Файл: Уральский федеральный университет Имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Институт гуманитарных наук и искусств Департамент Факультет журналистики .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
», - рассказывает военный журналист Юлия Афанасьева32.

Грамотное получение информации, интерпретация, анализ и распоряжение имеющимися фактами – основа для создания качественного журналистского продукта, который произведет наибольший эффект на аудиторию.

1.2. Эмоциогенные ситуации в экстремальной журналистике

Важным компонентом экстремальной журналистики является не только информация сама по себе, но и эмоциональная составляющая. Экстремальные ситуации – это всегда мощный психологический стресс для человека. Эмоциогенная ситуация возникает при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида; она зависит от отношения между мотивацией и возможностями субъекта; мотивация, в свою очередь, зависит от отношений индивида с его окружением. Конечно, существует общий эффект ситуаций, однако каждый реагирует в зависимости от своих потребностей, своего опыта, своей эмоциональности33. Эмоция возникает часто потому, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию34. А «дать адекватный ответ» на такие чудовищные события, как война, катастрофа, гибель многих людей, практически невозможно.

По классификации П. Фресса35, эмоциогенные ситуации делятся на:

1. Ситуации, возникшие в результате того, что обнаружилась недостаточность приспособительных возможностей организма – «новизна», «необычность», «внезапность».

2. Ситуации, связанные с избыточной мотивацией, с сильной потребностью, при удовлетворении которой возникли осложнения – «препятствие» и «конфликт мотивации».

3. Ситуации, в которых эмоции появляются под влиянием условного раздражителя – пробуждение эмоциональной памяти.

4. Ситуации заражения эмоцией

5. Стрессовые ситуации.

Для того, чтобы передать эмоциогенную составляющую в тексте и вызвать у адресата эмоциональное напряжение, необходимо использовать в изложении ряд специальных приемов. На создание экспрессии (которая и вызывает у читателя эмоции) могут работать как специфические приемы выразительности, так и сама информация, факты. Так, дополнительное эмоциональное оформление в тексте не требуется спискам погибших, другим статистическим данным, иллюстрирующим масштаб той или иной трагедии.


Рассмотрим экспрессивные эффекты, которыми в текстах моделируются эмоциогенные ситуации36:

1. Эффект напряжения обеспечивает поддержание интереса к вос­приятию текста. Он состоит в том, что при чтении возникают вопросы к тексту; а ответы на них особыми приемами задержива­ются.

2. Эффект обманутого ожидания состоит в том, что различными средствами у адресата формируется привыкание к определенному развертыванию изложения и, следовательно, ожидание какого-то элемента. Неожиданно это привыкание разрушается, ожидание не оправдывается.

3. Эффект конвергенции заключается в том, что подбираются оди­наковые по эмоциональной окраске средства, и это создает ситу­ацию заражения эмоцией.

Для создания вышеупомянутых эффектов используются специальные композиционные приемы экспрессии:

1. Отступление от нейтральной или естественной, последовательности, частей:

Проспекция – «забегание» вперед, сообщение того, о чем нужно было бы сказать позднее, если бы была соблюдена естественная последовательность частей события. Ретроспекция - это отступление в прошлое, сообщение того, о чем нужно было бы сказать раньше, если бы соблюдалась естественная последовательность частей события.

2. Дробная додача содержательного элемента

Дробно может быть подан эпизод события, портрет, пейзаж, диалог и др.

3. Повтор содержательного элемента

Повторяться в тексте могут различные элементы: тезисы, эпи­зоды, детали портрета, пейзажа, реплики героя, словесные обра­зы, схемы построения смысловых элементов.

4. Ретардация

Замедление повествования. Используется для оттягивания развязки а, следовательно, для создания эффекта напряжения.

5. Подтекст

Выражение тезиса, художественной концеп­ции или эпизода без их словесной формулировки. Эмоциональное воздействие подтекста связано с тем, что чи­татель сам открывает данное содержание и ощущает его как углу­бление той информации, которую он получил при чтении.

6. Контраст

Прием контраста связан с организацией особых смысловых отно­шений между элементами текста. Противопоставляться друг другу по какому-то признаку могут тезисы логической схемы, детали портрета, эпизоды, контрастировать могут эпизод с пейзажем, портрет с характером и т.д.



7. Экспрессивные концовки

В публицистическом тексте в концовке может быть использован прием «шпильки», когда единственный факт, озвученный в конце повествования полностью переворачивает представление, о прочитанном.

Экспрессивность концовки может быть также достигнута за счет об­рыва изложения как бы на полуслове37.

Помимо вышеупомянутых приемов, эмоциогенную составляющую в материалах могут обеспечивать иллюстрации. Фотографии, снятые в экстремальных ситуациях, как и тексты из разряда экстремальной журналистики, особенно ценятся и в профессиональной среде, и со стороны аудитории. Фотография практически не требует дополнительных комментариев, однако также может отражать события с разных точек зрения, в зависимости от ее использования. Безусловно, чем красочнее иллюстрация, тем ярче ее эмоциональное восприятие.

