ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 666
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
условия их возникновения. Он позволяет проверить является ли определенная информация достоверным знанием. Критика знаний рассматривает их формирование как процесс. Она открывает перспективы формирование новых знаний о мире. С другой стороны, критический подход подчеркивает ограниченность знаний. В частности, это выражается в агностицизме. Данная концепция подчеркивает ограниченность познания природой человека. По мере получения новых знаний о мире, горизонты непознанного расширяются. В каждом из рассмотренных подходов есть свои преимущества. Данные подходы не исключают друг друга, а взаимно дополняют. В положении догматизма о существовании объективных оснований знания есть доля истины. Совершенствование знаний не было бы возможно без представлений об идеале. Концепция Канта характеризует свойства человеческого познания. Априорные формы познания позволяют сформировать универсальные и объективные знания о мире. Глубокий анализ знаний невозможен без скептицизма. Критический подход к изучению
познания является, пожалуй, наиболее плодотворным. Он позволяет избежать как крайностей догматизма, так и релятивизма.
Слайд 80
нание как результат познания
Определение знаний дать трудно. Это связано с тем, что знания находят применение во всех сферах человеческой деятельности. Существует
множество видов знаний, поэтому трудно построить их полную классификацию. В жизни мы имеем дело со знаниями, которые предполагают умения. Например, знание иностранного языка проявляется в умении понимать язык, общаться. К прикладным знаниям трудно применить критерии истинности и обоснованности. Эти виды знаний базируются на следовании определенным образцам. Их оценивают при помощи представлений об эффективности. Но знания не исчерпываются практическими навыками их использования. Знания основываются на владении информацией. Например, мы говорим, что знаем этого человека. Данное суждение означает, что мы располагаем информацией о нем. Предметом философского анализа знаний выступает знание, которое можно анализировать как информацию. Это дает возможность оценивать его при помощи четких критериев истинности или ложности. Для эпистемологии и гносеологии актуальна проблема обоснования знаний. Чтобы понять феномен знания, необходимо обратиться к тому, что им не является. Недостоверная информация не является знанием. Знанием не является субъективное мнение, не подкрепленное какими-либо основаниями. В противоположность этому, знания - это обоснованная информация. Однако степень и способы обоснования знаний может быть разная. Не следует отождествлять истину и знания. Истинные знания могут быть получены при помощи ложных посылок. В логике есть множество примеров этому. Знания могут быть вероятностными, к ним относятся, например, гипотезы. Информация, которая соотносится с убеждениями человека, представлениями об истине может рассматриваться как знание. При этом большое значение имеет способы
обоснования знаний, их связь с практикой. С позиций материалистической теории, знания – это результат высшей формы отражения действительности при помощи идеальных форм. Знания – это результат познавательной деятельности, которая формируется в определенных исторических условиях.
-
зависимости от этапов исторического происхождения выделяют следующие формы знания.
Начиная с первобытных стадий истории, существовало обыденно-
практическое познание. Оно включало сведения о природных явлениях, об общении с духами. Эти знания передавались в процессе формирования навыков. Большое значение имели игровые формы передачи знаний. Они имитировали практические ситуации. Часть знаний была доступна узкому кругу лиц - вождей или жрецов. В условиях современной цивилизации повседневные знания также имеют большое значение. Они необходимы для решения бытовых проблем, общения. В отличие от древних времен они могут быть приобретены при помощи разнообразных источников информации. На ранних этапах развития общества возникло мифологическое знание. Мифы – это не просто результат вымысла. Они были необходимы для передачи информации о наиболее важных событиях. В них рассказывается о появлении или исчезновении природных объектов. Мифы повествуют о значительных исторических событиях. В мифах говорится о конфликтах между Богами и людьми. В основе мифов содержится рассказ о подвигах героев. Первоначально мифы были частью религиозных ритуалов. В их исполнении принимали участие члены племени. Мифы выполняли функции объединения членов общины. Мифы оказали значительное влияние на формирование различных видов искусства. Например, мифология находилась у истоков театра, скульптуры, живописи. Мифологическое знание сопровождает человечество на всех этапах развития. В современном обществе мифология используется для управления общественным сознанием. Она интегрирована в исторические повествования, художественное творчество. Современная мифология воспроизводится в различных социальных технологиях.
