Файл: Курсовая работа по теме Информационнокоммуникационные технологии в системе образования.pdf
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М И Н О Б Р Н А У К И Р О С С И И федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ОмГПУ») факультет естественнонаучного образования кафедра основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии
Курсовая работа по теме:
«Информационно-коммуникационные технологии в системе
образования»
Выполнила: магистрант 2 года обучения, направление подготовки
Педагогическое образование, направленность
Естественнонаучное образование
Гребенникова А.И.
Проверил научный руководитель: к.п.н, доцент каф. БЖД и методики обучения биологии
Полещук П.В.
2016
2
Содержание
Введение………………….………………………………………….…..….3
Глава I. Понятие и общая характеристика информационно- коммуникационных технологий
1.1.Основные понятия информационно-коммуникационных технологий…....7 1.2. Эволюция информационно-коммуникационных технологий…….......….11 1.3. ИКТ, применяемые в образовании……………….......................................16 1.4. Использование возможностей Microsoft PowerPoint для организации об- разовательного процесса…………………….............…………………………..25
Глава II. Разработка учебного занятия по предмету «БЖД» с использо- ванием информационно-коммуникационных технологий
2.1. Методические рекомендации при подготовке учебного занятия по пред- мету «БЖД» с использованием информационно-коммуникационных техно- логий………………………………………………………………..………….…28 2.2 Разработка учебного занятия с использованием средств ИКТ ..……... …33
Выводы…………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………………..………………..…42
Приложения……………………………………………..……..……….…44
3
Введение
Фокус образовательной парадигмы в XXI веке сместился с преподава- теля и процесса преподавания на учащегося и процесс обучения. Перед педа- гогами сегодня стоит задача максимально эффективного использования ИКТ для поддержки преподавания и процесса обучения.
Задача накопления, обработки и обмена информацией стояла перед че- ловечеством на всех этапах его развития и во всех сферах деятельности, в частности, в процессе обучения. Естественно, что в связи с этим создается информационное обеспечение процесса обучения — система форм и методов его отображения на каком-то носителе информации.
Достаточно долго основным носителем этого обеспечения и основным инструментом для решения задач накопления, обработки и распространения полученной информации были мозг, язык и слух человека.
Положение в корне изменилось с появлением компьютеров. Правда, сначала они использовались в основном как большие автоматические ариф- мометры.
Принципиально новый шаг был сделан, когда от применения компью- теров для решения отдельных задач перешли к использованию их для си- стемной автоматизации тех или иных законченных участков деятельности человека по пeреработке информации.
Решающее значение для эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информаци- онные базы. Это означает, что в памяти компьютера постоянно сохраняется информация нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система
[14].
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием тех- ники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны раз- витием информационного общества, в котором основной ценностью стано-
4 вится информация и умение работать с ней. Соответственно, одной из глав- ных задач современной системы образования является разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного обще- ства. Основной целью педагогических коллективов является создание усло- вий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рас- сматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации [10].
Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций создает основу для осуществления научных и образовательных и научных программ на качественно новом уровне. Создание скоростных телекоммуни- каций и разработка технологий реального времени дает возможность реали- зации моделей распределенной образовательной среды, построенной на тех- нологиях удаленного доступа к информационным ресурсам и компьютерных средствах общения [7].
Несмотря на дефицит телекоммуникационных ресурсов, уже сейчас эти технологии прочно вошли в практику образовательных учреждений. Элек- тронную почту, которая десять лет назад казалась значительным прогрессом в развитии коммуникационных технологий, сменили on-line технологии. А уникальные лабораторные экспериментальные и вычислительные комплексы стали доступны благодаря средствам автоматизации и компьютерным техно- логиям дистанционного управления.
Преимущества таких технологий очевидны. Они позволяют объединять материальные и вычислительные ресурсы образовательных и научных цен- тров для решения сложных задач, привлекать ведущих специалистов и созда- вать распределенные научные лаборатории, организовывать оперативный до- ступ к ресурсам коллективного пользования и совместное проведение вычис-
5 лительных и лабораторных экспериментов, осуществлять совместные науч- ные проекты и образовательные программы.
