Файл: Курсовая работа по теме Информационнокоммуникационные технологии в системе образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40 4) использование медицинских средств защиты (таблетки «Кетанов» (обез- боливающее средство), таблетки «Цистамин» (радиозащитное средство
)
, таблетки «Этаперазин» (противорвотное средство)
1   2   3   4

Задание на дом
1. Краткий конспект и подготовка устного ответа по теме: «Устройство фильтрующего противогаза, правила применения» (работа с таблицей «Про- тивогаз гражданский фильтрующий ГП-7»)
Даются ответы на вопросы студентов по теме занятия.
Примечание
Курсивом выделен текст, дающийся под запись студентам.

41
Выводы
• Был проведен анализ источников информации на предмет выявления особенностей ИКТ, специфики их моделирования и внедрения в обра- зовательный процесс.
• Выявлено многообразие ИКТ в процессе обучения в учебных заведени- ях различных типов, самыми востребованными из которых в связи с простотой использования и многообразием функций являются компью- терные прикладные программы пакета Microsoft Office.
• Выявлена роль и место ИКТ в образовательном процессе, был сделан вывод о том, что использование ИКТ на занятиях «Безопасность жиз- недеятельности» даёт возможность максимально индивидуализировать обучение, сделать процесс обучения творческим, исследовательским, повышает мотивацию и интерес к изучению предмета.
• Разработано учебное занятие по предмету «БЖД» с использованием различных видов ИКТ

42
Список использованной литературы
1. Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии как фактор модернизации учебного заведения / Анисимов П.Ф. – М, 2004.-
15с.
2. Белозеров Я. Е. Внимание! Радиоактивное заражение / Белозеров Я. Е.,
Несытов Ю. К. - М: Военное издательство министерства обороны СССР,
1982. – 96 с
3. Бент Б. А. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / Бент Б. А. - М:Обучение-Сервис, 2007. - 286с.
4. Бордовский, Г.А. чИспользование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе / Г.А. Бордовский, И.Б. Готская,
С.П. Ильина, В.И. Снегурова. - М: РГПУ, 2007. - 484с.
5. Васильев В.Н. Состояние и перспективы развития / Васильев В.Н., Гугель
Ю.В., Ижванов Ю.Л., Тихонов А.Н., Хоружников С.Э. // Труды XI Все- российской научно-методической конференции 2004.-Том 1.- М: Телема- тика,2004. – 46с.
6. Гальскова Н.Д. Новые технологии общения в контексте современной кон- цепции образования в области иностранных языков / Н.Д.Гальскова //
Иностранные языки в школе. – М, 2009. –15с.
7. Демкин В.П. Научно-образовательная деятельность вузов в системе от- крытого и дистанционного образования / Демкин В.П., Майер Г.В., Можа- ева Г.В., Трубникова Т.В. - Томск: ТГУ, 2002. – 56с.
8. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения / Дво- рецкая А.В. // Педагогические технологии. – М, 2004. – 23с..
9. Климов В.Г. Психолого-педагогические проблемы эффективности исполь- зования информационных и коммуникационных технологий обучения /
Климов В.Г. – М, 2004. – 14с.
10. Крылова Н.Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования / Крылова Н.Б. // Школьные технологии. – М,2004. - 59с.


43 11. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего /
Маклюэн М. Пер. с англ. И.О. Тюриной И.О. – М.: Академический Про- ект: Фонд «Мир», 2005. – 496 с
12. Мантуленко В.В. Мультимедиа в современном образовании / В.В. Манту- ленко. - Самара: Самарский университет, 2006. – 112с.
13. Мантуленко В.В. Роль педагога в условиях использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе / Мантуленко В.В. - Самара:
Самарский научный центр РАН, 2006. – 224с.
14. Мантуленко В.В. Электронные медиа как средство развития познаватель- ного интереса учащихся / Мантуленко В.В. - М.:УРАО, 2006. – 192с.
15.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной дея- тельности / Е.В.Михеева. – М: Издательский центр «Академия», 2005.
– 384с.
16. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобаль- ной коммуникации / Роберт И.В. //Журнал «Информатика и образование»
№5. М, 2008 г. – 23с.
17. Каиров, И.А. Педагогика профессионального образования / И.А. Каиров -
М.: Высшая школа, 2003. – 110с.
18. Протопопова В.В. Медиакомпетентность современного педагога / Прото- попова В.В. // Высшее гуманитарное образование XXI века: Педагогика.
Психология. - Самара: ПГСГА, 2009. – 288с.
19. Тананыхина Ю.А. Информационно-коммуникационные технологии в об- разовании
[Электронный ресурс].

URL:
HYPERLINK
"url:%20http:%2F%2Ffestival.1september.ru%20%2Farticles%2F521935%2F"
/521935 (дата обращения: 14.06.2016).
20. Трайнёв, В.А. Информационные коммуникационные педагогические тех- нологии (обобщения и рекомендации) / В.А. Трайнёв В.А., Трайнёв.И.В. -
М.: 2008. - 48с.

