Файл: Курсовая работа по теме Информационнокоммуникационные технологии в системе образования.pdf
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22 учителю проектировать собственную деятельность по управлению и посте- пенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Подача эта- лонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компью- терные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют по- степенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно- познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информаци- онном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образо- вательной системы.
Выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
• Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
• повышение эффективности и качества процесса обучения;
• повышение активности познавательной деятельности;
• углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
• развитие различных видов мышления;
• развитие коммуникативных способностей;
• формирование умений принимать оптимальное решение или предла- гать варианты решения в сложной ситуации;
• эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графи- ки, технологии мультимедиа;
23
• формирование информационной культуры, умений осуществлять об- работку информации;
• развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
• формирование умений осуществлять экспериментально–
исследовательскую деятельность.
3) Работа на выполнение социального заказа общества:
• подготовка информационно грамотной личности;
• подготовка пользователя компьютерными средствами;
• осуществление профориентационной работы в области информатики.
Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения СНИТ в образование:
• Использование СНИТ в качестве средства обучения, совершенствую- щего процесс преподавания, повышающего его эффективность и каче- ство.
• Использование СНИТ в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания.
• Использование СНИТ в качестве развития личности обучаемого.
• Использование СНИТ в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).
• Использование СНИТ в качестве средства информационно- методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений.
• Использование СНИТ в качестве средства коммуникаций в целях рас- пространения передовых педагогических технологий (например, про- ектная деятельность).
• Использование СНИТ в качестве средства средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.
24
• Использование СНИТ в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрацион- ного) и управление учебным оборудованием.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование информацион- но-коммуникационных технологий в настоящее время является неотъемле- мой частью учебно-воспитательного процесса в учебном заведении любого типа, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции обучае- мых. Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают высо- кое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.) [14].
25
1.4. Использование возможностей Microsoft PowerPoint для организации
образовательного процесса
Одним из самых популярных программных средств, используемых для сопровождения различных докладов, лекций, защиты рефератов и т.д. явля- ется программа компании Microsoft – PowerPoint. Программа PowerPoint про- ста в использовании. Ею может овладеть любой пользователь персонального компьютера.
Использование презентации:
• Для представления темы и раскрытия основных моментов, на которых будет акцентироваться внимание в течение урока.
• Как сопровождение материала, который дает учитель. К примеру, слайд может содержать тематические иллюстрации, дополнительные сведения, интересные факты и пр.
• Для закрепления отработанной темы. Страницы могут содержать пере- чень вопросов или еще каких-либо заданий, которые помогут ученикам соединить все полученные знания.
• Для проверки домашнего задания. Это может быть интерактивная пре- зентация – тест или же более оригинальный способ.
• Для углубления знаний. Презентация может содержать в себе гораздо больше информации, нежели учительский конспект. Это дает возмож- ность преподнести учащимся не только основной материал, но и дать более глубокие знания.
Помимо всего прочего презентации могут вносить некоторую разрядку в обстановку. Не возбраняется использовать смешные анимации, особенно, если речь идет о последних уроках и ученики уже достаточно устали.
Использование интерактивных и просто обучающих презентаций позволяет учителям за один урок успевать гораздо больше, нежели при диктовке обыч- ного конспекта. В зависимости от своего назначения они могут выполнять различные функции.
26
Преимущества использования презентаций на уроках:
• Наглядные материалы и иллюстрации помогут на многих уроках до- стоверно представить картину, которую может быть непросто объяс- нить учителю. Таким примером могут быть презентации по ОБЖ или астрономии. Сюда же можно отнести запись важных моментов не с доски, а со слайда, на котором изображение более четкое и нюансы че- ловеческого почерка не мешают его воспринимать. Помимо этого дети воспринимают информацию одновременно зрением и слухом, что по- вышает шансы усвоения материала.
• Презентации подталкивают к диалогу, активному поведению, что сти- мулирует учащихся обучаться, развиваться и стремиться к более глу- боким знаниям. Активная дискуссия способна полностью поглотить внимание человека, что практически исключает плохое поведение и отвлечение на посторонние вещи.
• Сложные таблицы, графики и диаграммы проблематично представить на доске, а вот презентация справится с эти прекрасно. К тому же ин- терактивное приложение позволяет включать анимации, видеофайлы, которые помогают в восприятии схем и других графических объектов.
Также очень актуальны презентации по предмету география, демон- стрирующие карты, которых нет в атласе.
• Правильно созданное приложение позволяет перемещаться с помощью гиперссылок и быстро переходить к нужному слайду. Особенно это ак- туально в случае, когда предлагается выбрать тему урока или же про- пустить ненужную информацию.
