Файл: Курсовая работа Состояние и пути развития региональной банковской системы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Курсовая работа
Состояние и пути развития региональной банковской системы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты региональной банковской системы…………5

1.1. Понятие, сущность и принципы функционирования региональной банковской системы………………………………………………………………5

1.2. Факторы, влияющие на развитие региональной банковской системы….12

Глава 2. Анализ состояния региональной банковской системы в современных условиях…………………………………………………………………………..19

2.1. Современные тенденции развития региональной банковской системы Пермского края…………………………………………………………………..19

2.2. Проблемы региональной банковской системы Пермского края и пути их решения…………………………………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………………...30

Введение

Банковская система является составной частью кредитной системы страны, кредитная система, в свою очередь, является составной частью экономической системы страны. Это означает, что деятельность и развитие банков находятся в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности.

Региональная банковская система призвана способствовать структурной перестройке промышленности посредством кредитного механизма, стимулировать научно-технический прогресс на региональном уровне, влиять на эффективную инвестиционную политику и развитие строительного комплекса, развитию региональной структуры, содействовать деятельности агропромышленного комплекса, реализации экологической политики.

Важнейшей специфической чертой территориальной организации банковской системы России выступает неравномерность размещения кредитных учреждений по регионам. Территориальное размещение кредитных учреждений укрепляет сложившуюся асимметрию в уровнях деловой активности субъектов Федерации, которая часто не коррелирует с реальным экономическим потенциалом регионов, масштабами созданных производительных сил.


Возможность исследовать уровень развития банковских систем является неотъемлемым условием принятия рациональных управленческих решений в области банковского дела. Предъявляемые в современных условиях требования к подготовке управленческих решений вызывают необходимость значительного повышения уровня обработки экономической информации.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена значимостью региональной банковской системы в обеспечении эффективного функционирования финансового сектора экономики края.

Целью работы является анализ состояния системы региональных банков на примере Пермского края.

Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс задач:

- обозначить особенности региональной банковской системы;

- выявить факторы, влияющие на банковские системы регионов;

- дать характеристику банковской системы Пермского края;

- выявить проблемы региональной банковской системы Пермского края и пути их решения.

Объектом исследования являются региональные банки.

Предметом исследования выступает банковская региональная система, представляющая собой динамично развивающуюся составляющую банковской системы РФ.

В качестве методической базы данного исследования были выбраны различные научные труды и монографии отечественных авторов, таких как О.И. Лавушин, Е.Ф. Жуков, И.М. Александров, Т.П. Николаева, Н.И. Куликов, а так же материалы, публикуемые в сети Интернет.

В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ, обобщение, изучение нормативно правовой базы, изучение статистических данных.

В качестве информационной базы исследования использовались нормативные акты, материалы государственной статистики, официальные статистические материалы Центрального Банка России, различные статьи, учебные пособия и интернет ресурсы.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты региональной банковской системы

1.1. Понятие, сущность и принципы функционирования региональной банковской системы.

Банковская система – это совокупность банков и других кредитных организаций, действующих в соответствии с выданными им лицензиями на территории России и возглавляемых Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ). В ФЗ «О банках и банковской деятельности» [2] определен состав банковской системы, включающий Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.



Составной частью банковской системы страны является региональная банковская система, которая имеет двухуровневую структуру, как и национальная система в целом. На первом уровне находится территориальное учреждение Банка России, которое наделено довольно большими полномочиями в сфере контроля над деятельностью кредитных организаций на подведомственной территории, а на втором уровне – кредитные организации и их подразделения, действующие на данной территории.

В настоящее время имеются несколько определений банковской системы региона (БСР). Различные авторы включают в это понятие разные свойства этой системы. В одних работах БСР рассматривается как двухуровневая: на первом располагается территориальное отделение Центрального банка России, на втором – коммерческие банки региона и филиалы кредитных организаций других субъектов Федерации.

Таким образом, двухуровневость, присущая для банковской системы Российской федерации в целом, сознается основным качеством банковской системы региона. Иные свойства и специфические особенности, какими обладают банковские системы региона, никак не выявляются.

По мнению автора, более полное определение БСР приведено в другой работе: «Региональная банковская система должна рассматриваться как элемент (подсистема) единой банковской системы страны. В то же время региональная банковская система содержит характерные особенности, предопределенные региональными условиями функционирования. Этот аспект дает возможность анализировать БСР в 2-ух аспектах: функциональном и территориальном.

Функционально БСР считается подсистемой государственной банковской системы, что, в свою очередь, считается подсистемой наиболее значительного порядка – финансово–кредитной системы государственной экономики, оказывающей на её формирование значительное стабилизирующее воздействие.

