Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение краснодарского края.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Розничная торговля лекарственными средствами осуществляется аптечными учреждениями (АУ), которые вправе торговать только зарегистрированными в РФ лекарственными средствами и при наличии соответствующей лицензии. Лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, подлежат продаже только через аптеки и аптечные пункты, а отпускаемые без рецепта могут продаваться в аптечных магазинах и аптечных киосках.

Перечень средств, отпускаемых без рецепта, утверждается один раз в пять лет Министерством здравоохранения РФ. Аптечные учреждения обязаны продавать лекарственные средства только в готовом для употребления виде, в количествах, необходимых для выполнения врачебных назначений, обеспечивать минимальный ассортимент лекарственных средств, требующихся для оказания медицинской помощи.

1.2 Система лекарственного обеспечение населения как приоритетное направление современной политики РФ

Ни одна экономическая система на современном этапе научно-технического прогресса не может обеспечить экономический рост без использования инновационного, творческого потенциала человека, так как в социально-экономическом развитии общества человеческий фактор становится решающим. Необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы и предопределяет реализацию социальной политики Государственная и муниципальная социальная политика.[36]

В современную терминологию словосочетание «социальная политика» прочно вошло не только у профессиональных ученых и практиков, но и в массовый оборот. В жизни всех социальных слоев и групп общества оно является одним из самых распространенных терминов. Чтобы наметить стратегию и тактику осуществления эффективной социальной политики, нужно сделать ее анализ, дать обоснованные оценки и разобраться с ее содержанием.

Социальная политика - явление частное по отношению к политике в целом. Ее направленность на специфическую сферу общества конкретизирует лишь термин «социальная». Оба термина считаются изученными не в полной мере, и обусловливается вариативность понимания сущности социальной политики как явления. Понимание ее природы остается проблемным несмотря на наличие значительного количества теоретических конструкций объяснения политики.[38]

Социальную политику можно типологизировать по пяти критериям (основаниям), не претендуя на всеобъемлемость, строгость и бесспорность предложенной классификации:


1 ценностные ориентации;

2 степень своевременности принятия государственных социальных программ;

3 временной критерий;

4 масштабность;

5 степень государственного содействия и охвата социальной помощью населения.

По ценностным ориентациям можно выделить следующие типы социальной политики: индивидуалистическая, коллективистская, популистская.

В зависимости от своевременности принятия или корректировки действующих государственных программ социальная политика может быть упреждающей и запаздывающей, «догоняющей».

По временному критерию выделяется долговременная, текущая и ситуативная социальная политика.

Долговременная социальная политика требует от государства и его органов определения фундаментальных целей, основных методов, материальных ресурсов их достижения, приоритетных направлений развития социальной сферы. Она изложена в Конституции и других нормативно-правовых актах, государственных программах. Гармонизация интересов предпринимателей и работников, разработка государственных минимальных стандартов, создание благоприятных условий для эффективной трудовой деятельности, повышения уровня жизни, профессиональной переподготовки и адаптации работников к рыночным условиям - все это долгосрочные социальные задачи. При этом долгосрочной может стать социальная политика и в конкретной области социальной сферы.

Текущая социальная политика выражается в конкретных социальных мероприятиях для всего населения или определенных социальных слоев (своевременная и полная индексация заработной платы, пособий, пенсий, стипендий в соответствии с ростом инфляции, защита денежных сбережений, обеспечение наиболее нуждающихся продуктами питания и необходимыми видами непродовольственных товаров по социально приемлемым ценам, помощь многодетным, неполным семьям и др.).

Ситуативная социальная политика осуществляется в экстремальных условиях (стихийные бедствия, военные действия), предполагает единовременные социальные выплаты, акции.

По масштабности можно говорить о федеральной, региональной, местной (города, района, предприятия) социальной политике.

Итак, существуют различные подходы к типологизации социальной политики.[39]

В настоящее время существуют десятки определений социальной политики, отличающихся и по форме, и по содержанию. При подобном объеме трактовок целесообразнее анализировать не каждое из них, а общие подходы к толкованию понятия. Классификация определений социальной политики (или подходов) может вестись по разным основаниям: в зависимости от обозначенных целей, объектов, субъектов, механизмов, функций, ценностей и других содержательных моментов.



