Файл: Тема Предмет философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 677

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  • ранний период творчества философ стал уделять внимание проблемам экзистенциальной философии. Под словом «экзистенция» философ понимал глубинный жизненный смысл. Он проявляется в решении проблем важных для индивида и человечества. До определенного момента человек живет «как все», не подозревая о том, кто он в действительности. Человек не задумывается о своих скрытых способностях, подлинном «Я». В особых ситуациях истинная натура человека выходит наружу и показывает себя. Это пограничные ситуации между жизнью и смертью. Это могут быть ситуации важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек познает себя и становится самим собой. Он соприкасается с трансцендентальностью – высшим бытием. Вся жизнь человека направлена к трансценденции. Это приводит к раскрепощению энергии и пониманию

некоего высшего абсолюта. По Ясперсу человек достигает трансцендентальности через постижение смысла духовных ценностей. К ним относятся: свобода, смерть и единство себя с собственным внутренним миром.
Слайд 64
Философия жизни
Философия жизни получила преимущественное развитие в Германии в конце XIX — начале XX веков. Это философское течение, нацеленное на постижение духовной жизни. Оно направлено на изучение функций, которые культура выполняет в жизни человека. Понятие «жизнь» призвано заменить понятие «бытие». Жизнь противопоставляется бытию. Она рассматривается как движение, становление. Жизнь непостижима рассудочными методами познания. Её изучение осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания и понимания, интуиции, веры.
Ярким представителем направления выступил немецкий философ Артур Шопенгауэр. Его основополагающая работа «Мир как воля и представление» впервые увидела свет в 1818 году. В работе высказана идея о том, что мир пронизан слепой «волей к жизни». Наиболее адекватным способом познания жизни является искусство: музыка, поэзия, живопись. Произведения Шопенгауэра пронизывает пессимистический дух. В них выражено неверие в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.
Универсальный принцип философии жизни – волюнтаризм. Шопенгауэр полагал, что воля выступает в качестве движущей силы. Она определяет все процессы становления в мире. Воля является абсолютным началом, идеальной силой. Она способна определять сущее и влиять на него. В основе мироздания находится воля как высший космический принцип.

Однако Шопенгауэр утверждал, что мировая воля злая, поэтому в мире господствует зло. Человек не в силах побороть зло, как и не силах бороться со стихией. Это утверждение философа позволяет отнести его к разряду

философов – пессимистов.
Шопенгауэр стоял у истоков формирования идеи практической, житейской философии. Его работа «Афоризмы житейской мудрости» до сих пор завоевывают внимание читателя.
Философия немецкого Фридриха Ницше направлена на этическую интерпретацию философии жизни. Он, как и Шопенгауэр в качестве центральной категории рассматривает волю. Его интересует воля к жизни, ее сущность – воля к власти. Его концепция «воли к власти» развивается на основе «воли к жизни». «Воля к власти» определяет право сильного человека на господство. Из этого права Ницше выводит все основания морали. По его мнению, необходимо осуществить пересмотр всех ценностей общества и человека. Человечеству следует отбросить устоявшиеся ценности, мораль, старые истины, религию. Они не будут способствовать утверждению воли и власти. Новая «мораль господ» должна заменить устаревшую «мораль рабов». Философ, таким образом, признает неравенство людей в обществе. На первый план выходит новый человек- «сверхчеловек». Его призвание - повелевать всеми остальными. Сверхчелове к – это человек, который ставит себя на место Бога. Он чувствует свое явное превосходство над другими людьми. Он презирает их, и никак не связан с обществом.
Образ Сверхчеловека сформировался в контексте критики современной цивилизации. Ее кризис был обусловлен распространением атеизма, это привело к кардинальному изменению системы ценностей. Христианство в историческом прошлом играло положительную роль, по мнению Ницше. В современных условиях для большинства людей Бог умер. Христианство стало рассматриваться как препятствие для развития общества. В этом контексте Ницше делает пессимистический вывод о том, что культ Христа сменяется культом Сверхчеловека. Ницше разработал проект «психологии религии», она необходима, чтобы помочь человеку в решении вопросов этики. Поведение человека определяется с одной стороны высшими ценностями, а с другой – инстинктами. Возникает противоречие, которое, по мнению Ницше,

может разрешить психология. Психология может успокоить голос совести при помощи сравнения неблаговидных поступков человека с поведением других людей. Эпоха Сверхчеловека приведет к утрате прежних этических императивов, утверждал Ницше.


Слайд 65
Психоаналитическая философия
Развитию психоаналитической философии положил начало Зигмунд Фрейд. Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Его учение оказало воздействие и на развитие философии.
Фрейд изучал бессознательное, его структуру, влияние на индивидуальную и общественную жизнь. В результате исследования создал модель личности как сочетание трёх элементов: «Оно», «Я», «сверх Я». Согласно его точке зрения, человек может существовать в обществе при условии подавления своих бессознательных привычек, влечений, страстей. Если этого не учитывать, то общество может быть разрушено изнутри. Согласно учению Фрейда происходит постоянная массовая сублимация подавляемой энергии и преобразование ее в культуру. Общество создает ритуалы для подавления энергии. Под ритуалами понимается коллективное бессознательное как форма реализации вытесненных желаний. К ритуалам принято относить религию, мораль, искусство. Особо выделяются зрелища и массовые мероприятия.
Фрейд приходит к неутешительным для человечества выводам. По мере развития цивилизации человеческие страсти все больше подавляются. Это приводит к массовым психозам и всенародной депрессии. Это вызывает необходимость применения более сложных и изощренных ритуалов.
В теории Зигмунда Фрейда внесла свой вклад его дочь Анна Фрейд. Она занималась психоанализом детей и долгосрочными исследованиями детского развития. Анна проанализировала различные средства, которыми

«Эго» защищается от угрозы вторжения нежелательных бессознательных
импульсов.
Карл нг - ученик Зигмунда Фрейда, шведский психиатр продолжил исследования в направлении психоаналитической философии. На русский язык переведены его труды «Психологические типы», «Архетип и символ»,
«Либидо, его метаморфозы и символы». Расхождения нга с Фрейдом
нашли выражение в понимании природы и форм проявления бессознательного. нг ввел понятие «архетип». Он рассматривал архетипы как особый класс психических явлений. Они выступают носителями опыта филогенетического развития человечества. Архетипы передаются по наследству и определяют схожесть поведения людей, относящихся к некоторой общности.

нг создал учение о коллективном бессознательном. Он утверждал, что коллективное бессознательное основано на функционировании древних традиций. К коллективному бессознательному индивидуум приобщается через социальный опыт. Коллективное бессознательное состоит из предсуществующих форм. Они являются моделью и образцом инстинктивного поведения. Коллективное бессознательное включает продукты архаического прошлого. Они проявляются в моделях поведения, которые являются сходными у представителей одной культуры.
Коллективное бессознательное образует всеобщее основание душевной жизни каждого. Оно имеет мифологические по своему характеру содержание. Архетип состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности. Коллективное бессознательное является хранилищем остатков и воспоминаний о прошлом. Оно может активизироваться в большой социальной группе. В результате этого возникает коллективное помешательство. Его можно сравнить с эпидемией, способной привести к
революции, войне, катастрофе. Во время Второй мировой войны многие европейские последователи Фрейда и нга эмигрировали в США. Таким образом, туда переместился центр психоаналитических исследований.

  • этот период ведущими учеными-психоаналитиками были Ха ртман и Левенштей. В ряде совместных публикаций они сформулировали основные положения психоанализа как фундамента общей психологии.


Слайд 66
Феноменология
Значимым направлением современной западной философии является феноменология. Термин феноменология впервые появился в работе Иоганна Ламберта «Новый органон». Родоначальником феноменологии как философского направления выступил немецкий философ Эдмунд Гуссерль. Основные его идеи отражены в работах «Логические исследования», «Философия как строгая наука», «Картезианские размышления». Гуссерлю анализировал феномены как явления, постигаемые в чувственном опыте. По его мнению, это смыслы предметов. Философ рассматривает вопрос о постижении сущности вещей посредством научных понятий. Он обратил внимание на то, что многие понятия используются на основе традиции. Их смысл находится за пределами опыта конкретного человека. Ученый выявил разницу между сознанием и культурными накоплениями, которые его определяют. Он показал, что все основные слова и понятия сознания рождаются естественным путем в «глубине народного сознания». Гуссерль предложил метод феноменологической редукции или выведения за скобки. Это необходимо для изучения структуры и особенностей сознания.

Феноменологическая редукция – сведение поля анализа к потоку феноменов. В результате обнаруживаются подлинные смыслы. Философ призывал к обнаружению сущности вещей через конструирование многообразных переживаний о них. Актуальным становится призыв - «Назад,


  • вещам!».




    • поздних работах Гуссерль вводит в феноменологию генетический аспект. В этом новом аспекте феноменология намечает новую и актуальную программу. Она реализуется через исследование общих предметностей,


предметностей сознания, ранее именовавшихся чувственностью. В Германии

последователями Гуссерля были Хайдеггер, Бе ккер, Финк, Пфе ндер, Штайн, Шелер и другие. Многие из них, начав с феноменологии, в последующем нашли собственный путь.


  • заключение обзора современных западно-европейских философских течений обратимся к философии прагматизма. Название происходит от греческого слова, означающего дело, действие. Согласно прагматизму,


единственным критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела.
Принцип прагматизма определяет содержание знания его практическими последствиями. Основоположником течения принято считать американского философа Чарльза Пирса. В 190 году он выпустил книгу «Что такое прагматизм». Философ писал, что наименование своего учения он заимствовал у Иммануила Канта.
Пирс, полагал, что каждый человек стремится к вере. Только вера способна сделать человека счастливым. Достигнув веры, человек избавляется от неприятных сомнений. Содержание веры исчерпывается действием, которое готов совершить верящий субъект. Например, живут два человека разных убеждений. Они готовы действовать одинаковым образом. Вывод – в их убеждениях нет различий. Следовательно, вера – это готовность действовать особым образом.


  • работах Уильяма Джеймса прагматизм формулируется как метод разрешения философских споров. Он позволяет сравнивать практические последствия, вытекающие из той или иной теории. По его мнению, истина есть то, что «лучше «работает» на нас. Истина способствует повышению эффективности опыта. Чарльз Пирс и Уильям Джемс определяли смысл философствования через деятельность субъекта и личностное восприятие мира.


Таким образом, современная западно-европейская философия развивается на основе традиций, заложенных исследователями предыдущих периодов, обогащая и углубляя основополагающие представления о бытии,

проникая в сложное строение материи. Современные ученые делают