Файл: Курсовая работа по теме Информационнокоммуникационные технологии в системе образования.pdf
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30
• обучающиеся самостоятельно (во внеурочное время) знакомятся с пре- зентацией; она выступает в качестве электронного раздаточного материала
(тестирование, повторение пройденного материала, справочные материалы и т.д.) [5].
Стадия 2. Отбор и организация учебного материала.
На этой стадии в компьютере создается накопительная папка, в которую входят частные папки (для текстов, цитат, иллюстраций, фотогра- фий, упражнений). Затем начинается поиск, сохранение и накопление в папках информации из различных источников. И, наконец, проектирует- ся структура этапов урока с использованием слайд-шоу с учетом технологи- ческого инструментария программы PowerPoint [8].
Написание сценария презентации, включая изготовление изобразительно- го макета (структурного скелета) будущего слайд-шоу. Здесь важно учесть следующие моменты: выделение основных элементов презентации, созда- ние структуры основной части презентации, распределение учебного мате- риала по слайдам, поиск дополнительной информации (при необходимости), продумывание экспозиции, проверка логики подачи материала, подготовка заключения. Уже на данном этапе должен быть разработан комплекс упраж- нений [6].
Техническое воплощение презентации согласно технологии програм- мы PowerPoint и требованиям к наглядности.
Под этим подразумевается:
• простая навигация и управление;
• умеренное эстетическое оформление слайда в соответствии с требо- ваниями, предъявляемыми к опорам и наглядности;
• соответствующий стиль подачи материала (пункты плана, ключевые слова, перечисления), отсутствие сложных грамматических струк- тур и сплошного текста;
31
• предварительный учет вариантов развития урока и ответов обучаю- щихся, а также их фиксация в презентации (через гиперссылку с эффектом скрытого слайда);
• распечатка макета слайда с теми заметками, которые необходимы для подачи информации
Учителю в разработке презентации могут помочь следую- щие технические возможности программы:
1. Шаблоны. Они предоставляют возможность подобрать подходящий дизайн образца слайда в соответствии с темой презентации, позволяя учите- лю не задумываться над его оформлением и не затрачивать время на созда- ние собственного шаблона.
2. Макет слайда. Это набор заполнителей структуры слайда, в качестве которых выступают текст, картинки, таблицы, Диаграммы, графики, аудио- и видеофайлы. Макет определяет также расположение информации на слай- де.
3. Фон слайда. Это основа для смыслового наполнения. Фон может быть однотонным, многоцветным, иметь текстуру (кирпичная кладка и пр.) либо узор (диагональный, плитка и пр.). В качестве фона можно использовать ри- сунок или фотографию. Фон слайдов бывает разным, но обычно все слайды презентации имеют одинаковый цвет, что обеспечивает целост- ность восприятия.
4. Скрытые слайды. С их помощью учитель может использовать одну и ту же презентацию на разных этапах работы над темой. При этом он сознатель- но скрывает от обучающихся те слайды, которые планирует использовать на другом уроке, например, для расширения или углубления ранее изученного материала. Это экономит время, затрачиваемое на подготовку презентации.
5. Эффекты кадровых переходов. Это способы переходов от одного кад- ра к другому, в результате которых происходит обособление смысло- вых фрагментов презентации.
32 6. Эффекты анимации объектов в кадре. Они являются инструментом для дозированной подачи информации внутри кадра. Наиболее оптимальны- ми для учебных и обучающих целей представляются так называемые «про- стые» эффекты:
• для функции «вход» и «выход»: выцветание, проявление с увеличе- нием, проявление с вращением, развертывание;
• для функции «выделение»: высветление, затемнение, дополнитель- ный цвет, подчеркивание, подведение к серому;
• функция «путь перемещения» (следует с осторожностью подходить к этому эффекту),
При показе слайд-шоу стоит помнить о следующем:
- смену слайдов лучше всего осуществлять посредством щелчка мыши или нажатия клавиши ►, а не в автоматическом режиме, чтобы учитель, ре- гулируя смену слайдов, мог между ними прокомментировать материал или сделать к нему необходимые дополнения;
- в процессе демонстрации можно рисовать на слайдах. Рисование в кадре делает возможным ситуативно-обусловленный или непредусмотренный за- ранее комментарий к слайду, составление схемы, либо дополнительное ак- центирование внимания обучающегося на каком-нибудь объекте.
Стадия 3. Критический анализ результатов проделанной работы, а также внесение коррективов в презентацию с учетом обсужден- ных недостатков. На этапе вёрстки происходит окончательная сборка слай- дов презентации PowerPoint, проверяется порядок следования согласно раз- работанной структуры, наличие логических переходов между разделами и отдельными слайдами [7].
33
2.2 Разработка учебного занятия с использованием ИКТ
Актуальные проблемы организации образовательного процесса были положены в основу практической части данной работы.
База: БПОУ «Омский автотранспортный колледж»
Категория обучающихся: студенты
Количество обучающихся в группе: 24 человека
Тип занятия: лекция-презентация, самостоятельная работа студентов в группах.
Тема занятия: «Ядерное оружие и защита от него»
Цель: ознакомиться с основными понятиями темы, изучить современ- ную радиоционную обстановку на примере Омского региона, поработать в группах по вопросу "Поражающие факторы ядерного оружияи способы за- щиты от них".
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал
(5 вариантов), таблица «Противогаз гражданский фильтрующий ГП-7»
Источники: учебники "Гражданская оборона" Кострова А. М. и Ата- манюка В. Г., Ширшева Л. Г., Акимова Н. И
План занятия:
1.Радиоактивность в современном мире.
2. Поражающие факторы ядерного оружия и защита
3. Способы защиты человека от ядерного оружия
Ход и содержание занятия:
Вводная часть 5-7 минут
Первичный опрос студентов
На вопрос «Умеете ли Вы работать на компьютере?» все 24 студента ответили, что они умеют работать на компьютере.
На вопрос «Знакомы ли Вы с программой Power Point?» 24 студента ответили «да».
34
На вопрос «Как Вы считаете, помогали ли Вам электронные материалы презентаций в освоении изучаемого материала?» 22 студента ответили «да»;
2 студента затруднились ответить.
Таким образом, можно сделать вывод, что все учащиеся умеют рабо- тать на компьютере, с информационно-коммуникационными технологиями знакомы.
По ходу занятия задаются вопросы, на которые студенты отвечают устно, а затем знакомятся с правильным вариантом ответа, представленным на слайде презентации Power Point
Контроль в виде Power Point презентации размещен слайдах, представ- ляеющие собой краткий ответ на поставленный вопрос
II. Основная часть 50-60 минут
(лекционная часть –20-25 минут, самостоятельная работа студентов – 30-35 минут)
1.Радиоактивность в современном мире.
По ходу занятия задаются вопросы, на которые студенты отвечают устно, а затем знакомятся с правильным вариантом ответа, представленным на слайде презентации Power Point
Контроль в виде Power Point презентации размещен слайдах, представ- ляеющие собой краткий ответ на поставленный вопрос
Что вы знаете о строении атомного ядра?
Строение электронной оболочки было достаточно изучено к концу XIX
века, но знаний о строении атомного ядра было очень мало, и к тому же они был противоречивы. В 1896 году было открыто явление, получившее назва-
ние радиоактивности (от латинского слова «радиус»- луч). Это открытие сыграло важную роль в дальнейшем излучении строения атомных ядер. Ма- рия Склодовская-Кюри и Пьер Кюри установили, что, кроме урана, еще то- рий, полоний и химические соединения урана с торием обладает таким же излучением, что и уран. Продолжая исследования, они выделили в 1898 году
35
из урановой руды вещество в несколько миллионов раз более активное, чем
уран, и назвали его радием, что значит лучистый.
Что такое радиоактивность?
Вещества, обладающие излучением подобно урану или радию, получили
название радиоактивных ,а само явление называется радиоактивностью.
Можем ли мы столкнуться в повседневной жизни с радиоактивными веществами?
Человек всегда был подвержен действию естественной радиации. Он подвергается воздействию космического излучения. Радиоактивные вещества находятся в земле, в зданиях, в которых мы живем, а также в пище и воде, которые мы потребляем. Радиоактивные газы находятся в воздухе, которым мы дышим, а сам человек радиоактивен, т. к. в живой ткани присутствуют в следовых количествах радиоактивные вещества. Уровни этой естественной или «фоновой» радиации колеблются в значительных пределах. Человек под- вергается облучению двумя способами. Радиация действует снаружи — внешнее облучение. Если же радиоактивные вещества, находящиеся в возду- хе, пище, воде, попадают внутрь организма - это внутреннее облучение.
Большей частью (около 73%) радиация исходит от природных радио-
активных веществ, окружающих нас и находящихся внутри нас, но пример-
но 13% связано с медицинскими процедурами (такой, как рентгеноскопия), а
14% приходит извне в виде космических лучей.
Какова радиационная обстановка в г.Омске?
Радиационный фон в городе Омске на открытой местности в среднем
находится в пределах от 10 до 12 микрорентген/час, в закрытых помещени-
ях до 30 микрорентген/час, что соответствует ПДК по России. Последний
всплеск «радиапаники» пришёлся в Омске на 2011 год – после взрыва на япон-
ской электростанции «Фукусима-1».
В Омске, как и в других регионах, имеется радиационно-гигиенический
паспорт, в котором представлены все источники ионизирующего излучения.
На территории Омской области в 2013 году зарегистрировано 286 организа-
36 ций, работающих с такими источниками. Большинство источников генери- рующие, те же установки для флюорографии в медучреждениях. Остальные – аппараты, содержащие радиоактивное вещество, например, на нефтезаводе, в центре стандартизации и метеорологии, на таможне. Проблемные территории есть в Томской области (горнотехнический комбинат), Новосибирской (спец- комбинат «Родон» захоранивает неиспользуемые радиоактивные отходы), в
Алтайском крае есть районы, подвергшиеся воздействию Семипалатинского ядерного полигона. Мирные ядерные взрывы в своё время проводились в
Кемерово и Тюмени. В радиационно-гигиенический паспорт входит оценка
атмосферного воздуха, состояния водных объектов, пищевых продуктов,
строительных материалов.
