ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 654
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Логика гарантирует, что из суждений об общем можно сделать вывод о единичном.
Таким образом, Аристотель фактически подвёл итог развитию классической древнегреческой философии. Главные направления его мысли существенно определили дальнейшее развитие европейской философии. С уходом Аристотеля античная философия таких всеобъемлющих философских систем уже не знала.
Слайд 17
иники пикур
В результате завоеваний Александра Македонского возникла империя. Происходило быстрое уравнивание греков с другими племенами и расами. Греческие полисы приходили в упадок. Греция теряет самостоятельное положение, она перестает быть культурным центром, превращается в провинцию античного мира. Эта эпоха стала позднее называться эллинизмом, что буквально означало «подражание грекам». Философия меняет свою направленность, меняется стиль философствования. От философии ожидают практической пользы, предполагая, что она будет руководством к житейской мудрости. В этот период формируется эллинистическая философия. Она была призвана дать убедительные ответы на вопросы о жизни в нестабильном мире. Философские школы киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков были призваны открыть путь к душевному покою и счастью. Эти школы проповедовали автаркию – самодостаточность человека. Представители эллинистических школ считали, что мудрецам свойственна апа тия – бесстрастное отношение к переменам в жизни, и атараксия – невозмутимость.
Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а его ярким представителем – Диоген Синопский. Киники считали своим учителем Сократа. За основу своей философии они взяли практическую мораль Сократа. Киники подражали Сократу в образе жизни и в манерах поведения. Они считали, что мудрецу должно быть свойственно самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде. Киники проповедовали аскетический образ жизни, стремились свести к минимуму удовлетворение материальных
потребностей. Согласно легенде, один из киников – Диогенжил в глиняной бочке, обходился малым. Он вел себя вызывающе, не раз выставлял себя на посмешище. Диоген ходил среди бела дня со светильником, и говорил, что занимается поиском человека. Платон называл Диогена собакой, поскольку сам Диоген сравнивал себя с этим животным. Греки воздвигли Диогену памятник в виде собаки, в благодарность за то, что он «указал наипростейший путь к жизни».
пикур философ-материалист, сторонник атомистического учения Демокрита. Основал в Афинах школу, называвшуюся «Сад». Эпикур пересмотрел определение человека, данное Аристотелем. Отправной пункт этики Эпикура – отдельный человек. Эпикур сравнивал отдельного человека
Таким образом, человек трактовался Эпикуром с индивидуалистических позиций. Этой трактовке человека вполне соответствует учение об атомах. Реальным является бытие отдельных изолированных атомов. Вещи и явления видимого мира это вторичные образования, созданные в результате скопления атомов.
Эпикурейская этика проповедует принципы гедонизма. ель жизни, согласно Эпикуру, счастье, понимаемое как удовольствие. Чувственные наслаждения, согласно Эпикуру, должны соответствовать идеалу меры. Высшим наслаждением Эпикур считал невозмутимость духа, душевный покой и безмятежность. Это состояние может быть достигнуто на основе обуздания страстей и подчинения их разуму. Главным и необходимым средством для достижения счастья Эпикур считал занятие философией. Большое внимание эпикурейцы уделяли борьбе с религиозными суевериями. Страх перед богами, перед смертью, по Эпикуру, лишает людей безмятежности духа. Эпикур считал, что душа человека умирает вместе с
телом. Душа человека материальна. Боги не вмешиваются в дела людей, поскольку они находятся в состоянии блаженства. Смерти не надо бояться, убеждает греческий материалист. Пока мы есть, смерти нег, а когда приходит смерть, нас уже нет. Смерти не существует ни для живых, ни для умерших.
Слайд 18
Стоики. Неоплатонизм
Одно из основных направлений эллинистической философии. Стоицизм развивается в Риме в первом веке нашей эры. Основоположник – Зенон Китионский, самые знаменитые представители – Хриси пп, Эпикте т, Плутарх, ицерон, Сене ка, Марк Аврелий.
В области этики стоики выдвигали идеал бесстрастного мудреца. Философ-стоик руководствуется исключительно разумом, стойко исполняет свой долг, несмотря на все испытания судьбы. Для стоиков мудрец тот, кто любит свою судьбу и сознательно ей следует. Эта позиция близка к учению о предопределенности судьбы, о фатализме.
Мир для стоиков предстает как единое мировое государство. Следование судьбе для них означало подчинение личных интересов благу государства. В случае необходимости нужно принести государству в жертву даже свою жизнь.
Это понимание мира как государства соответствовало общественной
ситуации в Римской империи. Государство превратилось в сверхчеловеческую машину, отчужденную от отдельной личности.
