Файл: Курсовая работа Состояние и пути развития региональной банковской системы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эти угрозы создают предпосылки динамической трансформации региональной и национальной банковской системы, что обусловливает возможность на современном этапе возникновения эффекта эмерджентности, который проявляется через возникновение новых свойств элементов систем, усложнения их структуры, образования новых устойчивых связей при совершенствовании старых или их отмирании.

Следующим системным признаком выступает способность системы к саморазвитию и самоорганизации.

С.М. Ильясов считает, что при анализе региональной банковской системы следует учитывать, что на ее самоорганизацию оказывают влияние как общесистемные – внешние факторы, определяющие самоорганизацию национальной банковской системы (конъюнктурные, структурные, организационные, институциональные), так и внутрирегиональные, в том числе усиленные степенью встроенности региональных банков в систему производственных отношений региона. [18, c. 55]

Оттого, насколько адаптивна региональная система к факторам внешнего и особенно внутреннего воздействия зависят: инвестиционная активность региональных банков, их ресурсообеспечение, реализация социально– экономических программ региона, долгосрочность договорных отношений и жизнеспособность региональной банковской системы в целом.

Важным системным признаком региональной банковской системы, как и национальной, обеспечивающим ее целостность, устойчивость, адаптивность к трансформациям, является степень управляемости. Значение этого компонента системы состоит в обеспечении рациональной согласованности функций по обеспечению денежно–кредитного регулирования, национального и регионального воспроизводства на всех уровнях банковской и экономической системы. Вертикальный уровень управления, целенаправленное координирование и интеграция функций банковских структур на всех уровнях иерархии, в том числе и в границах самой региональной системы, определяется институциональной структурой и законодательно–правовыми актами.

Критерий внешней вертикальной управляемости в рамках как национальной, так и региональной банковской системы определен, по мнению Т.Н. Зверьковой, тем, что правовое регулирование банковской деятельности имеет определенные особенности. [19, c. 141]

Автор замечает, что, исходя из ст. 71 Конституции, [1] банковская деятельность регулируется только на федеральном уровне специальными федеральными законами. На подзаконном уровне данная деятельность регулируется таким специальным субъектом
, как Банк России, акты которою издаются в специальном порядке.

Действительно, одним из центральных нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, является Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395–1 «О банках и банковской деятельности»,[2] согласно ст. 2 которого, правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, непосредственно Законом о банках и банковской деятельности, Законом о Банке России, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Кроме того, банковская деятельность регулируется нормами международного права и международными договорами (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

По мнению А. Т. Ачеева, Конституция содержит нормы, устанавливающие исключительное ведение федерации в отношении правового регулирования банковской деятельности. [20, c. 86]

Для определения устойчивости региональной банковской системы, важным является определение степени ее границ как критерия обособленности и степени открытости в рамках банковской системы. Учет данных критериев необходим для определения прогнозов эволюции региональной банковской системы, для выработки разумной национальной и государственной политики в отношении принципов ее функционирования и интеграции в банковскую систему России.

Обобщая вышесказанное, можно заметить, что региональная банковская система соответствует всем признакам системности, свойственной и для национальной банковской системы (общие функции, цели, правовая база, собственный воспроизводственный механизм), что позволяет выделить ее как объект анализа экономической науки. В структуре национальной банковской системы региональная банковская система чаще всего трактуется экономистам и теоретикам и, как гармонично встроенный подсистемный компонент, обеспечивающий финансово–территориальную целостность, устойчивость и адаптивность банковской системы в целом к реализации денежно– кредитной политики страны и регионов.

Таким образом, региональные банки играют важную роль в социально–экономическом развитии региона. Эти банки за долгий период своего существования в регионе научились выживать как в условиях экономического кризиса, так и при экономической стабильности. Они досконально изучили местную специфику и используют это в своей деятельности.

Глава 2. Анализ состояния региональной банковской системы в современных условиях.

2.1. Современные тенденции развития региональной банковской системы Пермского края.

Известно, что быстрое развитие сферы услуг и повышение ее доли в валовом региональном продукте является характерной чертой перехода региона (страны) в постиндустриальную экономику.

Именно сфера услуг составляет в экономически развитых странах основную часть экономики по числу занятых (больше 60%). Остальными частями экономики принято считать производство – промышленность и сельское хозяйство.

Большую часть сектора составляют такие ключевые для экономического роста и высокооплачиваемые услуги, как транспортные, телекоммуникационные, финансовые, бухгалтерские и др.

Рыночные услуги в современной экономике крайне разнообразны. Директива Европейского союза разделяет их на три категории: услуги, предоставляемые потребителям; услуги, предоставляемые бизнесу; услуги, предоставляемые одновременно потребителям и бизнесу. По мере того как экономика становится более развитой, доля услуг бизнесу возрастает.

