Файл: Уральский федеральный университет Имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Институт гуманитарных наук и искусств Департамент Факультет журналистики .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Да простят меня мужчины–журналисты, дамы смотрят на войну по–другому. Как правило, они не «ковыряются» в политических особенностях конфликта. Они смотрят и ощущают плоды этих самых особенностей: быт, страх, разруха, глаза людей...» 65
«Я не лезла с разговорами, потому что начинаешь говорить и в ответ получаешь что-то неожиданное. Я старалась темы все сглаживать. Я тогда многие политические вопросы не понимала, это ведь было много лет назад, я фотограф, я старалась сделать снимок и донести его до редакции», - рассказывала в интервью фотограф Наталья Медведева, работавшая в Чечне66.
3. Персонификация. Женщина-журналист воспринимает экстремальную ситуацию «в лицах». Более того, женщинам в большей степени свойственно воспринимать горе окружающих людей как личное и переносить такую позицию в текст:
«Идет война в Чечне, и это так же привычно, как если идет снег или дождь. Я помню, когда мой ребенок был маленьким, спросил меня: «Мама, а я когда вырасту, тоже будет война?» Ребенок подрос, а война все идет»67.
4. Приоритет гуманистическим проблемам. Внимание акцентируется на человеке и человечности, нивелируется принципиальность деления людей по национальности, религии, приверженности тем или иным политическим взглядам, полу, возрасту:
«Почему мы поехали в Уганду, а не здесь что-нибудь сделали, да? Цвет, национальность, где, что - это не важно. А вот дал слово - значит, держи», - рассказывает журналистка Виктория Ивлева о своей поездке в Уганду68.
«На этой войне плохо быть русским. Но и чеченцем не лучше»69.
«Почему поддержка родных и близких заслоняет сочувствие к человеку вообще – к тем же больным детям Грозного или убитым в Буденновске? Что это за гуманизм в отдельно взятом тейпе в конце третьего тысячелетия?» 70.
4. Эмоциональность и образность. Женщины-журналистки больше внимания уделяют эмоциональной составляющей в своих материалах:
«Люди на Ханкале похожи на расплавленный воск, много пьют, ругаются матом, говорят о женщинах и деньгах» 71.
«Я уже говорила: когда видишь войну своими глазами, словно пребываешь в другом измерении. Действительно, достаточно просто побывать именно в «Городе Беса». Контрасты – обескураживают. Разрушенные дома и мини–рынки. <…>Бронетранспортеры и легковые автомобили. Люди с оружием и беременные женщины. Нищие русские старушки и проститутки...
»72
Подтвердив выделенные нами специфические черты наглядными примерами из журналистской практики, мы убедились, что женская журналистика экстремальных ситуаций обладает характерными отличиями.
2.2. Женская «экстремальная» авторская позиция: составляющие и реализация
Рассматривая специфику женской журналистики экстремальных ситуаций в ЖЭС в целом, можно мы вывели обобщенный критерий, по которому творчество женщин-журналистов отличается от творчества коллег-мужчин – авторская позиция, которая обуславливается спецификой женской психологии. Под авторской позицией мы понимаем совокупность морально-этических установок, которой руководствуется журналист, выражая свое мнение по тому или иному вопросу, представляющему общественный интерес.
Применительно к женской экстремальной журналистике мы можем выделить следующие составляющие специфической авторской позиции: гуманизм, социальная значимость, объективность, аполитичность, личностность, эмоциональность.
Стоит отметить, что журналист, независимо от пола, в своей деятельности, в том числе в экстремальных ситуациях, придерживается общепринятых морально-этических норм, действующих в рамках культуры, представителем которой он является, а также должен придерживаться морально-этических норм, принятых в профессиональной среде. В России журналисты руководствуются рядом этических документов, наиболее известный из которых - Кодекс профессиональной этики журналиста, одобренный Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года73.
Определенные выделенные нами специфические составляющие авторской позиции женской экстремальной журналистики напрямую коррелируют с конкретными положениями Кодекса профессиональной этики. Перечислим некоторые совпадения:
Гуманизм74. «Журналист полностью осознает опасность ограничений, преследования и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельностью. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального происхождения»75.
Аполитичность. «Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было
»76.
Но если в журналистике в целом (экстремальной в том числе) аполитичность должна проявляться именно как независимость от политического влияния, то в женской экстремальной журналистике она приобретает форму максимального абстрагирования от вопросов политики. Это связано с тем, что в женском восприятии в войне, терроре, катастрофе участвуют (и от них же страдают) не абстрактные «власть» и «государство», а конкретные люди. Власть имеющие (ту или иную) зачастую противопоставляются простому люду:
«И сепаратисты под зелеными знаменами, и федеральный центр под красно–бело–голубым триколором утверждают, что руководствуются в чеченской войне интересами народа, прежде всего населения Чечни. Но народ в лице Евгении Павловны и тысяч других людей, русских и чеченцев, пострадавших в результате боевых действий, думает иначе»77.
