Файл: Тема Предмет философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 656

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Натуралистическая модель Вольтера, Руссо , Гольбаха видела в культуре человеческое продолжение природы. Для натурализма, культура – это одно из звеньев природной эволюции. Благодаря культуре, человек образует высокоразвитое звено в эволюции природы. Культура обосновывает идеалы разумного человека из его естественных потребностей. Французские
просветители предложили вместо понятия «культура» понятие «цивилизация». Они свели культуру к материальным формам ее проявления и

естественным механизмам человеческого поведения. Немецкие мыслители эпохи Просвещения связывали понятие «культура» с нравственным воспитанием, развитием личности.


    • XIX веке окончательно формируется классическая модель культуры.




  • ней четко разделены объект и субъект познания. Предметом познания выступает надындивидуальная культурная реальность, из которой выводится культура отдельного человека. В основе классической модели культуры лежат принципы гуманизма, рационализма и историзма. Духовное творчество -


определяющая сфера развития человека. Но такая позиция не является отрицанием предметных форм человеческой деятельности. Это замещение данных форм духовной предметностью. Культура – результат освобождения человека от жестокой зависимости от природного и божественного миров. Человек как субъект культуры является миру как разумное существо, как творец культуры. Так, с точки зрения Канта, культура – это состояние и устремление личности как субъекта своего развития.


  • философии марксизма классическая модель культуры трактуется с материалистической позиции. Согласно марксизму, проблема культуры – это проблема создания материальных условий для целостного и всестороннего развития человека. Культура понимается в тесной связи с трудом, с обществом. Культура – это не только совокупность результатов труда, но и сама деятельность человека.


Кризис классической модели культуры был связан отождествлением культуры преимущественно с духовными образованиями. Это не давало возможности дать объяснение феноменам культуры. В частности трудно было объяснить материал, полученный с помощью эмпирических исследований форм культуры. В данной модели формы неевропейские формы культуры воспринимались как неполноценные.
Интерес в этой связи представляет так называемый «диалог культур». Эта модель подчеркивает важность взаимопонимания людей различных культур. Она показывает, что необходимо сопоставление культур. Так


появляются другие модели культуры.
Неклассическая или модернистская модель рассматривает культуру личности, этноса, социума. Повседневная жизнь человека – это элемент культурной реальности. Культура воспринимается человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления. Для данной модели культуры характерны идея абсурдности, пессимизм, приоритет личного над общественным.


  • точки зрения постмодернистской модели культуры мир постоянно противится воздействию на него человека. Природа препятствует попыткам человека творчески преобразовать ее. Мир поддается преобразовательным усилиям человека лишь частично. Его невозможно уместить в какие-либо теоретические схемы. Представления о человеке как субъекте культуры теряют свою актуальность. В философии формируется новый подход к осмыслению культуры – философствование без субъекта.


Слайд 100
Основные подходы к исследованию культуры
Понятие «культура» достаточно сложно выразить через одно какое-либо определение. То или иное определение культуры выступает как интерпретация культуры. Оно зависит от определенного аспекта рассмотрения культуры. Выделяют несколько подходов к осмыслению феномена культуры.
Аксиологический или ценностный подход понимает культуру как мир ценностей. Культура – результат всего многообразия деятельности человека,
совокупность материальных и духовных ценностей. Согласно аксиологическому подходу, культура - это реализация идеально-ценностных целей. Это значимый для человека предметный мир. Главные проблемы ценностного подхода – понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость.
С точки зрения деятельностного подхода, культура – это особенный способ жизнедеятельности человека. Это система механизмов,

выработанных внебиологически. Благодаря данным механизмам программируется, стимулируется и реализуется активная деятельность человека в обществе. Культура понимается как способ производства и воспроизводства, регуляции и сохранения человека и общества. Культура – это основа творческой деятельности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе. Можно сказать, что деятельностный подход – это технологическая трактовка культуры. Культура выступает как технология человеческой деятельности, что обусловлено самой спецификой этой деятельности.


Семиотическая концепция культура является достаточно близкой к деятельностному подходу понимания культуры. Культура рассматривается как система информационных кодов. Они закрепляют жизненный социальный опыт человека, а также выступают средствами его фиксации. Культура через набор сложно организованных и развивающихся семиотических систем транслирует программы деятельности, поведения и общения. Предметы и формы материальной культуры понимаются как средства хранения и передачи определенных знаков. Они регулируют поведение, общение и деятельность человека. Символы, знаки являются наиболее доступными для изучения средствами реализации ценностей и смыслов культуры. Таким образом, культура имеет символически коммуникационную природу.
Структуралистский подход рассматривает культуру как совокупность культурных образцов, социальных элементов. Данные элементы являются носителями ценностных отношений. Они регулируют деятельность человека, не учитывая личного фактора. Например, к ним относятся: обычаи, символы, тексты, брак, семья и прочее.
Согласно социологическому подходу культура – это социальный институт. Культура позволяет рассматривать общество как устойчивую целостность. Культура кардинально отличается от природы. Культура дает обществу определенное системное качество.

Существует ряд концепций, рассматривающий культуру как механизм передачи социального опыта. Культура понимается как источник информации, неотделимый от ее обработки, интерпретации и трансляции. Например, в концепции Хейзинги рассматривается определяющая роль игры как источника культуры. ентром внимания гуманитарного подхода является совершенствование человека как духовно-нравственного субъекта культуры. Культура выступает в качестве проявления человеческой сущности. Она охватывает все стороны жизни человека. Культура понимается как процесс воспроизводства человека во всей универсальности, во всем богатстве его свойств и потребностей. Культура - есть мера человеческого в человеке.


