Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение краснодарского края.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1221 «О порядке выдачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписаний о приведении в соответствие с законодательством Российской Федерации решений об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»; [20]

-от 30.12.2010 1199 «О предоставлении из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения»; [21]

-от 29.10.2010 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»; [22]

-от 31.03.2010 203 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению государственного контроля за ценами на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств»;[23]

-oт 16.12.2009 1023 «О создании федерального резервного запаса лекарственных средств и средств индивидуальной защиты»; [24]

-от 08.08.2009 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;[25]

-от 22.06.2009 508 «Об установлении государственных квот на наркотические средства и психотропные вещества»;[26]

-от 27.12.2004 856 «Об утверждении Правил обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях»;[27]

-от 12.12.2004 769 «О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг»; [28]

-от 30.06.1998 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» и др.
Важные вопросы организации лекарственного обеспечения граждан решены в распоряжениях Правительства Российской Федерации: от 30.07.2012

1378-р «Об установлении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2013 год»; [29]

-от 08.12.2011 2217-р «О распределении в 2012 году предоставляемых из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения»; [30]

-от 07.12.2011 2199-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год»;[31]

от 06.07.2010 1141-р «Об утверждении перечня стратегически значимых лекарственных средств»;[32]

от 31.12.2008 2053-р «О перечне централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных средств».[33]

2 Лекарственное обеспечение население в РФ

2.1 Субъекты, имеющие право на лекарственное обеспечение в РФ

Правовое регулирование оказания лекарственной помощи в форме лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан осуществляется не на основе единого закона, а включает целый ряд законов, содержащих соответствующие правовые нормы. Разрозненность правовых норм, множественность нормативных правовых актов, разные уровни правового регулирования не позволяют сформировать единую, упорядоченную, взаимосвязанную систему норм о лекарственном обеспечении. В этом многообразии можно выделить отдельные группы субъектов–получателей лекарств:

1 социальную;

2 профессиональную;

3 специальную медицинскую.

Каждой группе соответствует свой перечень законов и подзаконных актов. Четкой границы между этими группами нет. Субъекты получатели могут переходить из одной группы в другую или принадлежать одновременно к разным группам. По условиям предоставления лекарств можно выделить две группы субъектов получателей лекарственных препаратов:

1 лица, лекарства которым предоставляются бесплатно;

2 лица, лекарства которым предоставляются с частичной оплатой (со скидкой).[37]

Право социального обеспечения в части правового регулирования лекарственного обеспечения ориентировано, прежде всего, на отдельные социальные категории граждан. Кратко обозначим некоторые из них. К основным социальным категориям граждан, имеющим право на бесплатное лекарственное обеспечение, отнесены: Герои Советского Союза, Герои России, участники Великой Отечественной войны; родители и жены погибших военнослужащих; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей; дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет; инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и некоторые другие лица.



В соответствии с ФЗ 178 [3] ряд категорий граждан имеют право на получение набора социальных услуг: ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий; члены семей погибших (умерших) военнослужащих; инвалиды 1, 2 или 3 группы и дети-инвалиды; лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и некоторые другие категории граждан. Указанным лицам в состав предоставляемого им набора социальных услуг включается услуга по обеспечению их необходимыми лекарственными препаратами, которые выдаются по рецептам. В этом случае из общей суммы ежемесячной денежной выплаты, которая предоставляется взамен натуральных льгот, вычитается стоимость лекарственных препаратов по установленным нормативам. Законом РФ 4301-1 и ФЗ 5 право на первоочередное обеспечение лекарствами, приобретаемыми по рецептам врача, предоставлено Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда, Героям Труда России и полным кавалерам ордена Трудовой Славы.

Для застрахованных лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ФЗ 125 предусмотрен такой вид обеспечения по страхованию, как оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской реабилитацией застрахованного (за счет средств страховых взносов), включая приобретение лекарственных препаратов.