44
Приложения
Приложение 1. Раздаточный материал
А) Ударная волна. Ударная волна- это область резкого сжатия среды, которая распространяется в виде сферического слоя во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью. В зависимости от среды распростране- ния различают ударную волну в воздухе, в воде или грунте.
Ударная волна в воздухе образуется за счет колоссальной энергии, вы- деляемой в зоне реакции, где исключительно высокая температура, а давле- ние достигает миллиардов атмосфер (до 10 5
млрд. Па). Раскаленные пары и газы, стремясь расшириться, производят резкий удар по окружающим слоям воздуха, сжимают их до больших давления и плотности и нагревают до вы- сокой температуры. Эти слои воздуха приводят в движение последующие слои. Таким образом, сжатие и перемещение воздуха происходит от одного слоя к другому во все стороны от центра взрыва, образуя воздушную удар- ную волну. Вблизи центра взрыва скорость распространения ударной волны в несколько раз превышает скорость звука в воздухе. С увеличением рассто- яния от места взрыва скорость распространения волны быстро падает, а ударная волна ослабевает. Воздушная ударная волна при ядерном взрыве средней мощности проходит примерно 1000 метров за 1,4 секунды, 2000 мет- ров - за 4 секунды, 3000 метров - за 7 секунд, 5000 метров - за 12 секунд.
Перед фронтом ударной волны давление в воздухе равно атмосферно- му Р
0
С приходом фронта ударной волны в данную точку пространства дав- ление резко (скачком) увеличивается и достигает максимального, затем, по мере удаления фронта волны, давление постепенно снижается и через неко- торый промежуток времени становится равным атмосферному. Образовав- шийся слой сжатого воздуха называют фазой сжатия. В этот период ударная волна обладает наибольшим разрушающим действием. В дальнейшем, про- должая уменьшаться, давление становится ниже атмосферного и воздух начинает двигаться в направлении, противоположном распространению


45 ударной волны, то есть к центру взрыва. Эта зона пониженного давления называется фазой разрежения. Непосредственно за фронтом ударной волны, в области сжатия, движутся массы воздуха. Вследствие торможения этих масс воздуха, при встрече с преградой возникает давление скоростного напо- ра воздушной ударной волны. Основные параметры ударной волны, характе- ризующие ее разрушающее и поражающее действие: избыточное давление во фронте ударной волны, давление скоростного напора, продолжительность действия волны - длительность фазы сжатия и скорость фронта ударной вол- ны.
Ударная волна в воде при подводном ядерном взрыве качественно напоминает ударную волну в воздухе. Однако на одних и тех же расстояниях давление во фронте ударной волны в воде гораздо больше, чем в воздухе, а время действия - меньше.
При наземном ядерном взрыве часть энергии взрыва расходуется на образование волны сжатия в грунте. В отличие от ударной волны в воздухе она характеризуется менее резким увеличением давления во фронте волны, а также более медленным его ослаблением за фронтом. При взрыве ядерного боеприпаса в грунте основная часть энергии взрыва передается окружающей массе грунта и производит мощное сотрясение грунта, напоминающее по своему действию землетрясения.
Воздействие ударной волны на людей и животных. Ударная волна мо- жет нанести незащищенным людям и животным травматические поражения, контузии или быть причиной их гибели. Поражения могут быть непосред- ственными (в результате воздействия избыточного давления и скоростного напора воздуха) или косвенными (в результате ударов обломками разрушен- ных зданий и сооружений). Воздействие воздушной ударной волны на неза- щищенных людей характеризуется легкими, средними, тяжелыми и крайне тяжелыми травмами.
Гарантированная защита людей от ударной волны обеспечивается при укрытии их в убежищах. При отсутствии убежищ используются противора-

46 диационные укрытия, подземные выработки, естественные укрытия и рельеф местности.
Б) Световое излучение. Световое излучение ядерного взрыва – сово- купность видимого света и близких к нему по спектру ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. Источник светового излучения - светящаяся область взрыва, состоящая из нагретых до высокой температуры веществ ядерного боеприпаса, воздуха и грунта (при наземном взрыве). Температура светящей- ся области в течение некоторого времени сравнима с температурой поверх- ности солнца (максимум 8000-10000 0
С и минимум 1800 0
С). Размеры светя- щейся области и ее температура быстро изменяются во времени. Продолжи- тельность светового излучения зависит от мощности и вида взрыва и может продолжаться до десятков секунд. Поражающее действие светового излуче- ния характеризуется световым импульсом. Световым импульсом называется отношение количества световой энергии к площади освещенной поверхно- сти, расположенной перпендикулярно распространению световых лучей. При ядерном взрыве на большой высоте рентгеновские лучи, излучаемые исклю- чительно сильно нагретыми продуктами взрыва, поглощаются большими толщами разреженного воздуха. Поэтому температура огненного шара (зна- чительно больших размеров, чем при воздушном взрыве) ниже. Количество световой энергии, достигающей объекта, находящегося на определенном расстоянии от наземного взрыва, может составлять для малых расстояний порядка трех четвертей, а на больших - половину импульса при воздушном взрыве такой же мощности.
При наземных и надводных взрывах световой импульс на тех же расстояниях меньше, чем при воздушных взрывах той же мощности.
При подземных или подводных взрывах поглощается почти все свето- вое излучение.
Пожары на объектах и в населенных пунктах возникают от светового излучения и вторичных факторов, вызванных воздействием ударной волны.
Большое влияние оказывает наличие горючих материалов. С точки зрения