Таким образом, стоики выделили ряд глубочайших философских проблем. В частности, их волновала проблема свободы человека в условиях ограниченного выбора. Свобода проявляется в возможности отстоять
человеческое достоинство перед ударами судьбы. Философия, по мнению стоиков, необходима, чтобы познать необходимость и починиться ей.
Человек – главная ценность мироздания. ель философии – выработка нравственного идеала. В качестве идеала они выдвигают аскетичность – реализацию долга. Человек может быть свободен, и он свободен, но свобода у стоиков понимается как свобода человека от власти внешнего мира. Стоицизм – есть результат разочарования не только в общем, но и в индивидуальном существовании. Основной мотив стоической морали заключается в том, что изменение жизни к лучшему невозможно. Основными представителями римского стоицизма являются: Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет. Сенека был крупным сановником и воспитателем императора Нерона. Марк Аврелий был императором, а Эпиктет рабом, затем вольноотпущенником. И император, и раб исповедовали одну и ту же истину.
Большое значение стоики придавали року, судьбе. Там, где ты не можешь противостоять влиянию внешней среды, ты должен подчиняться судьбе. И в этом проявляется высшая мудрость, абсолютная покорность, спокойное ожидание того, что тебе предопределено.
Неоплатонизм – последнее самобытное течение античности. Это учение систематизировало учение Платона. Оно было также дополнено
идеями стоицизма, аристотелизма, пифагореизма. Основателем неоплатонизма был Плоти н. Это учение получило развитие в трудах Порфирия, Ямвлиха, Прокла. Абсолютным первоначалом бытия, с точки зрения неоплатонизма, является Единое. Оно невыразимо в силу своего бесконечного богатства и полноты. К нему не может относиться ничто из области конечного. Убедиться в бытии Единого можно только на пути отрицания.
Единое не есть ни бытие, ни мысль, ни жизнь. Это – Сверх-бытие, Сверх-мысль, Сверх-жизнь. Единое есть благо, которое само себя творит,
самопродуцирующаяся активность. Производя все сущее, Единое ничего не утрачивает. Процесс происходит вне времени. Единое свободно создает самого себя в бесконечной потенции. При этом оно порождает мир вне себя.
Тема 1.4. Философия средневековья Слайд 19 Истоки средневекового мировоззрения.
Средние века являются одним из важнейших этапов в истории развития европейской цивилизации. Этот период продолжался более десяти столетий.
По существующей традиции в исторической науке началом эпохи Средних веков принято считать падение Западной Римской империи в пятом веке под ударами варварских племен. Однако хронологические рамки средневековой философии являются весьма условными. Это связано с определенной инертностью человеческого мышления. Любые изменения в сфере ментальности происходят с большим трудом: на это уходят порой столетия. Переход от античной культуры к средневековой начался еще в период Римской империи. В это время появляются первые сочинения, заложившие основы христианского мировоззрения.
основанный на языческой культуре. Варвары попытались перенять все лучшее, что осталось от античности.
Важнейшим условием формирования европейской культуры стало христианство с его миропониманием, правом, обычаями, этикой и моралью. В средние века христианство стало господствующей религией в Европе, превратившись позднее в одну из мировых религий. Христианство в значительной степени определило уникальность европейской цивилизации, ее отличия от других цивилизаций этой эпохи. Средневековая философия
формировалась в недрах христианского учения и находилась под очень сильным влиянием религиозной догматики. К этому добавлялось наследие философии эпохи античности.
Для средневекового мышления был характерен символизм. В связи с неразвитостью научного мышления, объяснение искали в истолковании религиозных текстов. Из этого вытекает приверженность мыслителей к комментариям, сопровождающим любые сочинения.
Средневековая философия впитала опыт античной, изменив ее принципы до полной противоположности. В основу понимания развития человечества была положена библейская модель истории. Интерпретация событий ориентировалась на веру. Решающее значение придавалось вмешательству всемогущего Бога в человеческую жизнь. Возможности рационального объяснения событий были ограничены.
Христианские философы использовали некоторые идеи античной философии. В первую очередь, позднеантичного неоплатонизма и аристотелизма. С самого начала средневековая философия тяготела к универсализму. Главными проблемами философии в этот период была взаимосвязь между Богом, миром и человеком.
Таким образом, Аристотель фактически подвёл итог развитию классической древнегреческой философии. Главные направления его мысли существенно определили дальнейшее развитие европейской философии. С уходом Аристотеля античная философия таких всеобъемлющих философских систем уже не знала.