  • каждом из подходов особое внимание обращено на характерную сторону культуры. Данные подходы дополняют друг друга, помогают сложить более полное и глубокое представление о культуре. Но стоит отметить, что потребность в формировании обобщенного понимания культуры сохраняется.


Слайд 101

Мораль как форма духовного опыта человечества
Этика – это специальный раздел философии, исследующий мораль. Мораль, нравственность – это составные частит духовной жизни личности и общества. Мораль –это исторически сложившаяся система неписаных зако-нов. В морали находят отражение общепринятые нормативы и оценки чело-веческих поступков.
Любые намерения, стремления, поступки и отношения человека под-лежат нравственной оценке. С позиций морали каждый отвечает за себя. Ни-какое официальное лицо, никакая организация не имеет преимущественного права в вынесении моральных санкций. Таким образом, мораль называют од-ним из измерений духовной жизни человека. Мораль – это способ самосо-вершенствования, самоуправления человека. Мораль – это необходимое сред-ство поддержания и регулирования отношений между людьми в обществе.

Мораль является нормативной системой, наряду с правом, обычаем, ре-

лигией. Наиболее полно специфику морали можно выявить при сопоставле-нии ее с правом.


  • праве действие законов распространяется на все общество. Контроль за их исполнением осуществляются юридическими органами государства.


Нормы морали начинают действовать, когда человек предъявляет их сам себе. При этом он самостоятельно контролирует и оценивает их исполнение. Правовой авторитет зависит от официального положения человека. Моральное влияние человека определяется тем, насколько он сам нравственен.
Мора льная норма – это идеальное требование, предполагающее дистанцию между должным и сущим. Следование моральной норме в конкретных условиях личный выбор человека. Правовая норма предполагает реальные возможности и конкретные условия ее выполнения.
Право использует меры внешнего принуждения, включая физические. Мора льные санкции – это преимущественно внутренние, духовные санкции. При всем своем различии, мораль и право способны дополнять и поддерживать друг друга. Требования не убий, не кради, не лги, не прелюбодействуй, - нормативно закрепляются и моралью, и, правом.
Корни морали находятся в традициях и обычаях. Они закрепили поступки, отвечающие потребностям и интересам исторического прогресса. Основы нравственности обращают внимание на обычаи, которые полезны для сохранения и развития человека и общества.


  • историческом развитии нравственность обладает относительной самостоятельностью. На различных исторических этапах наблюдается известная преемственность. Каждое новое поколение, получая в наследство моральные нормы и ценности прошлого, видоизменяет и развивает их. В развитии нравственности мы можем наблюдать исторический прогресс. Так,



например, рабовладельческая мораль исходила из представления о рабе как о вещи. Она оправдывала обращение с ним как с вещью. В период феодализма имел место прогресс в области нравственности. В это время усложняются

отношения личности с обществом. Повышается понимание меры ответственности, формируются и наполняются глубоким содержанием понятия долга, чести и достоинства. Мораль феодалов допускала, например, порку крестьян. При этом, рыцарская честь призывала вызвать оскорбителя на дуэль.
Изучение морали превратилось в особую область знания. Шли теоретические поиски нравственной ориентации человека в его отношениях к обществу, семье, родине. Приходило понимание, что нравственные нормы, которые служат интересам общества, интересам его развитию, являются истинными.
Слайд 102
стетическое в философии
Эсте тика – специальная отрасль философии. Предметом эстетики явля-ется эстетическое. В эстетическое – это особое измерение жизни, которое оп-ределяет значение ценности прекрасного. Любое явление может предстать в свете прекрасного. На основе эстетических критериев можно оценить дейст-вительное или воображаемое, природное или культурное явление. Феномен эстетического распространяется на внешний мир или глубины души.
Искусство - это относительно обособленная и специализированная сфера духовной жизни человека. Ведущая роль в искусстве отведена эстети-ческой деятельности.
Эстетические категории образуют противоположности: прекрасное – безобразное, возвышенное – низменное, трагическое – комическое. Большое значение имеют эстетический идеал, эстетический вкус. Они позволяют по-знать наиболее важные черты эстетического. Изящное, грациозное и прочие являются модификациями прекрасного.
Ключевая категория эстетики - прекрасное. Прекрасное – ценность вы-раженности, явление совершенного. Встреча с совершенством, его воплоще-ние вызывают эстетическую радость. Она является бескорыстным, возвы-шенным чувством.

Эстетическая антиценность, антипод прекрасного – безобразное. Без-образное представляет собой несовершенство, недостаток блага. Безобразное обнаруживает себя только в свете прекрасного, поэтому оно вторично.
Для Платона, прекрасное – безусловная, вечная, божественная идея. Она существует объективно и является прекрасной сама по себе. Вещи, люди, душевные состояния прекрасны лишь настолько, насколько причастно этой идее. Согласно Аристотелю, прекрасное – это соразмерность, порядок, - это космос и его свойства. Прекрасное – это гармония, созерцаемая человеком в предмете. Например, считает Аристотель, нельзя слишком маленькое или слишком большое назвать прекрасным. В первом неразличимы части, во вто-ром не охватывается целое. По Канту, образец прекрасного – есть символ нравственно доброго. Прекрасное способствует расширению свободы лично-сти, а значит – совершенствованию человека.