Территориально БСР – подсистема финансово–кредитной концепции экономики региона, функционирующая не отдельно, а в тесной взаимосвязи с экономикой данного региона.

Двойственностью БСР обусловлено присутствие их единых параметров и особенностей. К единым свойствам, возможно относить двухуровневость, совокупность выполняемых функций, целостность законодательной и нормативно–правовой основы регулирования деятельности.

Региональная банковская система содержит в себе следующие элементы рис 1.1.




Рис 1.1. Элементы региональной банковской системы.

Помимо этого, кредитные учреждения вправе формировать так называемые ассоциации. Ассоциации никак не могут совершать банковские операции, задача их деятельности – не получение прибыли, а координация работы участников и защита их интересов, в большей степени проявляющаяся в участии в разработке законодательства, стабилизирующего банковскую деятельность. Зачастую подобные ассоциации также включают в структуру региональной банковской системы.

Г. Л. Авагян определены направления развития банковской системы в регионах РФ: эмиссионно–инфляционное, демонетизация экономики, расширение внутреннего долга, расширение внешнего долга. По каждому из направлений автором сформулированы тренды и качественные особенности функционирования банковской системы. [3]

И. Н. Юдиной разработана типология состояний банковских систем в пространстве показателей «стабильность–общественная эффективность» и на конкретных исторических примерах показана возможность реализации одного из четырех основных состояний. [23, c. 114]

Представленная классификация, по мнению автора, позволяет предопределить перспективное положение банковской системы как объекта управления, а также сравнить пространственное состояние различных банковских систем.

В целях определения региональной банковской системы как самостоятельного системного объекта целесообразно сопоставить ее с признаками национальной банковской системы.

В качестве первого критерия системности национальной банковской системы многие авторы выделяют критерий сложности. Целевая однородность обусловлена единством реализации на всех уровнях банковской системы целей государственной денежно–кредитной политики.

Критерием функционально–организационной однородности выступает, определяемая законодательством и организационными принципами осуществления банковской деятельности система функций по аккумуляции и перераспределению денежных средств всех субъектов экономики. Более того, для сложных систем свойственно многообразие форм взаимодействия экономических агентов, разнообразие направлений кредитной активности банковских и внебанковских элементов, что определяет сложность ее структуры.

Адаптируя критерий сложности к функционированию региональной банковской системы, можно заметить, что, согласно мнению Е.В. Никулиной, региональная банковская система связывает самостоятельные региональные коммерческие банки, формально зарегистрированные на данной территории. Её представляют территориальное Основное управление ЦБ РФ , которое выражает его круг интересов и гарантирует осуществление общей общегосударственной денежно–кредитной политики в регионе, региональные банки и небанковские кредитные организации.


Данное определение отражает современную особенность структурного строения региональной банковской системы, где в региональных банковских сегментах функции верхнего уровня делегируются территориальному учреждению ЦБ, а подсистемы второго уровня состоят из местных коммерческих банков с филиалами, филиалов инорегионапьных банков, открытых на данной территории, небанковских кредитных организаций.

К обоснованию структурно–организационной сложности региональной банковской системы близки представители функционального подхода (Северина Ю. Н., Стефанова Н. А.). По их мнению, «региональная банковская система представляет собой совокупность банковских институтов, банковскую инфраструктуру, банковское законодательство, действующее в отношении как региональных, так и филиалов национальных банков, банковскую корпоративную культуру». [4]

Опираясь на выводы Белоглазовой Г.Н., региональная банковская система объединяет самостоятельные региональные коммерческие банки, официально зарегистрированные на данной территории. [5] Ее представляют территориальное Главное управление Центрального банка России, которое выражает его интересы и обеспечивает проведение единой государственной денежно–кредитной политики в регионе, региональные банки и небанковские кредитные организации.

Сопоставляя данные подходы к определению сложности региональной банковской системы, можно отметить, что она органично объединяет, согласно авторскому взгляду на данную проблему, региональный и муниципальный уровни. Связано это с тем, что территориальные банки образуются, как правило, в административных центрах и осуществляют свою деятельность на территории всего региона или большей его части.

Сложность системы порождает возможность множественности комбинации ее элементов, что, в свою очередь, создает предпосылки для возникновения новых механизмов и форм взаимодействия элементов системы, порождая эффект эмерджентности. [6]

С учетом специфики субъектов региональной банковской системы, определяемой особенностями регионального воспроизводства, можно предположить, что данный эффект будет способствовать росту конкурентоспособности как финансового пространства региона, за счет расширения комплекса и направлений оказания услуг, продуктовой цепочки коммерческих банков, так и всего экономического пространства за счет совершенствования инфраструктурной и институциональной среды.