ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 667
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сталкиваются с ситуациями, которые требуют быстрых и нестандартных решений. Их создание возникает в процессе творчества. Творчество было предметом изучения в различных философских учениях со времен античности. Платон считал творчество проявлением особого вида безумия. В эпоху средневековья творческая способность приписывалась Богу, а человек рассматривался как лучшее его творение. Мыслители эпохи Возрождения творчество анализировали творчество как высшее проявление божественного
-
человеке. В эпоху нового времени при оценке способностей человека стали использовать понятия талант и гений. Иммануил Кант видел в творчестве отличительную черту гения. Он противопоставлял творческую деятельность рациональной. Большое значение придавали творчеству как индивидуальной характеристике человека представители философии экзистенциализма. В концепциях психоанализа творчество рассматривается с позиций бессознательного. Механизмы творчества до сих пор основательно не изучены. Научные исследования свидетельствуют о том, что творчество является результатом эволюции человека. Элементарные акты творчества проявляются в поведении некоторых высших животных. Например,
некоторые шимпанзе осваивают язык глухонемых. В нестандартных ситуациях они создают новые предложения, чтобы передать информацию человеку. Для человека же творчество выступает функциональной характеристикой его отношения к миру. Творческие способности человека, вероятно, определяются функциональной архитектурой мозга. Она включает систему организованных операций участков мозга. С их помощью производится преобразование внешних и внутренних сигналов. В результате происходит создание абстракций и переработка информации. Творчество - это механизм приспособления человека к изменениям условий. Он дает возможность создавать и реализовывать нестандартные решения. Это обеспечивает выживание и развитие человека как биологического вида и социального существа. Творчество дополняет и организует чувственное и рациональное познание.
Слайд 84
Истина как философская категория
Анализ проблемы истины имеет большое значение для философии. Нередко истину сопоставляют с сущностью вещей. Истина является также важным элементом мировоззрения. Эта ценность находится в одном ряду с категориями Добро
, Красота. Существует несколько способов толкования истины в истории философии. Онтологическая трактовка истины рассматривает ее как действительность, реальное положение дел. Например, такая трактовка истины характерна для учения Платона. Философ сравнивал истину с солнечным светом. Истина – это то, что открывается человеку и становится всеобщим достоянием. Гносеологический подход к истине представлен в учениях о знаниях. Эта позиция акцентирует внимание на соответствии знаний действительности. Подробная трактовка включает сложное противоречие между материальным и реальным. Ряд понятий, справедливость, вера - трудно проверить на предмет этого соответствия. В рассмотренных выше подходах содержится представление об абсолютной истине. Абсолютная истина выступает источником всего сущего. Она статична и неизменна. Истина объективна, она не зависит о человека. Не человек познает истину, а истина открывается в определенные моменты человеку. Подобная трактовка истины представлена в классической
философии. Истина рассматривается как соответствие знаний действительности. В современной философии чаще встречается представление об относительной истине. Относительная истина рассматривается как процесс постепенного приближения к абсолютной истине. По мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. При анализе проблем относительной истины на первый план выходит практическая и познавательная активность человека. Относительная истина – это результат познавательных усилий людей в конкретных условиях. Рассмотрим подходы к постижению относительной истины. В позитивизме истину рассматривают как обоснованность при
помощи данных опыта. На первый план выходят факты, которые можно проверить. Этот подход может быть реализован в некоторых науках. Однако его трудно применить в других сферах жизни. В качестве критериев истины при таком подходе выступает когерентность знаний. Это понятие означает согласованность и обоснованность информации. Истинными, с позиций когерентности, истинными являются знания, которые включены в систему.
Прагматический подход к истине подчеркивает ее полезность для человека. В прагматизме истинным является то, что способствует успеху. Представление об успехе может относиться как к отдельному человеку, так и
-
общности. Конвенциональное направление в обсуждении истины доказывает необходимость соглашений. В некоторых сферах деятельности подобная трактовка уместна. Споры нередко мешают достигать совместных целей. Каждый из рассмотренных подходов к анализу истины имеет свою сферу применения. Марксистская трактовка истины базируется на представлении о диалектической связи между относительной и абсолютной истиной. В любой абсолютной истине есть элементы относительности. В относительной истине содержатся черты абсолютности. Эта связь формируется в процессе практики. Практика в марксистской философии рассматривается как материальная, преобразующая, целенаправленная деятельность людей. Категория практики дает возможность рассматривать познание во взаимосвязи с активным преобразованием мира. Проверка знания практикой есть длительный исторический процесс. Критерий практики является одновременно и абсолютным и относительным. Только практика может окончательно доказать истинность знаний. В этом состоит абсолютность практики. Относительность практики проявляется в ее совершенствовании. В современной трактовке истины большое значение имеют логический и аксиологический критерий. Применение логического критерия дает возможность рассматривать бороться с заблуждениями и ошибками. Аксиологический критерий в соотнесении истины и правды.
Понятие о правде шире чем истина, так как включает в своё определение и мораль.
