Файл: Курсовая работа по теме Информационнокоммуникационные технологии в системе образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, главным инструментарием которой является персональный компьютер с ши- роким диапазоном стандартных программных продуктов различного предна- значения. На данном этапе происходит процесс персонализации автоматиче- ских систем управления (АСУ), который проявляется в создании систем под- держки принятия решений определенными специалистами. Похожие систе- мы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и ис- пользуют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу важным переменам подвергаются и технические средства бытового, культурного и других назначений.
6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компью- терных технологий) на этапе становления в настоящее время. Этап начала широкого использоваться в различных областях глобальных и локальных компьютерных сетей. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основы - глобальной компьютерной сети Интернет [17].
Прежде чем стать «катализатором» современного процесса обучения и преподавания, ИКТ прошли несколько стадий развития:
Первые программы, с помощью которых компьютеры выполняли функции электронного учителя, появились еще в 1970-х гг. Это была первая попытка разработать программу диалога между специалистом и новичком.
Специалист должен был исправить и объяснить ошибки новичка [2].
С появлением более сложных систем компьютер начинает выполнять функции представления знаний. В начале 1980-х гг. появились экспертные системы. Основная сложность при разработке экспертных систем состояла в невозможности точно смоделировать образ мышления человека. По этой причине так называемое пятое поколение «думающих машин» не получило должного развития (за исключением ограниченного числа примеров решения примитивных задач).

13
Интеллектуальные обучающие системы, интеллектуальные системы моделирования и решения задач стали активно развиваться в начале 1990-х гг. Методисты и разработчики образовательных программ возлагали на них огромные надежды.
В середине 1990-х гг. появились гипертекстовые, мультимедийные и гипермедийные средства. Основными носителями информации стали CD-
ROM и DVD; начал активно развиваться Интернет.
С 2000 г. стремительно развиваются системы интерактивного трехмер- ного моделирования. Технологии компьютерного моделирования и имитации в сочетании с ускоренной трехмерной визуализацией позволяют реалистично отображать на экране движение и создают эффект присутствия пользователя в виртуальной реальности.
Общее направление этого развития состоит в том, что ИКТ, используя познавательную способность воображения, расширяют возможности воспри- ятия информации посредством органов чувств. Именно эмоциональный, чув- ственный, эстетический аспекты восприятия будут учитываться в будущем при разработке обучающих средств и программ. Например, уже сейчас для подготовки летчиков или хирургов применяется оборудование, позволяющее задействовать осязание и моторику учащихся, отработать наиболее важные профессиональные навыки. Современные образовательные методики ориен- тированы на развитие личности обучаемого путем погружения в игровую среду с возможностью самостоятельного моделирования, экспериментирова- ния, а также систематизации полученной информации и закрепления приоб- ретенных знаний [21].
Новейшие технологии – уже не просто одно из средств проверки и за- крепления полученных знаний. Теперь они открывают совершенно новые по- знавательные возможности и перспективы для самостоятельного обучения учащегося. Преподаватель стимулирует у учащихся интерес к предмету, по- ясняет материал с помощью аналогий и поддерживает стремление к новым знаниям. Видеоконференции в сочетании с системами виртуальной реально-


14 сти позволяют учащемуся существовать в незнакомых пространствах и даже путешествовать в микро- и макрокосмосе
Принимая во внимание огромное влияние современных информацион- ных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей го- товностью включают их в свою методическую систему. Однако процесс ин- форматизации школьного образования не может произойти мгновенно, со- гласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. В концепции информатизации образования охарактеризованы несколько этапов этого процесса.
1 этап характеризуется следующими признаками:
• начало массового внедрения средств новых информационных техноло- гий и в первую очередь компьютеров;
• проводится исследовательская работа по педагогическому освоению средств компьютерной техники и происходит поиск путей ее примене- ния для интенсификации процесса обучения;
• общество идет по пути осознания сути и необходимости процессов ин- форматизации;
• происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступе- нях непрерывного образования;
2 этап характеризуется следующими признаками:
• активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ в тради- ционные учебные дисциплины;
• освоение педагогами новых методов и организационных форм работы с использованием компьютерной техники;
• активная разработка и начало освоения педагогами учебно- методического обеспечения;
• постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов учебно-воспитательной работы;
3 этап характеризуется следующими признаками:
• повсеместное использование средств современных ИТ в обучении;

