Файл: Тема Предмет философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 671

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе. Социальные общности способны осознавать свое

положение в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов.
Слайд 77
Бессознательное


  • XX веке предметом научных и философских исследований становится бессознательное. Суть проблемы состоит в изучении факторов,


которые влияют на сознание. При этом они скрыты от сознания. Главной заслугой 3игмунда Фрейда было изучение структуры бессознательного, его влияния на индивидуальную и общественную жизнь. Фрейд стремился к материалистическому объяснению сферы бессознательного. Ученый считал, что каждое психическое имеет свою причину и подлежит объяснению. В ходе врачебной практики Фрейд занимался лечением неврозов. Он пришел к выводу, что их причины находятся вне контроля сознания. Они действуют независимо от сознания. Сферы бессознательного связаны с историей становления вида человече6ства как биологического вида. Бессознательное содержит то, что в психике возникает автоматически. Это своего рода кодовое проявление генной системы. Бессознательное прорывается наружу в сновидениях, оговорках, страхах. Психика человека, согласно Фрейду включает три уровня. Бессознательное является центральным компонентом психики. Оно в значительной степени зависит от врожденных инстинктов. Первичные влечения ориентированы на получения удовольствия. Сознательное - это особая интуиция, которая надстраивается над бессознательным. Разум, согласно Фрейду, балансирует между сознательным
и бессознательным. Он контролирует желания человека. Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он создал метод психоанализа, который помогал человеку овладеть своими инстинктами и сознательно управлять ими. Задача психоанализа, по мнению Фрейда, состоит в том, чтобы перевести бессознательное в психике человека под контроль сознания.
Рациональные построения зависят от деятельности памяти. Без этого невозможны логические выводы, осознанные обобщения. Однако не все, что

находится за пределами памяти, является бессознательным. Даная информация находится на другом уровне сознания, ее переход уровень актуального мышления связан с деятельностью памяти. Бессознательное находится за пределами осознанной памяти. Оно выступает способом переносом кодовой генетической информации в актуальные ситуации. Бессознательное служит для решения жизненно важных задач. В психике животных перенос кодовой информации происходит в форме инстинктивного поведения. Человеку свойственны подсознательные желания, эмоция, влечения. В
дальнейшем они становиться предметом анализа, попадать в сферу сознания. Сфера бессознательного имеет многослойный характер. Ее структуры различаются по степени близости к сознанию. Некоторые элементы бессознательного отдалены от сознания. Они преимущественно
порождаемые инстинктами. Другие структуры бессознательного расположены ближе к сознанию. Сфера бессознательного базируется не только на инстинктах, но на сознании. Автоматизмы в поведении человека зарождаются в сфере осознанного. В дальнейшем они выходят из-под контроля сознания. Они переходят в сферу бессознательного. К автоматизмам относятся большинство трудовых навыков. Они характерны для
повседневных или профессиональных действий. Автоматизмы вырабатываются в социальной сфере посредством обучения, постоянной практики. Существует множество автоматических действий разных уровней и направленности. Они происходят без четкого логического обоснования. Активная деятельность человека в определенных ситуациях обусловлена применением автоматических действий. Эффективность этих действий обусловлена не инстинктами, а высоким уровнем подготовки. Большое значение для современной науки имеет изучение отношения между сферами психики. Проблема состоит в том, какой из этих уровней психики является первичным. Согласно учению Фрейда, бессознательное пронизывает не только сферу сознания, но и всю культуру. Между двумя уровнями психики человека нередко возникают противоречия. Однако при определенных

условиях бессознательное и сознание взаимно дополняют друг друга. Они способны достигать гармоничного единства.
Слайд 78
Сознание и язык
Система знаков, которая применяется для коммуникации, мышления, познания мира, называется языком. С помощью языка люди передают и хранят информацию. Язык выступает средством формирования социальных связей, управления отношениями в обществе. Язык является важным инструментом познания мира и самосознания. Согласно марксизму, язык – это общественно-историческое явление. Развитие языка тесно связано с совершенствованием мышления в процессе трудовой деятельности социальных сообществ. Язык служит средством выражения и объективации духовной жизни. Формирование языка отражает развитие категориальной структуры человеческого мышления. В рамках материалистической концепции возникновение языка рассматривают во взаимосвязи с общественными отношениями. В основе формирования языка в первобытном обществе находились потребности людей в совместных действиях. В дальнейшем это создало потребность в общении. Двигательные и звуковые формы сигнализации высших животных выступили биологическими предпосылками человеческого языка. Первоначально язык служил средством выражения эмоций. В процессе эволюции человека звуки постепенно становятся средством обозначения вещей. Они служат для преднамеренного сообщения. Возникает относительно устойчивая связь между представлением




