ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 655
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возвышенное – это вид прекрасного. В нем сочетаются совершенное и величественное, превосходящее человека. По отношению к возвышенному человек испытывает благоговение, упование, смешанное с тревогой. Это чув-ство, схожее с тем, которое вызывает в человеке священное. Например, рели-гиозном сознании идеал возвышенного – божество. В обычной жизни чело-века чувство возвышенного могут вызывать, например, горы, океан, небеса, вселенная. Кант, считал, что красота нравственного долга и есть возвышен-ное. Противоположностью возвышенного является низменное.
Трагическое – близкий к возвышенному вид прекрасного. Трагическое –красота героизма, мужества, испытания силы духа опасностью. В трагиче-ском выражена горечь потерь на пути к радости совершенствования. Траги-ческое просветляет, утверждая ценность возвышения, даже если оно несет страдания и смерть. Подвиг Христа, например, выражает суть трагического.
Комическое — раскрываемое через смех прекрасное. Комическое вы-ражает удовольствие от разоблачения несовершенного при столкновении с совершенным. Смех в комическом - радостный вздох избавления, освобожде-ния от гнета. Смех в комическом возникает, когда ярко выявляется противо-
положность отрицательного и положительного. Аристотель считал, что смех вызывается контрастом безобразного и прекрасного. С точки зрения Гегеля, источник смеха — контраст неистинного и действительно истинного. Разно-видности комического — юмор, ирония, сарказм, сатира и так далее. Эсте-тический вкус — это способность человека воспринимать и оценивать явле-ния с точки зрения их совершенства. Эта способность позволяет действовать
-
творить по меркам прекрасного.. Эстетический вкус называют аналогом совести в морали.
Слайд 103
Тема 2.8 Социальная философия
Социальная философия
Социальная философия – это раздел философии, изучающий наиболее важные проблемы развития общества. Общество выступает в качестве предмета изучения социальной философии. Главными функциями социальной философии являются: мировоззренческая, теоретическая. Выделяют также методологическую и прогностическую функции. Общий взгляд на социум, на развитие общества формирует мировоззренческая функция. Теоретическая функция предназначена для проникновения в суть социальных процессов. Это дает возможность судить о них на уровне теории.
-
процессе научного исследования социума реализуется методологическая функция. Предвидение тенденций развития общества – задача прогностической функции.
Социальная философия прошла долгий путь развития. Наиболее значимый вклад в изучение общества внесли ученые: Локк, Гоббс, Сен-
Симо н, Конт, Маркс. Теоретическая разработка общества как объекта научного исследования началась в 20-40-е годы девятнадцатого века. Родоначальником социальной философии считают французского философа Огюста Конта. Большую роль сыграло учение об эволюции социума Ге рберта Спенсера. Дальнейшее ее развитие представлено трудами Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Огюст Конт расширил понятийный аппарат науки и ввел
термин «социология». Он означает «учение об обществе».
Маркс и Энгельс осуществили переход от идеалистического к
материалистическому пониманию социума. Они разработали диалектическую концепцию исторического процесса. Психологическое направление изучения общества представлено в трудах Уо рда, Та рда, Парето. Учения данных мыслителей направлены на изучение на коллективных форм поведения людей.
-
качестве основных проблем социальной философии принято выделять рассмотрение сущности общества и его структуры. Она также изучает происхождение общества, фундаментальные закономерности
развития. Задачи социальной философии включают исследование перспектив общественного развития. С одной стороны, общество представляет собой систему индивидов, в которой проявляются качества, не свойственные отдельным ее элементам. С другой – это мощная геопланетная сила, способная изменить облик Земли. Общество характеризуют такие черты как целостность
, динамичность, закономерность, самоорганизуемость
-
развитие. елостность выражается вхождением элементов и подсистем в единую взаимосвязанную систему. Подвижность и изменчивость социальных форм и структур характеризует общество как динамичную систему. Влияние внутренних сил и процессов на организованное существование и развитие позволяет считать общество самоорганизующимся. Общество обладает способностью совершенствоваться или деградировать, а это является признаком способности развития.
Человеческое общество отличается от других объединений принципы культуры. Ключевые принципы – это познание и преобразование мира. К ним также относятся: стремление к совершенству, передача накопленного опыта другим поколениям. Общество необходимо для формирования личности.
При этом развитие индивидуальности предполагает определенную обособленность от влияния общества. Вспоминается известная притча Шопенгауэра о дикобразах. В холодный зимний день животные плотно
прижимаются друг к другу, чтобы согреться. Когда они почувствовали уколы игл, то вынуждены были рассредоточиться. Через короткое время дикобразы стали замерзать и снова сблизились друг с другом. Так они и метались, пока не нашли оптимальное расстояние. При этом сохранялось тепло, а иголки не ранили. Так и люди в процессе общения друг с другом пытаются найти комфортное расстояние в коллективных связях.
