ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 650
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слайд 11
Религиозно-философские учения
Философия и религия – это разные области духовной жизни. У них разные цели и методы доказательства истины. Однако во все времена философы отстаивали право на самостоятельные суждения о религии. Слово «метафизика» часто употребляют как синоним философии. Однако это эти понятия различаются. Предметом метафизики выступают положения, которые воспринимаются на веру. К ним относятся суждения о Боге, бессмертии, душе, свободе. Эти проблемы волнуют каждого человека. Даже люди, которые не верят в Бога, обращаются к решению метафизических вопросов, например, о происхождении мира, о появлении жизни на Земле. На сегодняшний день наука не располагает достоверными данными и может выдвигать только гипотезы решения этих проблем. В их основе находится метафизическая потребность в получении разгадки тайны бытия. Немецкий философ Иммануил Кант считал, что потребность в метафизике заложена в природе человека. Она связана со способностями разума в познании мира и формировании новых знаний. Философия и религия особым образом изучают метафизические проблемы. В философии проблемы бытия Бога, его участия
-
бытии представлены в ряде концепций. На начальном этапе развития христианства возникла апологетика. Она служит и в наше время для защиты
христианства от обвинений и критики со стороны его противников. Теизм признает бытие личного Бога. Бог и мир связаны между собой. Это философское учение утверждает возможность и необходимость Откровения и промысла Бога о мире и человеке. Важным признаком теизма является признание свободы воли человека, а также возможности для него вступить в общение с Богом. Теизм не является религией. Он не настаивает на необходимости молитв, духовных подвигов, служения Богу. Отождествление Бога с природой представлено в пантеизме. Согласно этому воззрению, Бог присутствует в каждой частице бытия. Понимание Бога в пантеизме не предполагает рассмотрение его как Личности. В частности, пантеизм был характерен для воззрений Льва Николаевича Толстого. Бог для него – это Любовь, которая происходит от разумения жизни. ель религиозной жизни для Льва Николаевича Толстого – это подавление эгоизма и достижение блага для других людей. В семнадцатом веке в Англии возник деизм. Это религиозно-философское направление получило распространение в Европе в следующем столетии. Деизм рассматривает Бога как Творца мира и его законов. Однако деизм исключает Откровение, чудеса. Бог
находится за пределами мира, общение с ним невозможно. Мир, согласно деизму, можно сравнить с механизмом. Духовная жизнь исключает необходимость молитв, богослужений, таинств. Человек независим от Бога и не может рассчитывать на его помощь. ентральной проблемой религиозно-философских споров является проблема греховности человека. Она предполагает рассмотрение причин зла, его природы и способов преодоления. Преодоление греховности связано с идеей спасения и искупления. Между христианскими богословами
-
философами нет единства в понимании трактовке греха. Расхождения связаны с представлениями о связи бытия и зла с греховностью человека.
Основатели христианской церкви считали, что зло и грех – это искажение добра, следствие уклонения от него. В христианстве существует различение видов греха по степени тяжести, форме. Материализм и атеизм отрицают понятие греха, но требуют от человека достижения морального совершенства.
Например, марксизм утверждает, что воплощение идеалов гуманизма связано
-
началом подлинной истории. Достижение материального благополучия и равенства является условием для свободного и гармоничного развития каждого человека. Атеистические направления в экзистенциализме подчеркивают значение аутентичности, подлинности существования человека.
Стремление к этим идеалам требует от человека духовного напряжения в ситуации выбора целей и средств их достижения.