Рассмотрим и другие составляющие специфической авторской позиции в женской экстремальной журналистике.
Социальная значимость. Установка на заострение внимания на социальной значимости экстремальной ситуации отвечает целям журналистики в целом – как мы уже отмечали ранее, журналистика как таковая предполагает обращение с актуальной социальной информацией78. В женских же «экстремальных» публикациях общественная, или социальная, «стоимость» событий возрастает: экстремальные ситуации в женских публикация «бьют» именно по этой составляющей, в то время, как, например, экономическая сторона вопроса чаще остается в тени. Не редко индикатором социальной обстановки становятся дети и образование:
«У тех, кто помладше, в воспоминаниях сплошная война. Абдул–Мажид Яндиев в свои 14 лет успел закончить только семь классов. Он рассказывает, что его семья из десяти человек покинула Грозный в сентябре, когда начались бомбежки. Сейчас Абдул живет в лагере: «Здесь заняться нечем. Носимся туда–сюда с пацанами. Иногда появляется работа – вспахать огород, по заказу стул сделать, сварку сварить. Бегаем, делаем. Из–за этой войны проклятой один класс я пропустил, а до этого год потерял в первую войну. Школу нашу сейчас разбомбили, вернемся, а где учиться? Книг тоже нет. Единственное, я из Грозного привез учебники физики, химии, алгебры и геометрии. Просто читаю сейчас, пытаюсь понять что–то». Я спросила: «А есть у вас хоть какие–то развлечения?». Мальчик посмотрел на меня своими большими черными и грустными глазами так, что за этот наивный вопрос стало неловко. «Откуда здесь развлечения? – сказал он, – я с 94 года не знаю, что такое развлечения
»79.
Здесь стоит, однако, отметить, что остроту трагедии социальной сферы даже женщины-журналисты порой подкрепляют экономической информацией – в частности, «больной» темой финансирования:
«Миграционная служба готовится к наступающему холодному периоду. Правда, с финансированием, как всегда, проблемы. Как говорит начальник службы Борис Хаматханов, из необходимых 1,4 млрд. рублей на устройство беженцев получено всего 286 миллионов. При этом проводятся постоянные федеральные проверки: не завышены ли данные по численности «временно перемещенных». Тех денег, что поступили, хватает на минимум – питание. Транспортные расходы и обустройство городков взяли на себя республиканский бюджет и администрации районов, хотя нет никаких надежд, что эти средства из центра будут возвращены»80.
Объективность. Одно из основополагающих качеств в журналистике (или на худой конец стремление к нему), которое идет в ногу с политической непредвзятостью, должно быть присуще любому журналисту. Объективность в журналистике достигается с помощью трансляции различных точек зрения, мнений, предоставления «слова» всем сторонам конфликта, максимально четкого разграничения мнения и факта, анализа информации, привлечения независимых экспертов. В женской журналистике экстремальных ситуаций «объективность» приобретает несколько иное лицо. За счет большей детализации и взгляда «изнутри» женщины-журналисты максимально погружают читателя в экстремальную ситуацию, что позволяет ему делать собственные выводы о происходящем – как правило, о бесспорной трагичности экстремальной ситуации:
«Чем закончилась попытка ингушей вернуть себе эту территорию, пусть даже и со ссылкой на права реабилитированного народа, — все прекрасно помнят. Октябрь 1992 года, десятки разрушенных сел, сотни трупов и с той и с другой стороны»81.
«После того как я воочию увидела эту «жизнь», никому такой не пожелаю. Беженцы не живут, а выживают и ждут, когда же закончатся их мытарства. И еще, в этой концентрации горя пронзительно понятной становится банальная истина, которой мы часто пренебрегаем. Мы не ценим то, что имеем – дом, работу, а главное, близких людей. Все, что кажется обыденным и незыблемым, на самом деле очень хрупко»82.
Личностность. Женщины-журналисты, освещающие экстремальные ситуации, осознанно или нет, но делают ставку на «личность». В женских «экстремальных» публикациях много личностей - много прямой речи, большое внимание уделяется деталям характера, эмоциональному состоянию героев, репликам, жестам. Помимо насыщения текстов «живыми» персонажами, личностность в женской экстремальной журналистике проявляется в участии автора – эмоциональном и материальном. Женщины-журналисты сочувствуют героям своих материалов, проникаются их эмоциями, а порой посильно вмешиваются и стремятся разрешить какие-то проблемы тех, с кем по долгу службы приходится плотно общаться: