервые об этом поэтесса заговорила, когда придерживалась акмеизма. Спустя определенный промежуток времени от этого течения она начала отходить. Ориентир у нее стал несколько иным. Единственный, кто вызывал у нее восторг, был Пушкин. Она даже посвятила ему один из собственных стихов. При этом завершила она его весьма неординарно. Назвав поэта растрепанным, она указала на его душевную раскрепощенность и некую вольность. Именно благодаря пушкинским стихам у поэтессы появился особый образ музы. Она называла ее реальным воплощением собственного сознания. Муза в ее произведениях представлена в роли подружки, наставника, сестры. Именно она не покидает поэтессу на протяжении всего творческого периода. Нередко Ахматова придает ей человеческие, реальные черты
М. Горький.
Вопрос 17. Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне».
Спор о человеке. Наверное, эту социально-философскую проблему можно назвать центральной в произведении Максима Горького «На дне». Именно конфликт, основанный на этом споре является «двигателем» сюжета и именно вокруг него раскрывается позиция и мнение самого автора. Но перед тем, как мы начнем рассматривать сюжет, конфликт в произведении и мнение Горького касательно его решения, следует рассмотреть то, в какой обстановке происходит действие пьесы.
В качестве персонажей, которым придётся «спорить о человеке» Горький выбрал сломленных жизнью, бедных людей, опустившихся в результате каких-то жизненных обстоятельств и трудностей «на дно», а именно – в захудалую ночлежку для бедняков.
Именно в эту убогую обстановку к сломленным или по крайней мере испытанным жизнью людям попадает один из центральных персонажей пьесы – старик-бродяга по имени Лука. Будучи достаточно мудрым и искренне любящим людей человеком, Лука видит в каждом обитателе ночлежки не бедняка и опустившегося на дно человека, а самостоятельную и независимую личность, сломленную либо жестокой жизнью и тяжелыми жизненными обстоятельствами, либо собственными ошибками прошлого, за которые, старик, однако, не спешит винить никого. В каждом «потерянном» он видит человека, который, если поймет и примет свои ошибки и начнёт действовать, то, по мнению Луки, обретёт шанс на уход из захудалой ночлежки и возвращение к старой, более достойной жизни.
Он искренне поддерживает людей и подставляет им своё плечо, видя в каждом из них лишь лучшее. Он воодушевляет Актера на излечение от алкоголизма, видит в проститутке Насте девушку, мечтающую о настоящей и чистой любви. Но от так же вступает и в конфликт с Сатиным, поскольку последний считает, что на великие поступки и исправление своих ошибок способны лишь свободные люди, а Лука лишь делает обитателей ночлежки зависимыми от его сострадания и жалости.
И в правду, дальнейший сюжет доказывает, что лишь те, кто были сильными и свободными смогли исправить своё положение. Несвободные же и зависимые от других людей, от религии, от жалости и сострадания к ним со стороны Луки, люди так и не смогли исправиться, а кто-то даже загнал себя в еще более худшее положение. Так, тот же Актер, воодушевленный Лукой, после его ухода столкнулся с жестокой реальностью, где надо быть сильными и крепко и стойко переживать удары судьбы. Не в силах справиться в жестокостью реального мира без чьей-либо поддержки, Актер уходит из мира.
Таким образом, мы можем видеть, что позиция самого Горького намного ближе к жестокому, но так же верящему в то, что «Человек – это звучит гордо!» Сатину, чем к мягкому, сострадающему всем и каждому, Луке.
А. И. Куприн.
Вопрос 18. Тема любви в прозе А. И. Куприна («Гранатовый браслет»).
Главная тема рассказа «Гранатовый браслет» –тема любви: чистой, покорной, но безответной. Главная мысль в том, что настоящая любовь одна, и ее нельзя упускать, ибо потом уже не найдёшь. Могут попадаться хорошие варианты, но такой любви, как первая, к сожалению, уже не будет.
События разворачиваются на даче княжеской семьи Шеиных, у Черного моря. Он любуется ею издали, хранит ее образ в своем сердце, лишь иногда позволяя напомнить о себе. Вера Николаевна, взаимностью ответить, конечно, не может: она замужем. Муж Веры и ее брат знают об этом поклоннике. Он вызывает у них улыбку, смешанную с жалостью: все понимают, насколько тщетны любые его попытки. Понимая, что его существование отравляет жизнь любимой женщины, Желтков решает уйти из этой жизни. Он словно наказывает сам себя за совершенное преступление: ведь он хотел то, чего нельзя было хотеть. Вера Николаевна только после смерти поклонника смогла понять всю силу его любви и преданности, но изменить уже было ничего нельзя.
Грустная история и, в то же время, счастливая. Нужно уметь любить, не требуя ничего взамен, и не бояться казаться смешным и глупым из-за проявления своих чувств.
Поэзия «серебряного века».
Вопрос 19. Поэзия «серебряного века» (общий обзор, направления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.
А. А. Блок.
Вопрос 20. Тема Родины в лирике А. А. Блока.
А.Блок, прежде чем преступить к написанию произведений про Родину попробовал много других направлений. Но про Россию, про Родину он начал писать, после того как увлекся окружающим миром вокруг себя.
В глазах поэта Родина выглядела по-разному как две стороны одной медали. Вроде бы все хорошо и все всем довольны с другой бедность и нищета простых людей. Он как можно лучше раскрыл тему многогранности и величии России развитие экономики и промышленности и безработицу на улицах.
В итоге главное, что видим мы во всех его произведениях, – это бесконечная любовь поэта и вера в силу и возможности России. Он полон уверенности в том, что, сколько бы не пришлось пережить страданий и падений, она все равно выстоит, и будет идти, вперед, развиваться и становиться более сильной. Все испытания, которые выпали на ее пути это все мелочи, они делают ее только совершеннее и могущественней.
А. Блок видит не только современную любимую ему Родину. Он показывает все ее внутренние богатства и путь дальнейшего развития своей страны. Он представляет ее в своих произведениях во всей красе, рисуя разные ее образы. То он описывает ее, как волшебную страну, населенную тайной, то предстает она в образе молодой и сильной женщины.
Для поэта Россия выглядит, словно многодетная мать, выращивающая кучу детей и которая хочет успеть помочь всем и сразу. Эта женщина, которая отдала все свои силы и теперь ждет от своих сыновей и дочерей тепла и ласки. она ждет ответной любви от своих чад..
Но есть и противоречия где поэт наоборот видит ее юной и дерзкой девушкой. Которая пытается все делать по своему, ей не кто не указ, что захотела, сделала, захотела пошла вперед не спрашивая не у кого разрешения. Вот такой он видит свою Родину Россию матушку.
Вопрос 21. Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
Поэма была написана в январе 1918 года за 20 дней. Ещё были свежи воспоминания об Октябрьской революции. Россия находится географически и в Европе, и в Азии. Блок прямо говорит в поэме, что мы–скифы, мы–азиаты, с раскосыми и узкими глазами. В результате столкновения цивилизованной Европы и дикой Азия рождается новая Россия.
Место действия поэмы – Петроград. Это уже не тот величественный город, Северная Венеция, построенная Петром I. Сейчас этот город холодный, безжизненный, голодный, потерянный, да ещё и насквозь продуваемый холодными ветрами с Балтики.
Революция подобна стихии. Сильный ветер, не переставая, несёт снег. Люди не могут стоять на ногах. Так и революция выбивает людей из колеи налаженной жизни. И несёт их, как снег, по России. Для Блока революция – это катастрофа вселенского масштаба. Революция разрушает старый мир. А новый мир ещё не построен.
Весь старый мир озлобился на новый. Людям кажется, что это конец света, а раз так, то на фоне анархии и безвластия выползают на свет бандиты всех мастей, выдающие себя за революционеров. И начинается разгульная вакханалия – убийства, грабежи, насилие. В их руках обычный ножик становится грозным оружием против обывателей, простых людей. Об этом говорит строчка: «Уж я ножичком полосну, полосну!»
Поэт понимает революцию, как стихию народа. Нет ничего страшнее русского бунта, а революция тот же бунт, только управляемый большевиками во главе с Лениным.
Они видят в революции благо для всех. Они теперь полноправные хозяева новой России, собираются на собрания, обсуждают, постановляют держать революционный шаг, потому что враг не дремлет. Они сметают всех и всё на своём пути. Революция не бывает без жертв, потому что старый мир не хочет сдавать свои позиции. И вся власть Учредительному собранию.
Революция в поэме – это ветер. Он символизирует перемены. Как ветер, так и революция, не знает преград. Она затронула всех людей. Одних ветер сбивает с ног, валит на землю, не даёт двигаться вперёд. Других, наоборот, ветер толкает в спину, и помогает взлететь на самый верх.
Число 12 – это число людей в отряде, это - число глав поэмы, это – количество месяцев в году, это – число апостолов. Двенадцать человек отреклись от Христа. Но он неотлучно следует за ними. Точнее, над ними. Он должен привести Россию к возрождению. Блок верит в это.
Интересно, что он смотрит на все происходящие события как-бы со стороны, оценивает их. Об этом говорят фразы: «А вон…», « А вот…» Русская интеллигенция по-разному восприняла революцию. Многие, как и Блок, были сторонними наблюдателями. Некоторые в ней потеряли себя так, что потом не смогли найти в ней своё место.
А. А. Ахматова.
Вопрос 22. Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой.
Чтобы раскрыть тему поэта и поэзии в лирике Ахматовой, я прочитал стихи поэтессы и попытался их проанализировать. Творчество ее можно смело назвать оригинальным. Она воспитывалась как автор и совершенствовалась, изучая классику. Образцами для подражания для нее становились Тютчев и Пушкин. Их так же, как и Ахматову, волновали вопросы, связанные с собственной деятельностью. Они говорили о качествах, которыми должен обладать поэт, о его роли в социуме. Среди затрагиваемых тем также была цель поэзии. Над данными вопросами задумывалась и Ахматова. Неудивительно, что в своих стихах она довольно часто говорит обо всем этом. Тем более, что поэтессу волновала также судьба собственного народа и отчизны как таковой. Поэтессу волновал вопрос собственной роли в обществе. Назвать это случайностью нельзя. Корни данного явления кроются в мировосприятии самой поэтессы. Она всегда воспринимала себя, как частичку чего-то важного, великого. Например, народа, государства и истории. Невзирая на то, что автор предвещала себе короткую жизнь, она оказалась долгой и плодотворной, наполненной жизненными испытаниями. Неудивительно, что в разные периоды она по-разному воспринимала и собственное предназначение. Впервые об этом поэтесса заговорила, когда придерживалась акмеизма. Спустя определенный промежуток времени от этого течения она начала отходить. Ориентир у нее стал несколько иным. Единственный, кто вызывал у нее восторг, был Пушкин. Она даже посвятила ему один из собственных стихов. При этом завершила она его весьма неординарно. Назвав поэта растрепанным, она указала на его душевную раскрепощенность и некую вольность. Именно благодаря пушкинским стихам у поэтессы появился особый образ музы. Она называла ее реальным воплощением собственного сознания. Муза в ее произведениях представлена в роли подружки, наставника, сестры. Именно она не покидает поэтессу на протяжении всего творческого периода. Нередко Ахматова придает ей человеческие, реальные черты