Важным качеством современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является их универсальность, они могут быть основой в организации любой деятельности, связанной с информационным обменом, основой в создании общего информационного пространства [4].
Информационные технологии возникают как средство разрешения про- тиворечия между накапливающимися во всё возрастающих объемах знания- ми, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального ис- пользования, с другой стороны. Отсюда и двоякая роль ИКТ: с одной сторо- ны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс обще- ства, а с другой – средство реализации социальных технологий и преобразо- вания их в социально-информационные технологии, которые уже могут непосредственно использоваться в системах государственного управления и общественного самоуправления.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образо- вания, ориентированного на вхождение в мировое образовательное про- странство.
Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, со- храняющих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Совершено необхо- димым становится подход к изучению знания в целом, к установлению свя- зей между отдельными областями знаний.
На фоне интенсивной инфор- матизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования [1]
В этом направлении идёт и процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидак- тики в повышении эффективности образовательных структур; научная разра- ботка и практическое обоснование новых идей и технологий; усиление вни- мания развивающей функции обучения; реализация принципа гуманизации и гуманитаризации образования.
6
Учитывая требования современного образования, будущему учителю необходимо научиться ориентироваться в широком спектре современных ин- новационных технологий, идей, школ, направлений и не тратить время на от- крытие уже известного.
Анализ литературных источников показал, что в настоящее время до- статочно полно разработаны теоретические основы информатизации образо- вания. Педагогический опыт подтверждает наличие условий для внедрения этих инноваций, то есть оснащение кабинетов учебных заведений дидактиче- ской техникой, что позволяет в полной мере использовать информационно- коммуникативные технологии в образовательном процессе.
Противоречие заключается в том, что имея теоретическое и материаль- но – техническое оснащение УВП, учитель не готов его использовать в виду содержательно – организационной неподготовленности.
Цель данной работы: рассмотреть особенности проектирования ИКТ в образовательном процессе, разработать план-конспект учебного занятий с использованием ИКТ.
Объект: информационно-коммуникативные технологии
Предмет: разработка и использование информационно- коммуникативных технологий в образовательном процессе
Задачи:
• Провести анализ источников информации на предмет выявления осо- бенностей ИКТ, специфики их моделирования и внедрения в образова- тельный процесс.
• Изучить многообразие ИКТ в процессе обучения в учебных заведениях различных типов.
• Выявить роль и место ИКТ в образовательном процессе
• Разработать учебное занятие по предмету «БЖД»
7
Глава 1. Понятие и общая характеристика
информационно-коммуникационных технологий
1.1. Основные понятия информационно-
коммуникационных технологий
В настоящее время в сфере образования существует ряд понятий, свя- занных с интенсивным процессом информатизации.
Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объек- те.
Информационная технология – это педагогическая технология, исполь- зующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний [20].
Последние годы термин «информационные технологии» часто высту- пает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информа- ционные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применени- ем компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляю- щей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Совре- менные информационные технологии».
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обоб- щающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами
ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
8
Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимают программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессор- ной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транс- лирования информации, информационного обмена, обеспечивающие опера- ции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компью- терных сетей (в том числе глобальных).
К средствам современных информационных и коммуникационных тех- нологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода- вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графи- ческой информацией, средства архивного хранения больших объемов ин- формации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устрой- ства для преобразования данных из графической или звуковой формы пред- ставления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипули- рования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и
«Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных про- грамм и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информа- ционное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном
(в рамках всемирной информационной среды) [15].
Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя определению академика Б.Н.Глушкова (информационные технологии — процессы, связанные с переработкой информации), информационные техно- логии использовались всегда, т.е любая педагогическая технология — ин- формационная. Когда же компьютеры стали широко использоваться в обра- зовании, появился термин "новая информационная технология обучения".
9
В образовании "педагогическая технология" и "информационная тех- нология" — это в определенном смысле синонимы.
Говорить о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если она:
— удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предва- рительное проектирование, воспроизводимость, целеполагание, целост- ность);
— решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены.
При этом средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.
Информационное обеспечение процесса обучения должно целостно, системно описывать все его компоненты, давать возможность в каждом его звене оптимально решать необходимые дидактические задачи на основе но- вых информационных технологий.
Абсолютное большинство методических указаний по использованию компьютеров и новых информационных технологий в процессе обучения один к одному соответствуют хорошо известным руководствам по использо- ванию ТСО на уроках. Что, где и когда применять, опираясь на эти инструк- ции и личный опыт, учитель определяет сам.
Информатизация процесса обучения рассчитана на то, что учитель при планировании своей деятельности, опирается на закономерности, принципы обучения и рекомендации компьютера, и тем самым выбирает оптимальный ее вариант [14].
Следовательно, речь должна идти не об отдельных способах информа- тизации, а именно о системе способов, в совокупности охватывающие все характеристики процесса обучения.
Групп способов информатизации процесса обучения:
• Построение оптимального учебного плана школы.
• Построение электронных моделей школьных учебников.
10
• Построение полного внутришкольного педагогического мониторинга.
• Построение и проведение полного внутришкольного психологическо- го
• мониторинга.
• Построение и проведение полного внутришкольного мониторинга
• здоровья и физического развития учащихся.
• Прогнозирование результатов обучения учащихся и класса в целом.
• Оптимизация распределения учебного времени внутри предмета и по
• классу в целом.
• Дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам.
• Оптимальный отбор форм и методов работы на уроке.
• Построение оптимальной системы уроков и каждого урока по теме.
• Оптимальное сочетание управления и самоуправления учебно – позна- вательной деятельностью на уроке.
• Текущий анализ, самоанализ и оперативное регулирование процесса обучения.
• Тематический анализ, самоанализ и стратегическое регулирование процесса обучения.
Сегодня в педагогике сложилась ситуация, когда по-старому невоз- можно, а по-новому не получается. Несмотря на попытки изменить содер- жание и саму систему образования, в педагогической теории и практике остается много неясного и противоречивого. Современный период ученые характеризуют по-разному. И.А.Колесникова называет его эпохой смены пе- дагогик (от классической – к неклассической). Е.А.Ямбург говорит о «кон- фликте парадигм». А.Г.Асмолов, М.А.Гусаковский, В.В.Краевский,
В.В.Сериков, В.И.Слободчиков и другие пишут о кризисе гуманитарности, который трактуется как кризис рациональности и целостности.
Таким образом, в условиях информатизации образования важную роль играют информационные технологии, позволяющие современному учителю модернизировать учебно – воспитательный процесс [3].
11
1.2. Эволюция информационно-коммуникационных технологий
Если в качестве признака информационных технологий выбрать ин- струменты, с помощью которых проводится переработка информации (ин- струментарий технологии), то допускается выделение следующие этапов ее развития:
1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная тех- нология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга.
Коммуникации осуществлялись посредством посылки через почту писем, па- кетов, депеш и др. Главная задача технологии - представление информации в нужной форме.
2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная бо- лее совершенными способами доставки почты, инструментарий которой со- ставляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Главная задача технологии
- представление информации в нужной форме более современными удобны- ми средствами.
3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструмен- тарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные дик- тофоны. Главная задача информационной технологии начинает перемещать- ся с формы представления информации на формирование ее содержания.
4-й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология, главным ин- струментарием которой становятся большие ЭВМ и формируемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно- поисковые системы, оборудованные широким диапазоном базовых и специа- лизированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще больше сдвигается в сторону формирования содержательной стороны ин- формации для управленческой среды всевозможных сфер социальной жизни, в особенности на организацию аналитической работы.