15
• перестройка содержания всех ступеней непрерывного образования на основе его информатизации;
• смена методической основы обучения и освоение каждым педагогом широкого круга методов и организационных форм обучения, поддер- живаемых соответствующими средствами современных информацион- ных технологий [7].
Практическая реализация компьютерных технологий и переход на по- следующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспе- чение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих науч- но-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий при- менительно к школьному образованию.


16
1.3. ИКТ, применяемые в образовании
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основ- ными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки про- граммного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, отно- сятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных техноло- гий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.
[3]
В современных системах образования широкое распространение полу- чили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: тек- стовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презента- ций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств
ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Ин- тернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу ко- торых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат.

17
Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме вре- мени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы поз- воляют организовать совместную работу удаленных пользователей с про- граммой, запущенной на локальном компьютере [4].
С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для переда- чи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Ин- тернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.
Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуника- ционных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной ком- пьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий до- ступ к учебно-методической и научной информации, организация оператив- ной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Существует несколько основных классов информационных и телеком- муникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видео- записи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позво- ляют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподава- телей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специаль- ных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в амери-


18 канских и европейских курсах обучения основной материал излагается в пе- чатных издания и на видеокассетах.
Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благода- ря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без после- дующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии про- верять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные изда- ния, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-
ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные из- дания позволяют подавать материал в динамичной графической форме [13].
В зарубежной практике принята следующая классификация компью- терных технологий обучения:
• Компьютерное программное обучение – обеспечивает реализацию ме- ханизма с помощью соответствующих компьютерных программ;
• Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изуче- нию нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;
• Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;
• Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемым.

19
• Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;
• Компьютерные коммуникации – программные средства информацион- ных технологий обучения и образовательных технологий выстраива- ются в качестве подсистем.
Основным потенциалом современных компьютеров являются, во- первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, при- кладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.
Свойства Internet:
Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразо- вания и приобретения новой информации.
Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между кол- легами с помощью электронной почты.
Функции прикладных программ Microsoft Office:
Microsoft Word – это программа, предназначенная для печатания и ре- дактирования любого текста. Что дает Word?
Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, само- стоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творче- ских работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).
Microsoft Excel – это программа является лучшим помощником учите- лям образовательной области «Математика», а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц.
Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных.
Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления по- четных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.
Paint – программа для рисования.


20
Microsoft PowerPoint – программа презентаций.
Таким образом, применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в про- цессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и дру- гое.
Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образо- вательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образова- тельного процесса.
Компьютеризация школьного образования относится к числу крупно- масштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние деся- тилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направ- ления внедрения компьютерной техники в образовании:
• использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его каче- ство и эффективность;
• использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
• рассмотрение компьютера и других современных средств информаци- онных технологий в качестве объектов изучения;
• использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
• использование компьютерной техники в качестве средств автоматиза- ции процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагности- ки;
• организация коммуникаций на основе использования средств инфор- мационных технологий с целью передачи и приобретения педагогиче- ского опыта, методической и учебной литературы;

21
• использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
• интенсификация и совершенствование управления учебным заведени- ем и учебным процессом на основе использования системы современ- ных информационных технологий
Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потреб- ностям школьного образования:
• вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов ин- формации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
• трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче инфор- мации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
• комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структуриро- вать, сортировать большие объемы информации, быстро находить не- обходимую информацию;
• графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
• моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и жела- ния учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и уме- ний.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление пере- дается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостаю- щих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит