ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 678
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
установлением режима личной власти Сталина началось угасание творческих поисков в философии. Философию стали трактовать как форму политики. Стали проявляться тенденции вульгаризации философии. В сороковые годы наблюдались и некоторые позитивные явления. В 19 0 19 3
годах были изданы три тома всемирной «Истории философии», началось изучение истории философии народов СССР и русской философии. В августе 1947 года вышел первый номер журнала «Вопросы философии». Главным редактором журнала был Бонифатий Михайлович Кедров. В журнале публиковались работы по истории философии Валентина Фердинандовича Асмуса, Ивана Капитоновича Луппола. Наиболее существенные перемены в развитии философии произошли после осуждения культа Сталина. В шестидесятые годы получили развитие проблемы психологии и теории познания в трудах Сергея Леонидовича Рубинштейна, выдвинувшего принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип сыграл важную роль не только в психологии, но и в философии. В середине двадцатого века был издан ряд работ советских философов по проблемам гносеологии,
теории и логики познания. Видную роль сыграли труды Эвальда Васильевича Ильенко ва, Павла Васильевича Копнина. Новые подходы проявились в исследованиях проблем сознания и самосознания. Это нашло отражение в трудах Александра Георгиевича Спиркина, Василия Петровича Тугаринова. В 60‒80-х годах сформировалось новое направление – философия науки. Разработкой этого направления занимались Владимир Сергеевич Швырев, Вячеслав Семенович Степин. После распада СССР в 1991 году было пересмотрено отношение к марксистской философии. В философии начался поиск элементов нового мировоззрения в контексте перемен в современном мире. Все богатство мировой философской мысли, составной частью которой является и русская философия представляет культурную ценность.
Слайд 61
Тема 2.1 Современная западная философия
Современная западноевропейская философия
-
развитии современной западноевропейской философской мысли нашли проявление плюрализм мнений, многообразие философских школ и течений. На развитие взглядов философов XX столетия оказали влияние колоссальные исторические изменения, социальные катастрофы. Они были вызваны мировыми и локальными войнами, сменой политических режимов,
кризисом ценностей. Помимо глобальных изменений на развитие философских школ оказали достижения естествознания, физики, химии и биологии. Достижения этих наук наиболее активно используются в построении философских концепций.
В современной философии выделяют два основных направления: рационализм и иррационализм. Сегодня под рационализмом принято понимать признание разума в качестве основной познавательной способности. Рационалисты верят в возможность преобразования мира при помощи прогресса науки и техники. Иррационализм рассматривает в качестве источника творчества инстинкт, волю, интуицию.
Примером иррациональной философии является экзистенциализм. Это
направление изучает проблемы сущности и существования человека. Приверженцы этого направления выделили новые аспекты основного вопроса философии. Оно выражаются в изучении места человека в этом мире, его судьбы и судьбы человечества.
В недрах современной западно-европейской философии сформировалось несколько философских школ. Они оказали значительное влияние на последующее развитие науки. Так, в русле решения проблем рациональности стала развиваться философия науки. К этому направлению
относятся: позитиви зм, эмпириокритици зм, неопозитиви зм и постпозитиви зм. В рамках философской иррациональности выделились философия жизни, интуитивизм, психоаналитическая философия, экзистенциализм.
Философия науки - это направление философии, которое изучает особенности научного познания. Представителей этого направления интересуют также особенности научной деятельности. ель философии науки - устанавливать критерий правильности научных суждений и теорий и объяснять место науки в современном мире.
Термин философия науки впервые ввел Карл Евгений Дю ринг в работе «Логика и философия науки» в 1878 году Проблематика философии науки волновала еще ученых Античности Плато на и Аристотеля. Особый интерес к изучению философии науки наблюдается в Новое время. Это направление, также как и теория познания становится значительной областью философского исследования. На рубеже 1970–80-х годах наметился сдвиг в философии науки в сторону разработки моделей, направленных на анализ социальных и гуманитарных наук. Стали динамично развиваться
методология социальных наук. Это дало импульс развитию теории экономики, социологии, психологии. Таким образом, в XX веке философия науки выступает как одно из наиболее перспективных философских направлений. В нем используются результаты развития логики, методологии, социологии и истории науки. В настоящее время это течение философии
представляет собой междисциплинарное исследование.
Доминирующее развитие этого философского направления поддерживает ряд национальных философских школ. Французскую школу философии науки представляют Анри Пуанкаре , Эмиль Мейерсон, Гастон Башля р. В клад в развитие отечественной философии науки внесли: Владимир Вернадский, Бонифатий Кедров, Борис Кузнецо в, Эрик дин и некоторые другие.
Слайд 62
Позитивизм
Философским направлением, в рамках которого изучаются вопросы взаимоотношения философии и науки является позитивизм. Происхождение слова латинское, что в переводе означает положительный. Философы-позитивисты полагают, что подлинное знание может быть получено только наукой. Они считают, что роль философии состоит в помощи развитию конкретных наук. Позитивизм возник в 30- 0 годах XIX века как противопоставление традиционной метафизике. Метафизика – это философское учение о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия. Метафизической знание не может быть получено в непосредственном чувственном опыте. Позитивизм поставил задачу преодоления метафизики.
Французский философ и социолог Огюст Конт явился основателем этой философской школы. Он продолжил традиции философов эпохи Просвещения. Конт выразил убеждение в способности науки к бесконечному развитию. В частности, это нашло выражение в учении о классификации наук,
-
также в учении о прогрессе разума. По мнению позитивистов, философия должна быть освобождена от ненаучных черт. Она должна опираться только
на достоверное научное знание. Задача философии – способствовать развитию науки, развивать арсенал научных средств и методов.
Немецкий философ Рихард Авенариус и австрийский физик и философ Эрнст Мах продолжили дальнейшее развитие позитивизма на рубеже XIX-
-
веков. В этот период появились философские направления — махи зм и
эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания. Они тем самым возрождали традиции Беркли и ма. Главную задачу махисты видели в создании четких критериев научных знаний. Это было необходимо для преодоления кризиса естествознания.
-
первые два десятилетия XX века получила развитие третья волна позитивизма — неопозитивизм, имеющая также несколько направлений.
Логический позитивизм представлен философами Морицем Шли ком, Рудольфом Карнапой и другими. В центре их внимания находилась проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. По их мнению, философия — это деятельность по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации. Термин образован от латинского слов и означает проверку на истинность Термин «верификация» означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки. Оно происходит путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами. Сторонники другого значимого направления неопозитивизма лингвистического анализа: Джордж Эдуард Мур и Людвиг Витгенштейн. Эти ученые занимались изучением значения повседневного языка и практики для научного познания мира.
Четвертая фаза развития позитивизма получила название постпозитивизм. Она характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Ярким представителем нового направления принято считать Карла Поппера. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации — разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, то есть опровержимости любого научного утверждения. Если предлагаемые положения, концепция, теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Карл Поппер считал, что рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении. Усилиями Поппера, таким образом, наука представлялась ученым как на постоянный динамичный процесс, в котором непрерывно происходят изменения.
Последователями Карла Поппера выступили английский философ Имре Лакатос и американский философ Пол Фейерабенд. Имре Лакатос предложил оценивать научно-исследовательские программы на основе прогрессивного или регрессивного сдвига проблемы. Пол Фе йерабенд был сторонником тезиса о несоизмеримости научных теорий. Актуальными являются проблемы правдоподобия научных теорий.
Слайд 63
Иррационализм
Противоположное рационализму течение современной западноевропейской философии - иррационализм. Философы этого направления отрицают упорядоченное законосообразное устройство мира. В иррационализме различаются объективно-идеалистические и субъективно-идеалистические разновидности.
-
объективно-идеалистическом направлении иррационализма производится трансляция идеальных эмоционально-волевых структур человеческого бытия в реальный мир. В субъективно-идеалистической
разновидностииррационализмачеловеческаясубъективность,
индивидуальное сознание рассматривается как особый вид бытия.
-
определении форм и норм построения субъективного мира личности философы видят свою основную задачу. ель иррационализма - выработать
эмоционально-нравственные установки. Они необходимы для ориентирования человека в ситуациях жизненного выбора. На смену субъектно-объектным отношениям выдвигаются субъект-субъектные отношения. Человек становится мерилом всего бытия, гносеологический подход уступает место ценностному. В его основе лежат установки антропологизма.
-
основным течениям иррационализма относятся: экзистенциализм и философия жизни.
Экзистенциализм – это философия существования. Жизнь человека философами рассматривается в условиях противоположного для него мира, в
котором всё вокруг против человека. Вся жизнь человека – жизнь в ситуации выбора, определяющего жизненный путь человека. Ситуация порождается знанием о том, что человек смертен и незнанием того, когда это произойдет. Очевидным выходом может являться самоубийство, но это неправильный выход. Правильный выход – противостояние абсурдности окружающего мира. Человека характеризуют существование и сущность. Сущность человека проявляется через существование духовного мира. Главные свойства существования – это повседневные переживания человека. К ним относятся: забота, неустроенность, страх, совесть, отчаяние. Человек не осознает свою сущность в повседневной обстановке. Осознание сущности происходит в ситуациях, когда человек переживает ответственность за свой выбор. Приходит осознание того, что от действий конкретного человека зависит ход событий.
Условно экзистенциализм подразделяют на религиозный и атеистический. Представителями религиозного экзистенциализма являются Николай Бердяев, Лев Шесто в, Карл Я сперс. Атеистическое направление поддержали Мартин Ха йдеггер, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю.
Карл Ясперс – один из активных приверженцев экзистенциализма. Уже