Слайд 81
Чувственное познание
-
структуре познания выделяют чувственные и рациональные способности. Познание при помощи чувств базируется на использовании ощущений, восприятия и представления. К рациональным способностям познания относятся рассудок, разум и рефлексию. Рассмотрим особенностипознания при помощи чувств. Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание являются источниками ощущений. Они выступают исходным пунктом познания. При помощи ощущений человек получает информацию из внешнего мира. В процессе познания при помощи органов чувств формируется целостный образ предмета. Благодаря способности восприятия человек может различать объекты. Все виды ощущений у человека
являются продуктом эволюционного развития. Ощущения человека отличаются от ощущений животных. В процессе социальных взаимодействий
-
людей развились способности, которые позволяют совершенствовать культуру. К ним относятся тонкое осязание, цветовое зрение, речевой и музыкальный слух.
Восприятие – это более сложная, чем ощущение, познавательная способность. Восприятие позволяет ориентироваться в пространстве и во времени. Оно зависит от ощущений, но не является их простым суммированием. Восприятия вещи - это результат активного синтеза проявлений предмета. Эта форма познания тесно связана с другими способностями человека. Познавательные возможности человека дают возможность не только созерцать реальные свойства объекта. При помощи представления человек формирует образ предмета, который соотносится с модусами времени. Обобщенный образ предмета воспроизводится не только в настоящем, но также в прошлом и будущем. Представление способно объединять различные свойства и качества объектов и воспроизводить их по
памяти. Чувственная познавательная деятельность зависит от функционирования от физиологических и психологических процессов. Они
происходят в мозге, в нервной системе. Научные эксперименты доказали, что
-
человека лучше всего развиты зрение и осязание. В меньшей степени человек использует слух, вкус, обоняние. Чувства человека находят проявление в эмоциональной сфере. Эмоции могут существовать в виде полубессознательных реакций индивида. Однако они могут выступать и в виде сложных комплексов переживаний. Эмоции проявляются в различных феноменах культуры. Эмоции позволяют выразить отношение человека к тому или иному явлению. Данное отношение содержит в себе оценки,
которые зависят от освоения человеком культуры. Познание при помощи органов чувств - это результат эволюционных изменений. Большую роль в формировании способностей человека к чувственному познанию сыграли социальные факторы. В философии существуют учения, которые преувеличивают роль чувственного познания. К ним относятся учения субъективных идеалистов. Примером может служить концепция Джорджа Беркли – английского философа восемнадцатого века. Согласно его учению объективной реальности не существует. Предметы – это результат комбинирования ощущений. Отсюда следует вывод о том, что образы предметов возникают только в результате активности духовной жизни субъекта. Подобные взгляды выражают позицию солипсизма. Они отрицают существование объективного мира за пределами восприятия. Сходные взгляды представлены в концепции Иоганна Мюллера. Крупный ученый утверждал, что мы не способны воспринимать качества вещей объективно. Наше отношение к миру – это результат комбинаций органов чувств. Мюллер приводил в качестве доказательства результаты экспериментов по воздействию различными раздражителями на один тот же орган. Например, зрительные образы возникают в результате воздействия на глаз не только света, но и механических воздействий, электричества. При действии одним и тем же раздражителем на разные органы чувств, возникают разные ощущения. Они зависят от особенностей этих органов чувств.
Отсюда Мюллер делал вывод, что ощущения не порождаются внешним воздействием
на органы чувств. Они являются результатом активности психики.