Даже из простого перечисления критериев классификации определений социальной политики можно представить, насколько широк спектр самих конкретных трактовок, ведь количество сочетаний различных формулировок объектов, субъектов, целей, способов и других составляющих понятия огромен. Конечно, не все определения содержат перечисленные компоненты, да и к этому не стоит стремиться, иначе они будут весьма перегружены. Представляется, что обязательными элементами определения социальной политики должны быть сущностная составляющая и объект, желательными - субъект и целевая установка, а остальные компоненты могут и должны рассматриваться отдельно.[19]

Приоритетом государственной политики Российской Федерации в области лекарственного обеспечения являются:

1 всеобщность. Государственная лекарственная политика должна обеспечивать гарантированный доступ к необходимым лекарственным средствам каждому российскому гражданину, вне зависимости от его социального статуса и материального положения или места проживания.

2 доступность. Государственная лекарственная политика направлена на расширение возможности применения системой российского здравоохранения доступных, современных и эффективных лекарственных средств для населения.

3 эффективность. Система лекарственного обеспечения должна соответствовать современным требованиям к лечению на основе принципов доказательной медицины и новейших стандартов лечения.

4 качество и безопасность. Государственное регулирование обращения лекарственных средств направлено на обеспечение системы здравоохранения только теми лекарственными средствами, которые соответствуют стандартам качества, эффективности и безопасности.

5 сбалансированность. Система лекарственного обеспечения базируется на реальных возможностях бюджета страны, частного сектора и граждан, при условии сохранения и расширения существующих государственных гарантий в области медицинской помощи.

6 солидарное участие граждан и государства. Возмещение затрат личных средств граждан по приобретению необходимых лекарственных препаратов может эффективно использовать механизмы софинансирования со стороны государства и граждан, в соответствии с их уровнем возможностей.

7 обеспечение национальной безопасности. Государственная лекарственная политика должна обеспечивать стратегическую доступность необходимых лекарственных средств, в том числе - за счет развития отечественных производств полного цикла, способных обеспечить увеличение доли лекарственных препаратов, разработанных и произведённых на территории России


8 комплексность. Систематизированный учет всех элементов и этапов процесса лекарственного обеспечения в контексте реализуемой социально-экономической политики Российской Федерации.

9 реагирование. Управление эффективностью реализации лекарственного обеспечения на основе мониторинга параметров функционирования системы и потребностей населения Российской Федерации в лекарственных средствах.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21.11.2011 г. 323-ФЗ[2] вступил в силу с 1 января 2012 года.

Основные задачи социальной политики в сфере льготного лекарственного обеспечения:

1. формирование системы рационального назначения и использования лекарственных средств.

2. внедрение эффективных моделей возмещение стоимости лекарственных препаратов при амбулаторном лечении.

3. совершенствование системы ценового регулирования

4. оптимизация системы обращения лекарственных средств, гарантирующей их безопасность, эффективность и качество.

5. увеличение доступности жизненно необходимых инновационных лекарственных препаратов, имеющих высокую социально-экономическую эффективность.

6. повышение информированности медицинских специалистов и населения в вопросах лекарственного обеспечения.
1.3 Нормативно – правовое регулирование лекарственного обеспечения в РФ

В сфере лекарственного обеспечения населения действуют многочисленные нормативные правовые акты, в частности федеральные законы: от 21.11.2011 323-ФЗ[2] «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; от 12.04.2010 61-ФЗ[4] «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон 61-ФЗ);

-от 30.11.2011 357-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2012 год»;[35]

-от 17.07.1999 178-ФЗ[3] «О государственной социальной помощи»;

-от 08.01.1998
3-ФЗ[11] «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

-от 13.03.2006 38-ФЗ[36] «О рекламе»; от 07.11.2000 136-ФЗ[37] «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»;

Закон Российской Федерации от 15.05.1991 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др. Вопросы политики Российского государства в отношении социально незащищенных категорий граждан урегулированы в Указах Президента Российской Федерации от 02.10.1992 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»[38] и от 07.05.2012 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».[39]

Базовые положения федеральных законов развернуты и конкретизированы в Постановлениях Правительства Российской Федерации: от 06.07.2012 686 «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств»; [40]

-от 26.12.2011 1155 «О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей»;[17]

- от 01.08.2011 637 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление организационных мероприятий по обеспечению граждан лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей»; [18]

-от 17.02.2011 91 «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»; [19]

-от 31.12.2010