• Презентации повышают производительность урока, так как способны преподнести больше материала и задействовать максимум учащихся.
• При использовании в начальных классах красочные презентации спо- собны надолго задержать внимание детей и стимулировать их к обуче- нию. Помимо этого они могут увлечь малышей, что приведет к хоро- шему отношению к урокам.
27
Недостатки использования презентаций на уроках:
• Дороговизна аппаратуры. Не каждая школа может позволить себе при- обретение проектора и ноутбука. К тому же не один курс нуждается в изложении материала таким способом.
• Сложности при создании презентаций. Они могут возникать не только с программным обеспечением, но и вследствие недостатка знаний, ко- торые помогают правильно оформлять слайды, чтобы они не были пе- регружены и несли максимум информации учащимся.
• Не всем детям легко воспринимать текстовые материалы, а создавать урок из ярких картинок тоже нельзя, поэтому такой вид изложения мо- жет все-таки найти своих противников.
• Презентации могут вызывать не только активные обсуждения, но и яростные споры, провоцирующие хаос в классе, который не всегда уда- ется сразу ликвидировать.
Вывод можно сделать только один – недостатки презентаций в основном зависят от создателя, а перечень достоинств должен призывать к их исполь- зованию на большинстве уроков для повышения интереса учащихся и ре- зультатов экзаменов [13].
28
Глава 2. Разработка учебного занятия по предмету «БЖД» с использова-
нием информационно-коммуникационных технологий
2.1. Методические рекомендации при подготовке учебного занятия
по предмету «БЖД» с использованием информационно-
коммуникационных технологий
Использование презентации PowerPoint в учебном процессе обуславлива- ет применение определенных видов упражнений. В понятийный аппарат ме- тодики обучения «Безопасности жизнедеятельности» вводятся следующие специальные упражнения:
•
Линейные упражнения, структура которых носит фиксированный ха- рактер, т.е. не подвергается трансформации. Наполнение таких упражнений становится ярким и запоминающимся, возможно использование иллюстра- ций (слайд-«плакат»).
•
Анимационные упражнения с использованием эффектов анимации, что делает возможной дозированную подачу информации внутри слайда.
•
Гипертекстовые упражнения, построенные по принципу гиперссылок.
Они характеризуются повторяемостью, вариативностью и проблемно- коммуникативной направленностью учебного материала
•
Упражнения в форме Интернет страницы, управление которыми осу- ществляйся с помощью горизонтального или вертикального меню, что под- разумевает компоновку фрагментов упражнений, проведенных ранее [4].
Стоит отметить, что прослеживается закономерность использова- ния данных видов упражнений на определенных этапах работы над учебным материалом. На начальном этапе, например, на этапе презента- ции и первичного закрепления новых языковых явлений, учитель чаще все- го предлагает линейные и анимационные упражнения. Этап тренировки бу- дет включать в себя преимущественно гипертекстовые и анимационные упражнения, характеризующиеся повторяемостью, вариативностью и проблемно-коммуникативной направленностью учебного материала.
29
На заключительном этапе работы над темой появляются упражнения в форме Интернет страницы, позволяющие систематизировать полученные знания и ориентирующие на выход в речь.
Тем не менее, вы- бор и очередность использования данных упражнений зависят от конкрет- ных задач, решаемых учителем на уроке, и может варьироваться им в зависимости от логики урока или комплекса упражнений.
Успешность готового продукта и его реализация на учебном заня- тии зависят от ряда технологических нюансов, которые учитываются при разработке будущей презентации, начиная с монтажа макета слайд-шоу на листе бумаги и заканчивая его компьютерным воплощением. Поэтому логич- но будет выделить определенные методические рекомендации по подготовке к использованию слайд-шоу на уроке иностранного языка. В первую очередь следует иметь в виду, что планирование презентации проходит в несколько стадий.
Стадия 1. Определение целей и задач будущей презентации.
На данном этапе следует четко сформулировать название презентации, а также цель и задачи ее использования: выделить ключевые момен- ты и определить целевую группу обучающихся; продумать техниче- ские условия будущей демонстрации.
Можно ориентироваться на три способа использования презентации:
• обучающиеся следят за показом слайдов со своих мест; слайды про- ецируются на большой экран; такая презентация может иметь место при лю- бой форме проведения аудиторного занятия, а также на любом этапе урока, например при семантизации новых лексических единиц, презентации нового грамматического материала, тренировке учебного материала и т.д.;
• обучающиеся во время презентации видят ее на экранах своих компью- теров; по ходу презентации учитель дает пояснения (с помощью большого экрана или монитора компьютера); как и в первой ситуации, презентация может появиться на любом уроке вне зависимости от его этапа;