Слайд 12
Основные этапы развития истории философии
Философия возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ к первым земледельческим и городским цивилизациям древности приблизительно в седьмом веке до нашей эры. В этот период господствовали
мифологические представления. Усложнение социальных связей, возникновение классовых отношений обусловило формирование новых знаний и ценностей. На этом этапе появились первые философские учения в Китае, Индии и Древней Греции. Развитие философии было обусловлено особенностями типов культур и цивилизаций. В древних восточных учениях была относительно слабо развита рационально-логическая компонента и связь с наукой. Однако детально разрабатывались идеи космологической природы сознания, принципы нравственного воспитания и духовного самоконтроля. В лоне античной культуры возник другой тип философствования. Социальная жизнь полиса, основанная на демократии, выступала основой античного типа философствования. Для античной философии было характерно построение системы знания на основе рационалистических принципов. Античная философия развивалась приблизительно в течение двенадцати столетий до шестого века нашей эры. В античной философии обозначились основные направления развития будущей западной философии. В последующее тысячелетие до пятнадцатого века происходит формирование философии Средневековья. Для данного периода характерна тесная связь философии с религиозными воззрениями. В период с
четырнадцатого до восемнадцатого века были сформулированы и обоснованы основные идеи, определившие переход от традиционного типа к современному. Этот этап начинается в период Возрождения. В это время зарождаются капиталистические отношения, происходит революция в философии. Она начинается с формирования идеологии гуманизма. Гуманизм свидетельствует об изменении структуры ценностей и приоритетов. С одной стороны, возрождается интерес к античной философии, искусству. С другой стороны, формируется новая система ценностей. В ее центре находится человек, наделенный, способностями к творчеству. Гуманизм способствовал преобразованию религиозных ценностей и зарождению движения Реформации. Продолжением революции в философии являются учения философов Нового времени. В семнадцатом веке возникают предпосылки для развития науки как особой формы духовной жизни. Таким образом, философия сформировала новое понимание человека как субъекта познания
-
практической деятельности по преобразованию мира. Философская революция утвердила ценность научной рациональности, обосновала идеи общественного договора, суверенности личности, социального прогресса.
Данные идеи сформировали фундаментальные ценности современной цивилизации. Они нашли яркое воплощение и обоснование в учениях немецкой классической философии. Это направление развивалось в период с середины восемнадцатого века до тридцатых годов девятнадцатого века. Учения представителей немецкой классической философии являются ярким примером философских систем. Они охватывали все разделы философии. Фундаментом этих теорий выступала диалектика –учение о развитии. В последующий период возникают неклассические философские учения. В западной философии намечается и критика принципов классической философии. К неклассическим философским учениям относятся, в частности, марксизм, эмпириокритицизм, философия жизни, ранний фрейдизм. В философии двадцатого века получают осмысление кризисные явления цивилизации современного типа. Экологический кризис во второй половине
двадцатого века поставил под угрозу само существование человечества. Основная задача современного философского исследования состоит в выработке новых мировоззренческих ориентиров. Современные философы большое значение придают диалогу западной и восточной философских традиций. Философские идеи восточной философии о согласовании деятельности человека с уровнем его самовоспитания и нравственного самоконтроля играют большую роль в новой системе ценностей.
Тема 1.3. Античная философия
Слайд 13
Периодизация античной философии. Милетская школа
Античность – период зарождения европейской культуры и философии. Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних греков
-
древних римлян. Этот тип философии развивался с седьмого века до нашей эры и просуществовал до пятого века нашей эры.
Несмотря на то, что в рамках античной философии выделяется многообразие школ и направлений, отмечается некоторое единство античной философии как определенного исторического способа философствования.
Возникновение античной философии связано с преодолением мифологии как формы родового сознания. Основу античной философии составляет принцип космоцентризма или космизма. Согласно ему, бытие представляет собой единство, несмотря на множественность существующих вещей. Космос в античной философии понимается как гармоническая взаимосвязь существующих вещей.
Начальный период развития античной философии характеризуется преимущественно поиском субстанциального начала всех вещей. Одним из самых важных вопросов ранней греческой философии – происхождение мира.
-
качестве первоначала древнегреческие натурфилософы обычно выделяли какую-либо природную стихию.
Древнегреческую философию принято начинать с творчества натурфилософов Милетской школы. К ней принадлежали Фале с
Анаксима ндр и Анаксимен. В основе их учений лежало представление о первичной субстанции, из которой возникает всё существующее. Эта субстанция не нуждается в объяснении или обосновании.
Фалес полагал, что первоосновой является вода. Из влажного первовещества возникает всё существующее. Благодаря ему все сущее живёт
-
растворяется. Фалес обосновывал свои идеи, опираясь на круговорот воды в природе. По мнению Фалеса, земля возникла из воды, покоится на воде.
Она разрушается и снова превращается в воду. Такая же судьба ждет всё существующее.
Положение Фалеса о воде как первоначальной субстанции выражает три важнейшие идеи. Во-первых, оно подчеркивает материальную основу всех вещей. Во-вторых, оно есть попытка рационального решения вопроса о первооснове всего. В-третьих, оно означает возможность понять мир на основе одного исходного принципа.
Другим выдающимся милетским философом был