47 производства спасательных работ пожары классифицируют по трем зонам: зона отдельных пожаров, зона сплошных пожаров и зона горения и тления.
Воздействие светового излучения на людей и животных. Световое из- лучение ядерного взрыва при непосредственном воздействии вызывает ожо- ги открытых участков тела, временное ослепление или ожоги сетчатки глаз.
Ожоги разделяются по тяжести поражения организма на четыре степени.
Ожоги первой степени выражаются в болезненности, покраснении и при- пухлости кожи. Они не представляют серьезной опасности и быстро вылечи- ваются без каких-либо последствий. При ожогах второй степени образуются пузыри, заполненные прозрачной белковой жидкостью; при поражении зна- чительных участков кожи человек может потерять на некоторое время трудо- способность и нуждается в специальном лечении. Ожоги третьей степени ха- рактеризуются омертвлением кожи с частичным поражением росткового слоя. Ожоги четвертой степени: омертвление кожи более глубоких слоев тканей. Поражение ожогами третьей и четвертой степеней значительной ча- сти кожного покрова может привести к смертельному исходу.
Защита от светового излучения более проста, чем от других поражаю- щих факторов. Световое излучение распространяется прямолинейно. Любая не- прозрачная преграда могут служить защитой от него. Используя для укрытия ямы, канавы, бугры, насыпи, простенки между окнами, различные виды тех- ники, кроны деревьев и тому подобное, можно значительно ослабить или во- все избежать ожогов от светового излучения. Полную защиту обеспечивают убежища и противорадиационные укрытия. Одежда также защищает кожу от ожогов, поэтому ожоги чаще бывают на открытых участках тела. Степень ожогов световым излучением закрытых участков кожи зависит от характера одежды, ее цвета, плотности и толщины (предпочтительна свободная одежда светлых тонов или одежда из шерстяных тканей).
В) Проникающая радиация Проникающая радиация представляет собой гамма-излучение и поток нейтронов, испускаемых в окружающую среду из

48 зоны ядерного взрыва. Также выделяются еще и ионизирующие излучения в виде альфа и бета частиц, имеющих малую длину свободного пробега, вслед- ствие чего их воздействием на людей и материалы пренебрегают. Время дей- ствия проникающей радиации не превышает 10-15 секунд с момента взрыва.
Основные параметры, характеризующие ионизирующие излучения, - доза и мощность дозы излучения, поток и плотность потока частиц.
Ионизирующая способность гамма-излучения характеризует- ся экспозиционной дозой излучения. Единицей экспозиционной дозы гамма- излучения является кулон на килограмм (Кл/кг). В практике в качестве еди- ницы экспозиционной дозы применят несистемную единицу рентген (Р).
Рентген- это такая доза (количество энергии) гамма-излучения, при поглоще- нии которой в 1 см
3
сухого воздуха (при температуре 0
о
С и давлении 760 мм рт. ст.) образуется 2,083 миллиарда пар ионов, каждый из которых имеет заряд, равный заряду электрона.
Степень тяжести лучевого поражения главным образом зависит от по- глощенной дозы. Для измерения поглощенной дозы любого вида ионизиру- ющего излучения установлена единица грей (Гр.). Распространяясь в среде, гамма-излучения и нейтроны ионизируют ее атомы и изменяют физическую структуру веществ. При ионизации атомы и молекулы клеток живой ткани за счет нарушения химических связей и распада жизненно важных веществ по- гибают или теряют способность к дальнейшей жизнедеятельности.
При воздушных и наземных ядерных взрывах близких к земле настолько, что ударная волна может выводить из строя здания и сооружения, проникающая радиация в большинстве случаев для объектов является безопасной. Но с увеличением высоты взрыва она приобретает все большее значение в пора- жении объектов. При взрывах на больших высота и в космосе основным по- ражающим фактором становится импульс проникающей радиации.
Поражение людей и животных проникающей радиацией. При воздей- ствии проникающей радиации у людей и животных может возникнуть луче- вая болезнь. Степень поражения зависит от экспозиционной дозы излучения,