Слайд85
Проблема субъекта и объекта
-
позиций рационализма проблемы познания рассматриваются в аспекте взаимодействия субъекта и объекта. Оба термина имеют латинское происхождение. Субъект обозначает основу познания, а объект – это то, что подлежит изучению. Данные термины находят применение в логике. В философии они используются в более широком контексте. Процесс познания
-
философии Нового времени и в немецкой классической философии анализировался как отношения субъекта и объекта. Данные категории обозначали условия формирования знания. Однако в вопросе об источнике знания позиции философов существенно различались. Философия идеализма видела источники знания в творческой деятельности мышления.
Материализм подчеркивал значение объективной реальности для получения знаний. На современные представления о субъекте оказала влияние философия Рене Декарта. Этот философ противопоставлял две субстанции. Материальной субстанции свойственна протяженность, а духовной - мышление. На основании этого субъект обладает внутренней активностью. Характеристикой субъекта является способность к сомнению, оно доказывает способность мыслить. Важной вехой формирования представлений о субъекте и объекте является философия Канта. Прежние мыслители рассматривали объект как то, что совершенно не зависит от субъекта. Кант изменил понимание отношения субъекта и объекта. Субъект первичен, согласно Канту по отношению к объекту. Получение знаний о мире возможно благодаря способностям субъекта к последовательному преобразованию опыта. В трудах представителей немецкой классической философии раскрыты различные аспекты данной проблемы. Взаимоотношения объекта и субъекта рассматриваются на основе диалектики. Это означает, что субъект – это не только отдельный мыслящий индивид. Мышление находится в
процессе развития, оно зависит от связи с культурой. У Гегеля, в частности,
эта деятельность рассматривалась как духовная активность. В процессе
своего исторического становления она порождает объекты. Марксизм
преобразовал диалектику немецкой классической философии. Это нашло
отражение в понимании субъекта и объекта. Согласно марксизму, данные
категории характеризуют стороны практической деятельности. В качестве
субъекта выступает общество в процессе исторического развития.
Конкретный индивид выступает субъектом лишь во взаимосвязи с обществом.
Социальная система определяет цели, средства и формы познания. Объект
познания – это то, на что направлена преобразовательная деятельность
индивидов. В качестве объектов могут выступать как природа, так и
социальные условия. В процессе практической деятельности происходит
преобразование духовных и социальных качеств индивидов. Практика
является важной стороной субъектно-объектного отношений. Важной
характеристикой субъекта является внутренняя активность. Она определяется
способностями к постановке целей и самосознанием. Объект – это сфера
проявления активности субъекта в достижении поставленных целей.
Объектом познания выступает часть реальности, которая представляет
познавательное и практическое для субъекта. Подлинным субъектом
познания является общество. В процессе его исторического развития
формируются предпосылки для постановки и решения задач познавательной
деятельности. Они находят проявление в материальных условиях познания,
создании техники и технологий. Общество формирует духовные традиции,
через систему институтов сохраняет и передает знания. В структуре общества
формируется социальный слой, представители которого специализируются на
получении знаний. Общество не является простой суммой индивидов,
каждый из которых познает мир. В Отдельные индивиды становятся
субъектами познания по мере овладения миром культуры. В первую очередь,
имеются в виду такие инструменты познания как язык, логические категории,
накопленные знания. Это способствует развитию индивидуальных способностей на основе овладения достижениями человечества.
Слайд 86
Тема 2.5 Проблемы научного познания
Особенности научного познания
Познавательная деятельность по выработке новых объективных знаний о действительности называется наукой. Начиная с эпохи нового времени, наука становится производительной силой общества и социальным институтом. Наука - это как деятельность по получению новых знаний, а также ее результат - сумма научных знаний. Они образуют научную картину мира. Наука как форма знания зародилась в античной Греции, европейские народы восприняли этот идеал. Рассмотрим характерные черты научных знаний. Важным признаком научности является систематичность. В этом одно из отличий научных знаний от обыденных. Систематичность науки обусловлена широким применением математики. елью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Эта цель достижима при помощи теоретических знаний об объективных законах. Производство научных знаний представляет собой специфическую форму деятельности. Его результатом выступают новые знания в виде теорий, фактов. Особую ценность представляют технологические знания. Они используются для решения практических задач в различных сферах действительности. Задача науки состоит в получении новых знаний о мире. Этим науки отличается от других видов деятельности. Например, образовательная деятельность использует различные научные знания. Однако их освоение не предполагает создание новых знаний. Задача образования применить знания для эффективной подготовки индивидов. Научная деятельность дает приращение нового знания. Наука не останавливается на достигнутом, она ставит новые проблемы и ищет способы их решения.
Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности. От художественного
способа постижения действительности науку отличает стремление к обобщённому объективному знанию. Искусство выступает одним из важных средств познания мира при помощи художественных образов. Искусство как средство познания мира обращается к эмоционально-чувственной сфере человека. Через искусство происходит выражение опыта индивидуальных переживаний художника. Наука, в отличие от искусства, использует средства познания, которые сводят к минимуму влияние индивидуальности. Научное знание стремится к предельной объективности и универсальности. Отношения между научными знаниями и религиозными ценностями довольно сложные. Среди ученых немало атеистов. Мировоззрение некоторых ученых не исключает бытие Бога. На уровне мировоззрения отдельного человека наука и религия могут сосуществовать. Однако наука и религия ставят принципиально разные цели. Религия не стремится к получению новых знаний о мире, хотя допускает их возможность. Религия обращается к этическим и эстетическим ценностям человека. Она стремится