Несмотря на то, что современные СМИ все больше делают ставку на эмоциональные образы, эмоциональную сферу психики людей38, рациональные образы (избегающие языка эмоциональных оценок) также могут участвовать в моделировании эмоциогенных ситуаций в тексте:

«Скажем, по войне в Чечне 1994—1996 гг. пресса дает следующие данные: погибло от ста до ста двадцати тысяч населения Чечни, включая десять-пятнадцать тысяч детей; еще более ста тридцати тысяч были ранены и искалечены39. На первый взгляд, это простые данные статистики, но если вдуматься - цифры шокируют. Главный «плюс» рациональных образов состоит в том, что эмоциональный эффект от них будет гораздо сильнее и вернее, поскольку выводы, которые его вызвали, реципиент сделал сам»40.

Эмоциогенную составляющую материалам «экстремальной» журналистики обеспечивают также «прямые включения» с места событий. В случае периодической печати – это могут быть диалоги, реплики очевидцев событий, описательные блоки, позволяющие создать «картинку». Эмоциональные реплики очевидцев, пострадавших, участников конфликта, их родственников могут подкрепляться ремарками журналиста, характеризующими интонацию, с которой была сказана фраза:

«Грузинские телеканалы передают, что взорван Рокский туннель и сообщение между Осетиями прервано.


– Врут, – убежденно говорит директор нашей гостиницы и переключает кнопки в поисках российских каналов. Находится «Вести-планета». (В Тбилиси у многих есть спутниковые тарелки, так что нет проблем с тем, чтобы узнать российскую точку зрения) Видит остановившуюся строку, сообщающую ему, что в Южной Осетии погибли 2000 мирных жителей.

 Врут, – не менее убежденно говорит он и выключает телевизор»41

В погоне за «картинкой» журналист должен помнить, что та эмоциогенная ситуация, которая может воздействовать на читателя, во-первых, влияет и на его собственную психику, а во-вторых, может нанести психологическую травму представителям аудитории. Энн Нельсон (Anne Nelson, Columbia Graduate School of Journalism), и д-р Дэниел Нельсон (Daniel Nelson, M.D., University of Cincinnati)42 составили практические рекомендации по избежанию и смягчению психологических травм для журналистов, работающих в зонах экстремальных ситуаций: «те из журналистов, кто всего лишь освещает трагедии, без своевременно оказанной психологической поддержки часто испытывают то, что врачи называют «вторичной» или «замещающей» травмой, при которой человек принимает на себя часть боли и горя, с которыми сталкивается в ходе своей работы». Помимо этого, в рекомендации входит подробная инструкция, как брать интервью у людей, переживших, так называемую, «первичную травму».

Эмоциональное состояние человека, который попал в опасную зону, может послужить различным целям, преследуемым экстремальным журналистом. Яркие эмоции (негативные или позитивные), могут послужить красочной иллюстрацией трагедии.


1.3. Проблемы конструирования образа «экстремального» героя

Термин «герой» можно рассматривать в нескольких значениях. Во-первых, герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности (напр., герой Великой Отечественной войны)43. Во-вторых, герой - главное действующее лицо литературного произведения44, или же действующее лицо, вокруг личности которого строится журналистский материал (в том числе, антигерой).

Образ героя того или иного произведения – будь то литературный или журналистский текст, несет в себе огромную смысловую нагрузку. Естественно, герою присущи неординарные черты, положительно значимые для большой социальной группы, народа, страны, нации, в то время как антигерой наделяется чертами заведомо неприемлемыми с точки рения большинства представителей аудитории. Героем может выступать не только конкретный человек, но и страна, народ, нация, жители города и т.д. Например, в качестве героя часто выступает «народ», а в качестве антигероя – «власть», «государство».

Типов героев довольно много, это может быть классический герой, герой-вопреки, герой-жертва. Каждый тип отражает определенные стороны экстремальной ситуации, позволяет показать различные типы поведения, поступки людей. Герои в публикациях часто несут на себе идеологическую функцию, а противопоставление идеологий выражается в противопоставлении «герой-антигерой». При этом антигерой не обязательно должен быть показан как нечто демоническое, скорее его портрет показывает мотивы, которыми он руководствовался, развязывая конфликт. Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные знаковые модели45.

Социологи Л.А. Бурганова и П.А. Корнилов в статье «Реконструирование структуры образа военного конфликта (по материалам СМИ)»46 подробно рассматривают, как образы героя и антигероя встраиваются в образ войны в целом. В основе противопоставления «герой-антигерой» лежит вечное противопоставления добра и зла:

«Антигерой» - инициатор войны, и вся ответственность за нее лежит на нем. Он сам «плохой», и все, что он делает, - «плохо». Другое дело «герой». По законам легенды, он завершит войну победой над «антигероем