К бизнес услугам относятся услуги профессиональные, финансовое посредничество, транспорт и хранение, почтовые и телекоммуникационные услуги, в меньшей степени оптовая и розничная торговля. [21, c. 98]

Потребности в инвестициях российских компаний огромны и будут только расти по мере перехода к постиндустриальной экономике. Норма инвестиций в России крайне низка. Столь крупные денежные средства на развитие народного хозяйства в России могут иметь только банки. Активы наших банков составляют около 75% валового внутреннего продукта ( это в 2–2,5 раза ниже уровня развития европейских банков, активы которых в среднем превышают 200% ВВП), что составляет в расчете около 40 трлн руб. Примерно вдвое меньшими средствами располагает Казначейство Министерства финансов, но его средства в подавляющей части идут на финансирование консолидированного бюджета и внебюджетных го' сударственных фондов. Доля инвестиций в этих средствах относительно невелика, немногим более 20% существующего объема.

Кризис показал слабость нашего банковского сектора, его недоразвитость, излишнюю огосударствленность. Прирост банковских кредитов по сравнению с докризисным временем номинально сократился примерно вдвое. Кредиты российских банков в общем объеме инвестиций России составляют около 7%. Между тем именно инвестиционный кредит банков является наиболее эффективным инструментом инвестиционной политики.


Таким образом, банковский сектор России существенно отстает от роли банков в развитых стран как по значимости банков в социально-экономическом развитии, так и по их инвестиционной роли развивающихся стран, где доля активов банков выше 100% ВВП и доля инвестиционного кредитования в разы выше. Далее рассмотрим состояние банковского сектора на примере Пермского края. [22]

Степень развитости региональной финансовой системы во многом определяется развитостью региональной банковской системы, поскольку последняя выступает в роли основного субъекта инвестиционной активности. От размеров средств, аккумулируемых банками, зависит развитие региона в целом. Недостаточный уровень развития региональных банковских систем приводит к снижению деловой активности, сдерживанию развития реального сектора экономики, нарушению нормального воспроизводственного процесса. Поэтому развитие банковского сектора регионов является актуальной проблемой на сегодняшний день. 

Рассмотрим состояние регионального банковского сектора Пермского края. Распределение банков по регионам России выглядит следующим образом:
Таблица 2.1. Распределение банков по регионам России [25]

Федеральный округ

01.01.2021

01.01.2022

01.01.2023

кол-во,

ед.

в % к

итогу

кол-во,

ед.

в % к

итогу

кол-во,

ед.

в % к

итогу

Центральный округ

585

57,8

572

59,3

564

59,7

Северо-Западный округ

71

7,0

70

7,3

70

7,4

Южный округ

47

4,6

46

4,8

46

4,9

Северо-Кавказский

округ

57

5,6

50

5,2

44

4,7

Приволжский округ

118

11,7

106

11,0

105

11,1

Уральский округ

51

5,1

44

4,6

43

4,6

Сибирский округ

56

5,5

53

5,5

51

5,4

Дальневосточный

округ

27

2,7

23

2,4

22

2,3

РФ

1012

100,0

964

100,0

945

100,0



Наибольшую долю в общем объеме занимают Центральный (59,7%), Приволжский (11,1%) и Северо-Западный (7,4%) федеральные округа. Так же можно отметить, что количество кредитных организаций за период с 2021 по 2023 года снизилось. Такое снижение числа банков объясняется во-первых, их консолидацией, во-вторых, проблемой сверхконцентрации в банковской системе, когда большая часть банковских активов сосредотачивается в малом количестве банков, причем банков с участием государства.

В Российской Федерации насчитывается 76 региональных банковских систем, в таблице 2.2 показан рейтинг региональных банковских систем Приволжского федерального округа по уровню развития. Учитывались индексы институционального, экономического развития, индекс насыщенности экономики региона финансовыми услугами и общий индекс развития. [23, c. 64]


Таблица 2.2. Таблица Рейтинг банковских систем Приволжского федерального уровня по уровню развития на 2022 год. [25]

Регион



Место в рейтинге


Индекс институцио- нального развития


Индекс экономического развития

Индекс насыщенности экономики региона финансовыми услугами



Общий индекс развития

Республика

Татарстан

6

3,98

4,35

2,16

10,48

Самарская

область

9

2,68

4,66

3,01

10,35

Нижегородская

область

15

1,83

5,52

2,01

9,37

Кировская

область

18

2,03

5,37

1,64

9,04

Удмуртская

Республика

35

1,68

5,32

1,45

8,45

Пермский край

40

1,62

5,41

1,28

8,31

Саратовская

обл.

56

1,88

4,19

1,66

7,73

Республика Башкортостан

57

1,88

4,69

1,11

7,68

Республика

Марий Эл

68

1,03

4,48

1, 46

6,97