Слайд 17
иники пикур
В результате завоеваний Александра Македонского возникла империя. Происходило быстрое уравнивание греков с другими племенами и расами. Греческие полисы приходили в упадок. Греция теряет самостоятельное положение, она перестает быть культурным центром, превращается в провинцию античного мира. Эта эпоха стала позднее называться эллинизмом, что буквально означало «подражание грекам». Философия меняет свою направленность, меняется стиль философствования. От философии ожидают практической пользы, предполагая, что она будет руководством к житейской мудрости. В этот период формируется эллинистическая философия. Она была призвана дать убедительные ответы на вопросы о жизни в нестабильном мире. Философские школы киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков были призваны открыть путь к душевному покою и счастью. Эти школы проповедовали автаркию – самодостаточность человека. Представители эллинистических школ считали, что мудрецам свойственна апа тия – бесстрастное отношение к переменам в жизни, и атараксия – невозмутимость.
Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а его ярким представителем – Диоген Синопский. Киники считали своим учителем Сократа. За основу своей философии они взяли практическую мораль Сократа. Киники подражали Сократу в образе жизни и в манерах поведения. Они считали, что мудрецу должно быть свойственно самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде. Киники проповедовали аскетический образ жизни, стремились свести к минимуму удовлетворение материальных
потребностей. Согласно легенде, один из киников – Диогенжил в глиняной бочке, обходился малым. Он вел себя вызывающе, не раз выставлял себя на посмешище. Диоген ходил среди бела дня со светильником, и говорил, что занимается поиском человека. Платон называл Диогена собакой, поскольку сам Диоген сравнивал себя с этим животным. Греки воздвигли Диогену памятник в виде собаки, в благодарность за то, что он «указал наипростейший путь к жизни».
пикур философ-материалист, сторонник атомистического учения Демокрита. Основал в Афинах школу, называвшуюся «Сад». Эпикур пересмотрел определение человека, данное Аристотелем. Отправной пункт этики Эпикура – отдельный человек. Эпикур сравнивал отдельного человека
-
атомом. Как материя состоит из атомов, также и человеческое общество состоит из людей. Общественные связи зависят от желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия отдельных лиц. Участие в общественной жизни, согласно Эпикуру, средство для личного благополучия индивидов.
Таким образом, человек трактовался Эпикуром с индивидуалистических позиций. Этой трактовке человека вполне соответствует учение об атомах. Реальным является бытие отдельных изолированных атомов. Вещи и явления видимого мира это вторичные образования, созданные в результате скопления атомов.
Эпикурейская этика проповедует принципы гедонизма. ель жизни, согласно Эпикуру, счастье, понимаемое как удовольствие. Чувственные наслаждения, согласно Эпикуру, должны соответствовать идеалу меры. Высшим наслаждением Эпикур считал невозмутимость духа, душевный покой и безмятежность. Это состояние может быть достигнуто на основе обуздания страстей и подчинения их разуму. Главным и необходимым средством для достижения счастья Эпикур считал занятие философией. Большое внимание эпикурейцы уделяли борьбе с религиозными суевериями. Страх перед богами, перед смертью, по Эпикуру, лишает людей безмятежности духа. Эпикур считал, что душа человека умирает вместе с
телом. Душа человека материальна. Боги не вмешиваются в дела людей, поскольку они находятся в состоянии блаженства. Смерти не надо бояться, убеждает греческий материалист. Пока мы есть, смерти нег, а когда приходит смерть, нас уже нет. Смерти не существует ни для живых, ни для умерших.
Слайд 18
Стоики. Неоплатонизм
Одно из основных направлений эллинистической философии. Стоицизм развивается в Риме в первом веке нашей эры. Основоположник – Зенон Китионский, самые знаменитые представители – Хриси пп, Эпикте т, Плутарх, ицерон, Сене ка, Марк Аврелий.
В области этики стоики выдвигали идеал бесстрастного мудреца. Философ-стоик руководствуется исключительно разумом, стойко исполняет свой долг, несмотря на все испытания судьбы. Для стоиков мудрец тот, кто любит свою судьбу и сознательно ей следует. Эта позиция близка к учению о предопределенности судьбы, о фатализме.
Мир для стоиков предстает как единое мировое государство. Следование судьбе для них означало подчинение личных интересов благу государства. В случае необходимости нужно принести государству в жертву даже свою жизнь.
Это понимание мира как государства соответствовало общественной
ситуации в Римской империи. Государство превратилось в сверхчеловеческую машину, отчужденную от отдельной личности.
-
логике стоики разрабатывали идеи, которые потом вошли в основу современной логики высказываний. Стоики ввели термин «логика».