Слайд 104
Теории развития общества
Развитие общества подчиняется объективным законам. Они проявляются через деятельность людей, обладающих разумом и волей. Социальные закономерности имеют вероятностную природу. Законы социума носят объективный характер. Они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Социальные закономерности рассматриваются в рамках философии истории. Развитие общества - это его история. Термин «философия истории» ввел крупнейший французский философ-просветитель Вольтер. Одна из его работ так и называлась – «Философия истории».
Греческий историк второго века до нашей эры Полибий рассматривал историю как круговорот форм политического устройства. В римском государстве он усматривал совмещение всех возможных форм: монархии, олигархии и демократии.
-
соответствии с христианским пониманием история – это процесс взросления человечества. Данная точка зрения представлена в трудах Августина Блаженного. Он полагал, что, история – это постижение ущербности человечества. А с другой стороны, историческое развитие – это движение к некоему высшему состоянию. В соответствии с шестью днями творения Августин выделяет периоды истории человечества.
Французский философ-просветитель Кондорсе создал теорию исторического прогресса. В ее основание он положил степень развития человеческого разума. Исторические эпохи фиксируются как следствия
радикальных прорывов познающего мышления.
Карл Маркс предложил формационный подход к изучению истории развития общества. Он считал, что последовательный прогресс общества обеспечивается развитием производительных сил. Прогрессивное развитие проходит стадии от первобытного – до коммунистического общества
Философы XX столетия также внесли свой вклад в изучение законов развития общества. Немецкий мыслитель Карл Ясперс предложил рассматривать историю развития человечества как историю человеческого духа. Его взгляды изложены в работе «Смысл и назначение истории», изданной в 19 9 году. Он предавал большое значение роли личности в истории. Ясперс считал, что история развития общества состоит в настойчивом продвижении вперед отдельных людей. Они призывают других следовать за ними. Те, кто их слышит и понимает, присоединяются к этому движению.
Британский историк и дипломат Арнольд Тойнби в труде «Исследование истории» попытался исследовать смысл исторического процесса. Книга была создана на основе систематизации материала в контексте схемы философии истории. Теория Тойнби получила название цивилизационного подхода к изучению истории. Всякая цивилизация возникает из усилия ответить на вызов мира. ивилизации склонны к увяданию и гибели. Это связано с исчезновением духовного авангарда цивилизации. История описывается как сверхприродный феномен. Он реализуется посредством действий - людей.
Исследование развития истории человеческого общества нашло отражение и в трудах отечественных мыслителей. Философия истории получила развитие в трудах: Владимира Соловье ва, Николая Даниле вского, Льва Карсавина. Следует отметить, что их теории отличали попытки найти рассмотреть историю с позиций воплощения православного идеала.
По мере развития мировой цивилизации можно предположить появление новых подходов к исследованию истории человеческого общества.
Слайд 105
Теории происхождения общества
Проблема происхождения общества является актуальной. Теории происхождения общества подразделяются на стихийные и научные. В рамках стихийных теорий вопросы происхождения общества рассматриваются в контексте других вопросов. В научных теориях вопрос о происхождении общества занимает центральное место.
Обратимся к рассмотрению стихийных теорий происхождения общества. К ним относятся: теологическая концепция, концепция биологической эволюции, космическая концепция. Суть теологической концепции происхождения общества заключается в божественном создании человека и общества. Приверженцы этой концепции утверждают, что Бог установил законы истории. Он управляет обществом и историей для реализации своего замысла.
Сторонники концепции биологической эволюции решающую роль в происхождении общества отводят биологическим и социальным факторам. В качестве основных, они выделяют мутации и рудовую деятельность. Именно эти факторы преобразовали первобытное стадо. В обществе сформировались культура, законы и нравственные принципы. Решающая роль биологических факторов обоснована в учении академика Александра Ивановича Опарина. В
-
году вышла в свет его книга «Происхождение жизни». По мнению ученого, появление жизни на Земле – это единый естественный процесс.
Первоначально химическая эволюция протекала в условиях ранней Земли.
Затем, химическая эволюция перешла в биохимическую.
-
настоящее время популярность приобретает космическая концепция происхождения человека и человечества. Ее сторонники утверждают, что эволюции человека способствовали Высшие Существа ,Космический Разум.
Они направляют о оберегают человеческую цивилизацию.
Это направление получило название панспермия и содержит два основных направления. Первое было предложено в 1865 году ученым из
Германии Генрихом Ри хтером. Оно получило развитие в 1895 году шведским исследователем Арре ниусом. Жизнь на Землю была занесена космической пылью, метеоритами и другими космическими объектами. В 1973 году появилось второе направление, так называемая, управляемая панспермия. Теория была предложена Фрэнсисом Криком и Лесли Орге лом. Они утверждали, что жизнь на Землю была занесена намеренно и управляемо. Данную точку зрения поддержал академик Алексей рьевич Розанов. Он возглавляет комиссию по астробиологии в Российской Академии Наук.
Инструментальную и семантическую концепции относят к научным теориям происхождения общества.
-
инструментальной концепции во главу угла ставится человеческая догадливость и сообразительность. Эти качества повлекли изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей.