Файл: Тема Предмет философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 652

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анаксимандр. Анаксимандр – автор труда под названием «О природе». Считается, что он был учеником Фалеса. Анаксимандр подобно учителю, ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что первоначалом является «беспредельное». Лежащее в основе всех вещей первоначало не сводится ни к одной из стихий. Философ назвал его «апейрон», или беспредельное. Это начало мироздания порождает стихии, из которых, в свою очередь, образуются вещи. Все объекты возникли из апейрона и должны рано или поздно в него вернуться. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным.
Другим выдающимся милетским философом является Анаксимен, ученик и последователь Анаксимандра. Отказавшись от идеи апейрона, Анаксимен рассматривал в качестве первоначала имеющий неопределенную форму воздух. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня. При сгущении образуются вода, земля, камни. Сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы. Они участвуют в образовании различных состояний материи.

Философ, исходя из идеи первоначала, показывает, что противоположные состояния объединяются. Они сосредоточены в едином и из единого основания выделяются. Из первоосновы рождаются эти и другие противоположности. Так, философия движется к одной из важнейших своих идей – идее единства и противостояния противоположностей.
Слайд 14
Античная диалектика и учения о бытии
Качественно новый шаг в философии сделал ераклит фе сский. Он был выдающимся мыслителем, создателем первоначальной формы диалектики. У Гераклита иные представления об идее первоначала. В
качестве первоосновы он выделял огонь. Гераклит считал его самой подвижной стихией во Вселенной. Одновременно Гераклит ввел понятие Логос. По Гераклиту «логос» – это «слово», «закон» вечной природы.
«Логос» – это также принцип разумности, порядка и меры. Он организует Космос в единое целое. «Логос» – явление нематериального порядка.
Однако Гераклит не отрывает логос от материального первоначала – огня. Космос представляет собой единство логоса и огня. Здесь уже заключена возможность разъединения этих двух элементов на идеальное и материальное первоначала. Это произойдет на последующих этапах развития античной философии, когда будут созданы идеалистические учения.

Вторым центром развития греческой философии стала Элейская школа.
К ней относились Парменид ено н сенофан. Именно философия элеатов
подвела античную мысль к идее бытия как первоначала мира. Бытие –
неизменное, вечное, тождественное самому себе. Знание о бытии противопоставляется мнению и чувственному опыту.
Учение о бытии называется онтологией. Бытие противостоит чувственному миру. Ощущения являются источником иллюзий и заблуждений. Истинное понимание бытия – возможно только при помощи понятий. Бытие не зависит от чувственного опыта и доступно только мышлению.

Парменид – основоположник и крупнейший представитель элейской школы философии. Он заявил о разграничении истин, основанных на мышлении, и мнений, основанных на чувственности. Парменид освободил мышление от обмана воображения. енон – ученик Парменида – доказывал неподвижность бытия. Бытие и движение противопоставлялись друг другу. Доказательства проводились путем обнаружения внутренних противоречий – апорий. Разработанные Зеноном аргументы в защиту учения Парменида получили название «Дихотомия», «Ахилл», «Летящая стрела». Аргументы были направлены на доказательство того, что движения не существует. Движение можно воспринимать при помощи органов чувств, но его невозможно выразить при помощи понятий. Апории вскрывали противоречия


  • античных представлениях о пространстве, едином и множественном. Милетцы и первые натурфилософы были в большей степени


материалистами. Идеи основателя пифагорейской школы Пифагора наметили идеалистическое направление в античной философии. Пифагор предложил новое решение проблемы субстанции. Пифагор полагал, что основа мира – это число. В основе познания мира находится знание о гармоничном сочетании чисел.
Согласно учению пифагорейцев, космос – это упорядоченное соразмерное, неизменное целое. Космосом правят числа, поскольку они выражают закономерности гармоничных сочетаний. Пифагорейцы демонстрируют продвижение философской мысли от конкретно-чувственного мышления к интеллектуальному, абстрактному.
емокрит сформулировал натурфилософскую систему взглядов о природе. Демокрит является создателем учения об атомистическом строении Вселенной. Он утверждал, что первоосновой мира является атом. Это первоначало – наименьшая неделимая частица, имеющая различные формы. Вселенная – есть атомы и пустота. Мир атомов, согласно Демокриту, истинный, он познаваем только разумом. Мир чувственных вещей – это внешняя видимость. Сущность вещей составляют атомы. Именно их свойства



  • движение определяют качества материальных вещей. Атомы познаются при помощи мышления. Атомы не одинаковы по форме и величине. Во время движения в пустоте атомы соединяются. Из атомов образуются тела,


доступные нашему восприятию.

Слайд 15
Софисты и Сократ


  • пятом веке до нашей эры века большинстве греческих городов решение всех важных вопросов происходило на общих собраниях свободных граждан. Такой политический строй получил название полисной демократии.


Выступление на собрании требовало от граждан умения владеть красноречием, находить убедительные аргументы. В этот период в Древней Греции существовала школа философов, которые называли себя софистами. Название философского направления происходит от греческого слова «мудрость». Софисты предлагали свои услуги тем, кто стремился участвовать


  • политической жизни. Они обучали риторике, грамматике, умению вести полемику. Софисты выработали нормы греческого литературного языка.


