Файл: Тема Предмет философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 674

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
попытки переосмысления человеческого существования, общественного развития с учетом изменений научных данных и социальных практик.
Слайд 67

Тема 2.2 Проблемы бытия
Бытие небытие
Категория бытия имеет ключевое значение для философии. На ее основе базируется картина мира философии. Категория бытия является самым абстрактным понятием. Оно отражает свойство всех вещей и процессов существовать в мире. Бытие - самое широкая категория, она включает все аспекты реальности. На уровне обыденных представлений бытие сходно с понятиями реальность, существование. Однако в философии бытие трактуют гораздо шире. Это понятие указывает на предельные основания вещей. Быть - значит существовать в качестве различных вещей, процессов. Бытие подчеркивает единство реально существующего мира, во всем многообразии проявлений. Философская категория бытия выступает интегральной характеристикой мира. Она охватывает как наличные вещи, процессы, так и возможные в различных пространственных и временных характеристиках. Бытие включает разнообразные феномены духовной жизни. Категория бытия имеет сложное содержание. С ее помощью анализируют многоплановые вопросы о состоянии мира. Однако совокупность проблем бытия можно свести к трем основным смысловым аспектам. Первый аспект предполагает рассмотрение временных и пространственных характеристик бытия. Например, к этому разряду проблем относится проблема происхождения мира, пределов существования во времени. Поиск ответов на подобные вопросы есть сочетание раздумий о конкретных ситуациях с отвлеченными размышлениями. В повседневной жизни человек судит о мире на основе ближайших жизненных ориентиров. Трудно представить вечное и бесконечное. В философии при помощи абстрагирования возникают понятия о вечном и бесконечном. В философии существуют противоположные точки

зрения относительно пространственных и временных границ мира. Одни мыслители считали, что мир имеет свое начало и конец в пространстве и во времени. Идея творения мира широко представлена в мировоззрении, и, в философии, в частности. Другие философы утверждали, что мир вечен, в своих основаниях он не меняется. Эта концепция воспринимается с большим трудом, чем идея происхождения и завершения мира. Диалектический метод позволяет разрешить противоречия в подходах к осмыслению мира. Мир - это противоречивое единство бытия природы как целого и бытия отдельных вещей, процессов.
Второй аспект анализа проблемы бытия в философии включает анализ связей между элементами мироздания. Актуальным является вопрос о существовании взаимных или односторонних связях в мире. В частности, на современном этапе неоднократно возникали дискуссии о существовании параллельных миров, а также о зависимости Земной цивилизации от инопланетных более развитых цивилизаций. Сторонники объективного идеализма полагают, что мир един. В основе его единства лежит духовное начало. В качестве него может выступать высший разум или божество. Диалектический материализм опирается на современные достижения науки. Он доказывает материальное единство мира. Это позволяет при помощи науки изучать мир как многообразие форм проявления материальных процессов. Третий аспект предполагает

рассмотрение природы и сущности сознания, его взаимосвязи с материальными процессами. Несмотря на то, что наука сделала ряд важных открытий в изучении сознания, ряд вопросов остается дискуссионным. Современная наука находит аргументы в пользу земного происхождения человека и его сознания. Сознание зависит от
материальных процессов. Однако оно имеет относительную самостоятельность и занимает особое положение в бытии. Подобное положение не противоречит представлению о материальном единстве мира. Оно подчеркивает значение идеального в структуре бытия. Практическая деятельность человека доказывает, что в мире существуют объективные

законы. Сознание дает возможность познать их и использовать для совершенствования условий существования.
Слайд 68
Идеализм о бытии


  • IV веке до нашей эры сформировалась первое философское учение о бытии. Его создателями являются философы Элейской школы. Учение о бытии было создано на основе представлений о высшем разуме. Он является источником бытия и истинных знаний о мире. Античная философия противопоставляла мнения и знания. Мнения относительны они формируются на основе органов чувств. Знания абсолютны, вечны и неизменны. Знания выражаются в понятиях. Предельной категорией является бытие. Бытие и мышление совпадают. Парменид отрицал существование небытия. Существует только то, что может быть представлено при помощи понятий в мышлении. Небытие находится за пределами постижения.


Подобная трактовка бытия характерна для учения Платона. Подлинное бытие
– это мир идей. Материя неподвижна и бесформенна. Материальные вещи формируются посредством воплощения в них идеи. Согласно Платону, бытие едино и неизменно. Оно не возникает и не уничтожается. Бытие познаваемо только при помощи разума. Аристотель не соглашался с концепцией своего учителя Платона. Аристотель создал метафизику как учение о различных уровнях бытия. Согласно Аристотелю, структура бытия иерархична. Высшую ступень занимает высший разум, а на низшей - находится неживая природа.
Бытие каждой вещи зависит от четырех видов причин. Материальная и движущая причина определяют внешние свойства вещи. Формальная и целевая причина наделяют бытие вещи смыслом. Бытие – это упорядоченность вещей в соответствии с законами разума. В эпоху средневековья проблема бытия рассматривалась на основе религиозных представлений. Подлинным бытием обладает Бог. Он является творцом всего сущего. Бытие вещей определяется разумом и волей Бога. В христианстве Бог предстает как личность, наделенная свободной волей. Творение мира - это