В 1991 году с вертолёта над Омской областью были проведены две масштабные аэрогамма-съёмки. Мероприятие затратное, на которое ушли миллионы рублей. Регистрационные приборы по ионизирующему излучению показали несколько участков радиоактивного загрязнения, о которых в реги- оне не сильно распространяются: улицы Красный Пахарь, Тарская, 4-я
Транспортная, 9-я, 10-я и 30-я Северная, 15-я и 16-я Амурская. После аэро- гамма-съёмки провели большие работы по дезактивации, вывезли много ра- диоактивных веществ: цезий, радий, кобальт. Материалы с повышенным со- держанием радионуклидов – казахстанский щебень, который применяли для благоустройства улиц. В итоге все радиоактивные отходы с территории обла- сти вывезли только в 2007 году. Вышеназванные участки до сих пор стоят на контроле, но, по словам специалистов Роспотребнадзора, дозы радиации, ко- торые могли бы нанести ущерб здоровью или окружающей среде, не зафик- сированы.
Какова особенность ядерного оружия?
Ядерное оружие - это оружие массового поражения, действие кото-
рого основано на свойствах ядер химических веществ. Оно обладает огром- ной разрушительной силой.
2. Поражающие факторы ядерного оружия и защита
37
Как распределяются зоны поражения при ядерном взряве? Назовите их.
Рисунок 1. Радиоактивное загрязнение местности
К поражающим факторам ядерного оружия относятся:
А) ударная волна,
Б) световое излучение,
В) проникающая радиация,
Г) радиоактивное заражение,
Д) электромагнитный импульс.
Работа по подгруппам (5 подгрупп). Каждая подгруппа делает краткий конспект по одному из поражающих факторов, пользуясь раздаточным мате- риалом. В группах подготавливается устный ответ по следующему плану:
- поражающий фактор
- его характеристика
- последствия
- защита населения
3.Способы защиты человека от ядерного оружия
Защита населения от оружия массового поражения - одна из главных задач гражданской обороны.
38
Планируются и проводятся в комплексе три основных способа защи-
ты:
-использование населением средств коллективной защиты;
-использование защитных свойств местности;
-использование населением средств индивидуальной защиты.
III. Заключительная часть 20 - 30 минут
Проверка результатов самостоятельной работы
Опишите каждый из поражающих факторов ядерного оружия.
Каждая группа приступает к представлению своего вопроса, над которым она работала. Ответ группы сверяется с эталоном ответов, представленный на слайнах
Эталон ответов
1) Ударная волна.
Характеристика: скоростной напор, резкое повышение давления.
Последствия: разрушения механическим воздействием ударной волны и по- ражения людей и животных вторичными факторами.
Защита: использование убежищ, простейших укрытий и защитных свойств местности.
2) Световое излучение.
Характеристика: очень высокая температура, ослепляющая вспышка.
Последствия: пожары и ожоги кожи людей.
Защита: использование убежищ, простейших укрытий и защитных свойств местности.
3) Проникающая радиация.
Характеристика: альфа, бета, гамма излучения.
Последствия: поражение живых клеток организма, лучевая болезнь.
Защита: использование убежищ, противорадиационных укрытий простейших укрытий и защитных свойств местности.
4) Радиоактивное заражение.
39
Характеристика: большая площадь поражения, длительность сохранения по- ражающего действия, трудности обнаружения радиоактивных веществ, не имеющих цвета, запаха и других внешних признаков.
Последствия: лучевая болезнь, внутреннее поражение радиоактивными ве- ществами
Защита: применение убежищ, противорадиационных укрытий, простейших укрытий, защитных свойств местности и средств индивидуальной защиты
5) Электромагнитный импульс.
Характеристика: кратковременное электромагнитное поле.
Последствия: возникновение коротких замыканий, пожаров, действие вто- ричных факторов на человека (ожоги).
Защита: хорошо изолировать линии, проводящие ток.
Проверка знаний о способах защиты от ядерного оружия проходит по- средством работы студентов с информацией следующим образом: на слайде презентации изображены различные желательные и нежелательные средства защиты, необходимо выбрать желательные. Когда студенты выбирают вари- анты, то под ними открывается слово «Верно» или «Неверно».
Выбранные правильные варианты необходимо классифицировать по схеме:
• использование средств коллективной защиты
• использование защитных свойств местности
• использование средств индивидуальной защиты
• использование медицинских средств защиты
Затем происходим сверка с правильными вариантами.
1) использование средств коллективной защиты (убежища, противорадиа- ционные укрытия, простейшие укрытия).
2) использование защитных свойств местности (овраг, лесопосадка, кир- пичный забор)
3) использование средств индивидуальной защиты (противогаз, тканевая маска, ватно-марлевые повязки)