Слайд 82
Рациональное познание
Процесс познания при помощи рациональных форм называют мышлением. Мышление преобразует чувственный опыт.Оно даетвозможность получить знания о свойствах вещей, отношениях между ними, которые недоступны чувственному восприятию. Процессы мышления определяются рассудком и разумом. В истории философии рассудок и разум рассматриваются как категории, которые отображают специфику мышления. Деятельность рассудка базируется на установлении сходства и различия между характеристиками объектов. Рассудочное мышление применяет для этого понятия. Они выступают первичными логическими формами, которые отображают существенные признаки объектов. Рассудок способен анализировать чувственные впечатления, распределять их в соответствии с критериями. Важнейшей формой рассудочной деятельности является разум. В нем концентрируется отображение существенных признаков предметов. Понятия формируются на основе представлений. Образование понятия связано с первичным уровнем рефлексии. Рефлексия - это свойство сознания по осмыслению его собственных форм и предпосылок. Возникновение понятий, а также их использование связано с анализом, критикой процесса познания и его результатов. Рассудок способен соединять понятия в
соответствии с правилами логики и создавать суждения. Суждения
указывают на существование каких-либо объектов. Например, информационные технологии – существуют. Суждения могут указывать на отсутствие объектов или признаков. Например, лошади - не летают. Суждения могут быть истинными или ложными. Суждение также содержит элементы рефлексии, которые выражены при помощи оценок. В немецкой классической философии было обосновано разделение способностей мышления на рассудок и разум. Кант соотносил способности познания с определенными формами. Пространство и время являются формами
чувственного познания. Рассудок опирается на формальную логику. Разум обладает способностью к формированию новых знаний. Логической функцией разума выступает умозаключение. На основе логического синтеза суждений умозаключения создают новые суждения. Разум на основе идей и с помощью умозаключений познает бесконечное. Он стремится дать истинное и завершенное знание о целом. Однако разум сталкивается с противоречиями. Их невозможно разрешить при помощи опытных знаний. Дальнейшее развитие учение о соотношении рассудка и разума получило в философии Гегеля. Рассудок, согласно Гегелю, способен устанавливать различия между вещами. При этом он дело с конечным и с условным. Чтобы перейти на более высокий уровень познания, необходимо преодолеть ограниченность рассудка. Этими возможностями обладает разум. Он способен разрешать противоречия на основе диалектики и формировать новые знания. Познание при помощи
разума основывается на оперировании понятиями. Рефлексивные способности разума дают возможность исследовать процесс развития понятий. Разум использует понятия не механически. Его задачи не сводятся к их перестановке и группировке. Разум осознает процесс формирования понятий их содержание и природу. Это дает возможность изучать законы и получать знания о сущности вещей. Например, электричество было известно со времен античности. Описание при помощи рассудка рассматривало его как свойство янтаря. Кусочек шерсти притягивается к янтарю после трения. В восемнадцатом веке были открыты другие виды электричества. Его обнаружили в метеорологических явлениях, в живых организмах. Возникла проблема научного осмысления данных явлений, их связи с магнетизмом. Ее невозможно решить при помощи рассудка. Рассудок способен лишь вынести суждения о том, где наблюдаются явления электричества. Решение проблемы при помощи разума предполагает создание нового понятия. Оно было сформировано в трудах Фарадея и Максвелла. Эти ученые разработали теорию электромагнитного поля. Она позволили изучить процессы
магнетизма и электричества в их взаимосвязи. Были открыты объективные законы данных явлений.
Слайд 83
Интуиция
Большое значение в процессе познания имеют нерациональные формы. Они зависят от различных участков мозга, которые действуют независимо от сознания и воли человека. Нерациональная сторона процесса познания представлена различными психологическими факторами. К ним, кроме воли, воображения относится интуиция. Эта способность важна для творческой деятельности. Интуиция открывает возможность постижения истины путем прямого усмотрения. При этом не используются обоснования, доказательства. В этом смысле, интуиция – это непосредственный вид знания. Он рассматривается как противоположность рационального познания – опосредованного. Интуитивное постижение истины объединяет элементы чувственного и рационального. Субъект интуитивного познания обладает способностью к быстрому синтезу разнообразной информации. Психологические исследования доказывают, что при этом одновременно осуществляется работа левого и правого полушария головного мозга. Они соответственно, определяют взаимосвязи между абстрактным и чувственным знанием Этот момент познания иногда сравнивают с озарением. Значение интуиции особенно велико там, где необходим творческий подход к решению проблемы. Интуиция не является нечто неразумным или сверхразумным. Ее сложность объясняется тем, что в процессе познания не осознается процесс умозаключение и его приемы. Интуиция – особый познания, который опирается на бессознательное, но приводит к правильному выводу. Интуиции достаточно для постижения истины. Однако ее недостаточно, чтобы обосновать истинность знания. Важной особенностью отношения человека к миру выступает творчество. Оно проявляется в различных сферах человеческой деятельности. В основе творчества находится синтез чувственного, рационального и внерационального познания. В жизни люди