свободный акт Бога. Оно не обусловлено необходимостью. Человек - это также результат божественного творчества. Свобода человека проявляется в отказе от своей воли и подчинении воле Бога. Начиная с эпохи Возрождения, меняется система ценностей. Это оказывает влияние на представления о бытии. В эпоху нового времени мир по-прежнему рассматривается как творение Бога. Однако меняется концепция соотношения Бога и мира. Бог выступает как творец природы в ее бесконечном разнообразии. Человек также является творением Бога. Человек обладает творческими способностями и способен преобразовывать природу, создавать произведения искусства. ентральной проблемой философии становится проблема свободы человека, ее условий и границ. В философии Рене Декарта на первый план выходит проблема существования в качестве субъекта мышления. Признаком существования выступает способность осознавать себя в качестве мыслящего существа. Бытие в понимании Декарта двойственно. Оно может воплощаться через духовную или материальную субстанцию. Однако эти аспекты бытия скоординированы при помощи бытия Бога. В немецкой классической философии идеалистическая трактовка бытия базировалась на диалектике. Диалектика как учение о развитии акцентировала внимание на противоречивых взаимосвязях между элементами бытия. Согласно Иммануилу Канту, бытие вещей раскрывается на основе развертывания пространственных и временных характеристик вещей. Человек познает их при помощи априорных форм чувственности и рассудка. Существует сфера принципиально непознаваемого для человека. Она определяется природой человека, внешними условиями. С другой стороны, граница непознаваемого подвижна. Человек внутренне свободен, это означает, что он может влиять на бытие. Во второй половине девятнадцатого вера усиливаются позиции иррационалистической философии. Это направление подчеркивает значение индивидуального жизненного опыта для постижения бытия. Отношение к бытию не определяется познавательными способностями. Напротив, они

зависят от проявлений духовных переживаний человека. Экзистенциалисты считают, что только индивидуальное существование есть подлинное бытие.
Слайд 69
Материализм о бытии. Понятие субстанции
Внутреннее единство многообразных вещей, процессов посредством которого существует реальность, называется субстанцией. Эта категория в философии обозначает основу для объединения мира. Идеалистические представления о бытии в качестве первоосновы мира кладут духовное начало. Материалистические концепции акцентируют внимание на материальных аспектах изучения субстанции. В древности под субстанцией понимали природные стихии. Например, в Древней Греции в качестве первичных элементов вещей мыслители назвали огонь, воздух, воду, землю. Эти представления о субстанции связаны с мифологическими образами. Различные философские школы античности либо выделяли один из первичных элементов, либо рассматривали их сочетание. Развитие античной философии привело к разработке более абстрактных понятий. В частности, возникло представление об атомах. Оно получило развитие в философии Левкиппа, Демокрита, Эпикура. Их учения о субстанции доказывали, что все вещи состоят из неделимых элементов. Формы и способы соединения атомов

определяют качественные особенности вещей. Познание мира осуществляется в процессе физического воздействия атомов на органы чувств. Подобное представление о субстанции не получило широкого распространения в древности и в эпоху средневековья. Подобные представления трудно было сочетать с идеями о том, что миром управляет божественное начало. Материалистические представления о субстанции получили развитие в философии Возрождения и нового времени. В эпоху Ренессанса происходит изменение системы ценностей, формируется светская культура. Под влиянием Великих географических открытий появляются новые знания о мире. В центре философских размышлений в этот период находится творческая природа человека. Формирование мировоззренческой

базы науки осуществляется на основе материалистических учений периода античности. В трудах Френсиса Бэкона содержится критика учения Аристотеля. На основе учений Демокрита и Эпикура Френсис Бэкон выдвигает идею материальности мира. Бенедикт Спиноза обосновал новый подход к теории субстанции. Голландский мыслитель подчеркивал единство субстанции, природы и Бога. Они не существуют по отдельности. Это позволило по-новому раскрыть проблему субстанции. Субстанция, согласно Спинозе, это - самостоятельная первооснова. Она не нуждается ни в каких представлениях через другие вещи. Единственной субстанцией является материя. Кроме нее нет ничего в мироздании. Субстанция является причиной себя, она самодостаточна. Это означает, что субстанция не является первоосновой, из которой происходят все вещи. Она существует в вещах и через вещи. Субстанция находится в самодвижении, внутреннем взаимодействии. Она вечна во времени и бесконечна в пространстве. Субстанция воспроизводит, воссоздает условия своего бытия. Она
обеспечивает свое развитие. Бенедикт Спиноза сформировал материалистическое учение о субстанции. Он разрушил представление о сверхъестественном начале природы. Диалектическое понимание субстанции находится в основе современных научных представлений о мире. Наука доказывает, что мир материален и не нуждается во внешней причине. Признаком самодостаточности обладает не только материя, но и ряд других сложных подсистем. К ним, в частности, относятся общество, культура. Свойства самодостаточности формируются в процессе развития материи, установления сложных связей между элементами подсистем. Современная наука допускает возможность установить временные пределы существования нашей Галактики. Это произошло в результате перехода физического вакуума из одного состояния в другое. В результате были сформированы новые мировые константы. Они позволили образоваться атомам, из которых возникли различные вещества. Они определили характер образования жизни, формирования социума. Со временем они также стали самодостаточными.