Софисты стояли у истоков антропологического поворота в античной философии. Главным объектом исследования софистов стал человек, которого они выделяли из мира природы. Представителями школы софистов являются: Протагор, Горгий, Продик. Это были первые в истории платные учителя. Софисты говорили: «Мы учим мыслить, говорить и делать». Причем они считали, что для того, чтобы убедить в истине необязательно знать истину. Эта позиция софистов впоследствии получила название гносеологического релятивизма. Софисты считали, что все знания относительны, они нужны для того, чтобы побеждать в спорах. Софисты отстаивали взгляд, согласно которому люди равны от природы.
Сократ – это мыслитель, который открыл новый предмет философского исследования. Сократ считал, что главным предметом философии является внутренний мир человека. Главная ценность познания, согласно Сократу – истина. Сократ, критикуя софистов, утверждал, что

человек – нравственное существо и этим он отличается от животных. Ни одно из произведений Сократа не сохранилось, поскольку он их не писал. Он создавал свою философию в диалогах с учениками.
Мерилом всех вещей для Сократа является человек как разумное мыслящее существо. Сократ выступил с предложением выработать истины, которые бы имели общее и объективное значение. Истина и нравственность для Сократа – совпадающие понятия. Он выделяет три человеческие добродетели: 1) умеренность, которая основывается на знании о том, как обуздывать страсть; 2) храбрость, которая формируется на основе знаний о преодолении опасности; 3) справедливость в отношениях, которая существует на базе знаний о соблюдении законов Бога и социума. Истинное знание, согласно Сократу, направлено на нравственное совершенствование человека.



  • познании сущности человека Сократ опирался на принцип: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Этот принцип требовал духовного и нравственного напряжения в поиске истины. Сократ призывал «познавать самого себя». Это был призыв обратиться к познанию внутреннего мира.


Сократ обладал иронией, с помощью которой он порождал у собеседников сомнение в традиционных представлениях. Истинное знание человек может обрести только собственными усилиями в ходе философских диалогов. Этот способ познания позволяет собеседникам критически анализировать мнения, которые считаются общепринятыми. Это дает возможность выделить истинные знания. елью критики Сократ считал формирование понятий. Они позволяют выявить сущность предмета. Источником истинного знания Сократ провозгласил самопознание. Только таким путем человек, по мнению Сократа, может прийти к истинному знанию, которое он отождествлял с добродетелью. Он считал, что внутри у человека присутствует некий «внутренний голос» – совесть. Он выступал гарантом разграничения добра и зла. Философия, согласно Сократу, это путь к совершенствованию нравственных качеств. Этический рационализм

составляет сущность учения Сократа. Безнравственный поступок – это следствие незнания истины. Сократ был убежден, что знание о нравственности выступает своего рода гарантом против плохих поступков. Если человек знает, что такое хорошо, то он никогда не поступит дурно.
Слайд 16
Платон и Аристотель
Наибольшее воздействие на воззрения Плато на оказал Сократ. Платон был учеником этого мыслителя. В Афинах Платон основал свою философскую школу – Академию, которая просуществовала около десяти столетий. Сочинения Платона написаны в художественной форме, в виде диалогов. Основные из них: «Пир», «Государство», «Законы». Главное действующее лицо диалогов – Сократ, от имени которого Платон выражал свои взгляды.
Платон является создателем первой последовательной системы объективного идеализма. Это учение утверждает, что первичным является духовное начало, существующее независимо от нашего сознания. Подлинным бытием для Платона выступает мир идей. Именно идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. Только идеи, согласно Платону, могут быть предметом истинного познания.
Материальный мир произведен от мира идей. Идеи активны, подвижны



  • вечны. Материя пассивна, бесформенна. Вещи образуются в результате воплощения идей в материю. Все явления и предметы материального мира преходящи: возникают, изменяются, гибнут. И поэтому не могут быть подлинными сущностями. Идеи Платон отрывает от реальных единичных предметов, абсолютизирует их. Идеи – есть подлинные сущности,


существующие вне материального мира и не зависящие от него. Понятие «идея» в философии Платона имеет множество значений. Идея – это сущность вещи, которая выражается при помощи понятий. Таким образом, основной вопрос философии Платон решает однозначно – идеалистически.

Учение Платона о государстве. Среди форм государственного устройства Платон выделил: аристократию, тимократию, олигархию, демократию, тиранию. Эти формы правления циклически сменяют одна другую в указанной последовательности. Лучшей формой правления Платон считал аристократию, худшей – тиранию. Демократия также резко критиковалась Платоном.
Аристотель – выдающийся древнегреческий мыслитель. Этот мыслитель занимался всеми существовавшими в античности научными и философскими дисциплинами. В Афинах Аристотель основал свою философскую школу – Ликей. Сочинения Аристотеля написаны в строгой форме трактатов. Основное сочинение Аристотеля – «Метафизика». В этом труде представлено учение о первичных причинах бытия и сущности мира. В метафизике Аристотель выделил четыре основные первичные причины, определяющие бытие вещей. Материальная причина позволяет понять, из чего состоит вещь. Движущая причина отвечает на вопрос о внешнем источнике движения. Формальная причина влияет на пределы изменчивости вещи и определяет ее сущность. елевая причина характеризует место вещи в бытии.
Аристотель предпринял критику платоновских идей. Критика Аристотеля была направлена против самостоятельного, обособленного существования идей. Согласно Аристотелю, существуют лишь единичные материальные вещи, а не идеи. Истинное бытие по Аристотелю состоит в конкретных предметах чувственного мира. В них сочетаются материя и форма. Материя – совокупность внешних признаков, форма – сущность вещей. Первое и второе всегда находятся вместе, поэтому познание сущности должно происходить путем изучения единичных вещей.
Чтобы соотносить знания об общем со знанием о единичном, нужно делать умозаключение по определенным правилам. Свод этих правил или законов он называл силогистикой – первой системой логики.