К особой категории относятся граждане, получившие профессиональные заболевания в результате воздействия токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, независимо от времени проведения работ с химическим оружием. В соответствии с ФЗ 136 им предоставляются социальные гарантии, включая обеспечение лекарственными препаратами по рецептам при лечении основного заболевания в амбулаторных условиях. Лицо, получившее на основании Закона РФ 4530-1 свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, имеют право на медицинскую помощь и обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения в медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

Следующая группа субъектов-получателей лекарственных препаратов, которым лекарства предоставляются бесплатно, – это граждане, больные определенными заболеваниями. В зависимости от характера заболевания и состояния больного в одних случаях бесплатно предоставляются все лекарственные препараты (например, диабет, онкологические заболевания, лепра, СПИД, психические заболевания), в других – только те лекарства, которые необходимы для лечения какого-то конкретного заболевания (например, лучевая болезнь, туберкулез, бронхиальная астма, инфаркт миокарда). Правовое регулирование бесплатного лекарственного обеспечения при отдельных видах заболеваний может включать нормы специальных законов, если заболевания, которыми страдают граждане, представляет опасность для окружающих, либо требует особого внимания государства.


Среди субъектов-получателей лекарств в таких случаях следует указать лиц, больных туберкулезом; лиц, которые являются ВИЧ-инфицированными; а также лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями. Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом на основании ФЗ 77 [35] бесплатно обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях. В целях предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), государством гарантируются бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в соответствии с ФЗ 38.[36] Государство обеспечивает лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями соответствующими лекарственными препаратами. Ввиду высокой стоимости орфанных лекарственных препаратов организация их закупки осуществляется на основе Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 1155.[17]

Несмотря на закрепление в Конституции РФ права на охрану здоровья и медицинскую помощь, ученые и эксперты отмечают, что «объем его реализации у пациентов, страдающих орфанными заболеваниями, во многом определяется возможностью своевременного обеспечения пациента лекарственными средствами». Если процедура производства и предоставления указанным пациентам жизненно необходимых лекарств затягивается, «ставится под сомнение реализация ими права на охрану здоровья и медицинскую помощь».

Граждане, страдающие редкими (орфанными) заболеваниями, не могут реализовать свое право на лекарственное обеспечение в тех случаях, когда лекарственное средство для лечения заболевания еще не разработано. С таким утверждением трудно согласиться. По-видимому, все-таки лечение этих граждан проводится на основе существующих лекарств, и граждане в этом случае реализуют свое право на лекарственное обеспечение. Но проблема лекарственного обеспечения лиц, страдающих орфанными заболеваниями, безусловно, существует. В течение последнего десятилетия ученые и специалисты постоянно обращают внимание на различные проблемы в сфере лекарственного обеспечения Целый ряд законов регулирует отношения по лекарственному обеспечению лиц, относящихся к отдельным профессиональным категориям. В основном это государственные служащие, проходящие военную и иную приравненную к ней службу (военнослужащие, сотрудники Следственного комитета, сотрудники органов внутренних дел, сотрудники полиции, прокурорские работники и др.), а также судьи.


Предоставление права на бесплатное лекарственное обеспечение указанным лицам особенно важно в случаях, когда сотрудник утрачивает здоровье и становится инвалидом в связи со своей профессиональной деятельностью. В соответствии с установленным порядком за гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в соответствующих учреждениях (органах) и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах, сохраняется право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам в медицинских организациях уполномоченного федерального органа.

Таким образом, можно констатировать, что в российском законодательстве право отдельных категорий граждан на бесплатное лекарственное обеспечение связано с тремя критериями, определяющими субъекта-получателя лекарственных препаратов: социальный (отдельные социальные категории граждан); профессиональный (отдельные профессиональные категории граждан); специальный медицинский (граждане, страдающие отдельными категориями заболеваний). В целом установленный механизм лекарственного обеспечения (бесплатно или с частичной оплатой) предоставляет указанным гражданам возможность в наибольшей степени реализовать свое конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь независимо от материального положения, так как исключает или уменьшает расходы на приобретение лекарственных препаратов для лечения всех заболеваний либо отдельных из них (социально значимых или представляющих опасность для окружающих). Состояние правового регулирования российской системы лекарственного обеспечения показывает, что нормативный правовой материал в данной сфере характеризуется объемностью, бессистемностью, разрозненностью, превалированием количества специальных норм над общими. В результате система льготного лекарственного обеспечения граждан не всегда способствует беспрепятственной реализации прав наиболее уязвимых социальных групп населения на получение необходимых лекарственных препаратов.

2.2 Права граждан на лекарственное обеспечение в РФ

Право на лекарственное обеспечение неотделимо от права на жизнь и человек имеет право на обеспечение на случай болезни и инвалидности. Это право следует рассматривать в двух аспектах: возможности приобрести (купить, получить) любой лекарственный препарат и возможности получить лекарственный препарат на льготных условиях в соответствие с существующим законодательством.