  • предмете и его звуковым обозначением. Развитие языка прошло длительный путь от элементарных ко всё более сложным обобщенным


звуковым комплексам. Язык играет большую роль во всех высших психических функциях. Он тесно связан с мышлением. Язык участвует в процессе предметного восприятия мира. Он выступает основой памяти в форме использования понятий для сохранения информации. Язык является средством выражения эмоций. Наряду с общественным характером труда

язык определяет специфику сознания и человеческой психики. Звуковой язык, как и телесная пластика, являются естественной системой знаков. В процессе развития культуры сформировались искусственные языки. Они служат для выполнения различных функций. Например, в науке они выступают средствами научного познания, в искусстве – отображают духовный мир человека. В технике искусственные языки используются для управления различными устройствами. Особенностью языка является наличие в нем высказываний о самом языке. Это дает возможность самоописания языка и описания других знаковых систем. Другая особенность - аналитизм языка. Она позволяет ему строить тексты по определенным правилам. Проблемы взаимосвязи мысли и слова, сознания и языка бытии предметом изучения с ранних этапов формирования философии. Зарождение философии связано с тем, что древние мыслители открыли различие между мыслями и словами. Противоречивое единство мышления и слова нашло воплощение в понятии логоса. Знание о понятиях рассматривалось как высшее проявление мудрости. Понятие о вещи – это ее имя, которое указывает на сущность вещи и ее место


  • бытии. В современной культуре развивается философия языка. Это направление проводит анализ языка и изучает связь языка с мышлением,


познанием действительности. Данные теории берут начало в трудах языковеда и философа Вильгельма Гумбольдта. В двадцатом веке возникает лингвистическая философия в Англии и в США. Представителями этого направления, в частности являются Людвиг Витгенштейн, Джон Остин, Гилберт Райл. Они разрабатывали учение о том, что язык способен преобразовывать мышление. В этом случае мысль отрывается от действительности. Она порождает абстрактные понятия. К ним, например, относятся понятия идеи, числа. Мышление наделяет эти понятия самостоятельным бытием. Последователи лингвистической философии считают, что многие проблемы философии являются результатом творческого могущества языка. Задача философии состоит в критике языка, в проведении


его анализа. ель подобной критики – освобождение мышления от понятий, которые не связаны с действительностью.
Слайд 79

Тема 2.4 Проблемы познания
пистемология
Для обозначения учения о процессе познания и знаниях в философии употребляются два термина. С середины XIX века учение о познании стало особым разделом философии. В тот период использовали термин гносеология. Начиная со второй половины XX века, философы чаще используют слово эпистемология. Этот термин получил распространение в англоязычных странах. Мыслители из этих стран чаще других пишут о проблемах познания. Эпистемология изучает способы получения знаний, основания и границы знания, критерии достоверности знаний. Ряд научных дисциплин также изучает познание. К ним, например, относятся психология, педагогика, лингвистика, история и методология науки. Они изучают частные проблемы познавательной деятельности в соответствии со своими предметами и методами. Эпистемология и гносеология исследуют фундаментальные проблемы познания. К ним, в частности, относится проблема источников и оснований достоверного познания. В эпистемологии выделяют три подхода. С их помощью философы пытаются ответить на вопрос о фундаментальных принципах познания. Первый подход можно назвать догматическим. Он основывается на представлении о бытии абсолютной истины. Это означает, что, существуют вечные и неизменные истины, которые не зависят от человека. Истина отрывается избранным с просветленной душой. Подобный подход представлен, в частности, в учении Платона. Греческий философ утверждал, что идеи выступают посредниками между идеальным миром и душой человека. Знания, согласно Платону, возникают при воспоминании души о духовной родине – мире идей. В эпоху нового времени господствующим подходом к проблемам познания становится скептицизм. Он представлен в трудах великих мыслителей той

эпохи Декарта, Локка, Ле йбница, Беркли. Суть проблемы состоит в изучении возможностей человека в познании мира. При этом мир предстает как бесконечный и разнообразный. Философы поставили задачу изучить природу человека, его способности в познании мира. Примером скептицизма нового времени может служить учение Рене Декарта. В основе метода этого мыслителя находится радикальное сомнение. Оно допускает возможность сомнения в любом положении. Каждое положение должно быть доказано для разума с полной достоверностью. Крайняя позиция скептицизма – релятивизм. Это проявляется в убеждении невозможности достижения объективной истины. Релятивизм подчеркивает связь оценки знаний с субъективными представлениями. Его сторонники считают, что все знания относительны. Третий подход к объяснению познания представлен в критических учениях. Критика направлена на то, чтобы провести четкие различия между достоверными знаниями о мире и мнениями. Критический подход выявляет основания различных феноменов знания, анализирует