Таким образом, стоики выделили ряд глубочайших философских проблем. В частности, их волновала проблема свободы человека в условиях ограниченного выбора. Свобода проявляется в возможности отстоять
человеческое достоинство перед ударами судьбы. Философия, по мнению стоиков, необходима, чтобы познать необходимость и починиться ей.
Человек – главная ценность мироздания. ель философии – выработка нравственного идеала. В качестве идеала они выдвигают аскетичность – реализацию долга. Человек может быть свободен, и он свободен, но свобода у стоиков понимается как свобода человека от власти внешнего мира. Стоицизм – есть результат разочарования не только в общем, но и в индивидуальном существовании. Основной мотив стоической морали заключается в том, что изменение жизни к лучшему невозможно. Основными представителями римского стоицизма являются: Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет. Сенека был крупным сановником и воспитателем императора Нерона. Марк Аврелий был императором, а Эпиктет рабом, затем вольноотпущенником. И император, и раб исповедовали одну и ту же истину.
Большое значение стоики придавали року, судьбе. Там, где ты не можешь противостоять влиянию внешней среды, ты должен подчиняться судьбе. И в этом проявляется высшая мудрость, абсолютная покорность, спокойное ожидание того, что тебе предопределено.
-
результате страдание начинает восприниматься как необходимость и даже путь к спасению. Недостаток здесь оборачивается достоинством, и в этом стоики близки с христианами.
Неоплатонизм – последнее самобытное течение античности. Это учение систематизировало учение Платона. Оно было также дополнено
идеями стоицизма, аристотелизма, пифагореизма. Основателем неоплатонизма был Плоти н. Это учение получило развитие в трудах Порфирия, Ямвлиха, Прокла. Абсолютным первоначалом бытия, с точки зрения неоплатонизма, является Единое. Оно невыразимо в силу своего бесконечного богатства и полноты. К нему не может относиться ничто из области конечного. Убедиться в бытии Единого можно только на пути отрицания.
Единое не есть ни бытие, ни мысль, ни жизнь. Это – Сверх-бытие, Сверх-мысль, Сверх-жизнь. Единое есть благо, которое само себя творит,
самопродуцирующаяся активность. Производя все сущее, Единое ничего не утрачивает. Процесс происходит вне времени. Единое свободно создает самого себя в бесконечной потенции. При этом оно порождает мир вне себя.
-
философии Плотина много общего с христианством. Неоплатонизм оказал значительное влияние на развитие средневековой философии.
Тема 1.4. Философия средневековья Слайд 19 Истоки средневекового мировоззрения.
Средние века являются одним из важнейших этапов в истории развития европейской цивилизации. Этот период продолжался более десяти столетий.
По существующей традиции в исторической науке началом эпохи Средних веков принято считать падение Западной Римской империи в пятом веке под ударами варварских племен. Однако хронологические рамки средневековой философии являются весьма условными. Это связано с определенной инертностью человеческого мышления. Любые изменения в сфере ментальности происходят с большим трудом: на это уходят порой столетия. Переход от античной культуры к средневековой начался еще в период Римской империи. В это время появляются первые сочинения, заложившие основы христианского мировоззрения.
-
истоков средних веков в Европе находятся два совершенно разных мира, две социальные системы. Первая из них – это высоко развитая для своего времени античная цивилизация. Вторая – это мир варваров,
основанный на языческой культуре. Варвары попытались перенять все лучшее, что осталось от античности.
Важнейшим условием формирования европейской культуры стало христианство с его миропониманием, правом, обычаями, этикой и моралью. В средние века христианство стало господствующей религией в Европе, превратившись позднее в одну из мировых религий. Христианство в значительной степени определило уникальность европейской цивилизации, ее отличия от других цивилизаций этой эпохи. Средневековая философия
формировалась в недрах христианского учения и находилась под очень сильным влиянием религиозной догматики. К этому добавлялось наследие философии эпохи античности.
Для средневекового мышления был характерен символизм. В связи с неразвитостью научного мышления, объяснение искали в истолковании религиозных текстов. Из этого вытекает приверженность мыслителей к комментариям, сопровождающим любые сочинения.
Средневековая философия впитала опыт античной, изменив ее принципы до полной противоположности. В основу понимания развития человечества была положена библейская модель истории. Интерпретация событий ориентировалась на веру. Решающее значение придавалось вмешательству всемогущего Бога в человеческую жизнь. Возможности рационального объяснения событий были ограничены.
Христианские философы использовали некоторые идеи античной философии. В первую очередь, позднеантичного неоплатонизма и аристотелизма. С самого начала средневековая философия тяготела к универсализму. Главными проблемами философии в этот период была взаимосвязь между Богом, миром и человеком.