Файл: Мария пак учитель (в благой вести) Издание 2ое, дополненное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
34 первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных им почетнее те- бя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебу: "уступи ему место", и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но, когда зван будешь, придя садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал "друг! пересядь выше"; тогда будет тебе честь пред сидящими с то- бою; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий се- бя возвысится (Лк 14 : 7-11).
3.26. Пропавшая овца
Но он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и по- теряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радо- стью; и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: «порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу». Сказываю вам, что так на небе- сах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяно- сто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк 15:3-7).
3.27. Потерянная драхма
Или какая женщина, имевшая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет? А найдя, созовет подруг и соседок и скажет: «порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму». Так, говорю вам, бывает радость у
Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк 13 : 8-10).
3.28. Блудный сын
Еще сказал: у некоторого человека было два сына: и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разде- лил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Ко- гда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуж- даться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал:
«сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился, и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред то- бою, и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам сво- им: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку
35 его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: ста- нем есть и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, воз- вращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, при- звав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:11-32).
1 2 3 4 5 6 7
3.29. Неверный управитель
Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел упра- вителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, при- звав его, сказал ему: «что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении тво- ем, ибо ты не можешь более управлять». Тогда управитель сказал сам в себе: «что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом». И призвав долж- ников господина своего, каждого порознь, сказал первому: «сколько ты должен господину моему?» Он сказал: «сто мер масла». И сказал ему:
«возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом друго- му сказал: «а ты сколько должен?» Он отвечал: «сто мер пшеницы». И ска- зал ему: «возьми твою расписку и напиши: восемьдесят» И похвалил гос- подин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были вер- ны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одно- го будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть, Не можете служить Богу и маммоне (Лк 16:1-13).
3.30. Богач и Лазарь
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру
47
и виссон
48
и ка-
47
Порфира - ткань, окрашенная драгоценной пурпурной краской, а также одежда из этой ткани.
36 ждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово; умер и бо- гач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, уви- дел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и, возопив, сказал: «отче Авраа- ме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем». Но Ав- раам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни тво- ей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотя- щие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».
Тогда сказал он: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «нет, отче Аврааме! но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят
(Лк 16 :19-31).
3.31. Неправедный судья
Cказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и лю- дей не стыдился. И в том городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: «защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хо- тел. А после сказал сам в себе: «хотя я и Бога не боюсь и людей не сты- жусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не прихо- дила больше докучать мне». И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк
18 : 1-8).
3.32. Фарисей и мытарь
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя
48
Виссон (греч.) - тончайшая льняная ткань, которую носили цари, первосвященники и очень богатые люди
37 вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил:
«Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 18:68-14).
3.33. Десять мин
49
Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в даль- нюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же де- сять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: «употребляйте их в обо- рот, пока я возвращусь». Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: «не хотим, чтоб он царствовал над нами». И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал:
«господин! мина твоя принесла десять мин». И сказал ему: «хорошо, доб- рый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять го- родов». Пришел второй и сказал: «господин! мина твоя принесла пять мин». Сказал и этому: «и ты будь над пятью городами». Пришел третий и сказал: «господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок; ибо я боялся, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял». Господин сказал ему: «твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы
Я, придя, получил его с прибылью?» И сказал предстоящим: «Возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин». И сказали ему: «господин! у него есть десять мин». «Сказываю вам, что всякому имеющему дано бу- дет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, кото- рые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною» (Лк 19 :12-27).
3.34. Добрый пастырь
Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде
50
, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их; когда выведет своих овец, идет перед ним; а овцы за ним идут, потому знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им
Иисус. Но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак опять Иисус ска- зал им: истинно, истинно говорю вам, что Я - дверь овцам. Все, сколько их не приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послуша-
49
Мина и талант являлись более крупными денежными единицами. Талант равнялся 60 минам (3000 сиклям), мина – 50 сиклям (200 динариям)
50
Инде, инуде (церковнославянские слова) –в ином месте, в другое место, там
38 ли их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить
51
найдет. ... Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают
Меня: Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец (Ин 10 : 1-9, 14-15).
3.35. Виноградная лоза
Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь; вся- кую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; всякую, принося- щую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, ес- ли не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы - ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете моими учениками. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей (Ин 15 : 1-9).
51
Пажить – подножный корм для скота; пастбище, где пасется скот
39
4. УЧИТЕЛЬ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
В Священном Писании слово «учитель», слово «ученик» и родствен- ные им слова (в форме существительных и глаголов) встречаются доволь- но часто, например, слово «учитель» - 50 раз (см. таблицу).
Частота форм слов в Священном Писании
Формы слов
Встречаются (раз) Формы слов
Встречаются (раз)
Уча
Учат
Учащего
Учи
Учившему
Учившие
Учил
Учили
Учим
Учит
Учите
Учителей
Учителем
Учителен
Учители
Учитель
Учительным
Учительстве
Учителю
Учителя
Учителями
Учить
Учишь
Учу
14 4
1 2
1 1
39
9 1
11 3
5 3
1 5
50
1 1
1 4
5
24
7 2
Учащимся
Учащихся
Учатся
Учение
Учением
Учении
Ученик
Ученика
Ученикам
Учениками
Учениках
Ученики
Учеников
Учеником
Ученику
Ученица
Учению
Учения
Учениям
Учениями
Учившись
Учились
Учился
Учитесь
Учится
Учиться
1 1
2
28
8 15 17 5
54
23 2
110
62
3 3
1 21 14 3
1 1
2 1
1 1
2
Как видно из таблицы, наиболее часто встречаются слова «ученики»
(110 раз), «учеников» (62 раза), «ученикам (54 раза)», а затем «учитель»
(50 раз). Обратимся к стихам Нового Завета, в которых встречается слово
«Учитель».