Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение краснодарского края.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Огромным достижением человеческой цивилизации явилось определение и законодательное закрепление основных прав и свобод человека. Всеобщая декларация прав человека, Конституция Российской Федерации признают, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Но ведь жизнь часто зависит от возможности оказания медицинской помощи, включая получение необходимых лекарств. Более того, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Таким образом, можно утверждать, что право на лекарственное обеспечение неотделимо от права на жизнь и человек имеет право на обеспечение на случай болезни и инвалидности. На наш взгляд право на лекарственное обеспечение следует рассматривать в двух аспектах: возможности приобрести (купить, получить) любой лекарственный препарат и возможности получить лекарственный препарат на льготных условиях в соответствие с существующим законодательством. Лекарственными препаратами признаются лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
С правовой точки зрения законодательно закрепленное субъективное право на лекарственное обеспечение - это потенциальная возможность субъекта (пациента) получить лекарство. Данное право порождает обязанность другой стороны (органы власти) обеспечить его реализацию, опять же через систему законодательства.
Основными нормативно-правовыми актами по вопросам лекарственного обеспечения являются:
1 Федеральный закон №323 [2] «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором в частности определены полномочия органов власти в сфере охраны здоровья, права и обязанности граждан с сфере охраны здоровья, организация охраны здоровья и контроля в сфере охраны здоровья, финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья. Статья 44 посвящена медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания. К данной категории граждан относятся пациенты с редкими (орфанными) заболеваниями и заболеваниями, входящими в группу «Семи нозологий»: гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей
2 Федеральный закон №178 «О государственной социальной помощи» [3] определяет право инвалидов получать льготное лекарственное обеспечение в составе набора социальных услуг
3 Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»[34], определяет перечень групп населения и категорий заболеваний, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение
4 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальные, перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов уточняют механизм реализации права пациента на лекарственное обеспечение.
В чем мы видим ограничение доступности лекарственных препаратов?
1 в частности, наблюдается отсутствие препаратов на период перерегистрации
2 регулирование максимальной цены приводит к отсутствию выгоды для производителя и продавца, что порой оборачивается отказом от участия в аукционах на закупку лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд, а это может привести к невозможности оказания должной медицинской помощи в лечебном учреждении
3 низкая стоимость препарата также приводит к отсутствию выгоды для продавца, что влечет к исчезновению ряда препаратов из продажи.
4 импортозамещение лекарственных препаратов создает выгоду для российского производителя, но приводит к отсутствию выбора для пациента. Крайней мерой в санкционной войне были предложения внести лекарственные препараты в санкционные списки. В ответ на широко обсуждаемые в обществе
5 санкционные списки на лекарства, Елена Максимкина, Директор Департамента лекарственного обеспечения, снова подчеркнула: «...что никакие списки лекарственных препаратов Минздрав не формирует и не собирается формировать. Если кто-то и что-то и будет формировать, то это будет другой Минздрав. Право человека на жизнь и здоровье неприкосновенно!».
При работе с жалобами пациентов в рамках государственного контроля, проводимого Территориальным органом Росздравнадзора по Ярославской области, наиболее типичными нарушениями являются:
1 отказ в выписке льготных рецептов,
2 отсутствие лекарственных препаратов в аптеках,
3 несоблюдение правил назначения лекарственных препаратов,
4 отказ в организации отсроченного обслуживания рецептов. Данные нарушения носят повсеместный характер. Начальник Управления контроля за реализацией госпрограмм в сфере здравоохранения Росздравнадзора Виктор Фисенко еще в мае 2018 года сказал что, в минувшем году ведомство выявило снижение объемов затрат региональных бюджетов на льготное лекарственное обеспечение в 26 регионах страны. Люди жалуются на отказ в выписке рецептов, если нужного препарата нет в аптеке. Хотя формально такой отказ равносилен отказу в оказании медицинской помощи и является преступлением.
Кроме того Росздравнадзор продолжает фиксировать снижение числа получателей льготных лекарств – не получая необходимых препаратов, люди предпочитают выходить из программ льготного лекарственного обеспечения. В 2017 году это число уменьшилось на 2,2%, а за первые месяцы 2018года – еще на 1,8%. На сегодняшний день льготные лекарства получает лишь 3,2 млн. человек из 15,6 млн. имеющих на это право. И такая ситуация еще больше снижает возможности льготного лекарственного обеспечения – чем меньше остается в программе пациентов, тем ниже объемы ее финансирования .
По мнению экспертов, какой бы непопулярной мерой не представлялся отказ от монетизации льгот, делать это придется. В настоящее время Минздрав готовит законопроект изменений в систему лекарственного обеспечения, связанный с отменой монетизации для новых льготников. Существующие выплаты сохранятся, иначе социального взрыва будет не избежать.
Сейчас ведомство изучает зарубежные модели лекарственного страхования. Назначенные врачом лекарства входят в медицинскую страховку практически во всех развитых странах. Но где-то лекарства по рецепту врача полностью бесплатны для пациентов, где-то есть фиксированные соплатежи или платеж в процентах от цены. Но главное – больные получают адекватное лечение.
Одна из распространенных мировых моделей – классическое лекарственное страхование – заключается в том, что все население делает ежемесячные отчисления, а лекарства получают пациенты в случае болезни.
Интересная схема используется во Франции. Здесь процент возмещения цены зависит от эффективности препарата, и за наиболее эффективные лекарства государство готово платить до 100% стоимости.
Еще одной точкой зрения на улучшение лекарственного обеспечения является принятие закона «О лекарственном обеспечении». Предложение Александра Саверского — инвестировать постепенно: сначала обеспечить лекарствами всех больных в кардиологии, потом пациентов с заболеваниями костно-мышечной системы. Надо создать такую спираль ввода бесплатного обеспечения лекарствами. И деньги, которые будут высвобождаться в ОМС, в Фонде социального страхования по больничным листам, в Пенсионном фонде по инвалидным выплатам, опять направлять на обеспечение лекарствами.
Таким образом, при законодательно закрепленном праве пациента на лекарство, в том числе льготное лекарственное обеспечение для определенных категорий граждан, наблюдаются нарушения в данной сфере. Отдельными административными и судебными мерами проблему нарушений в системе лекарственного обеспечения не решить. В их основе лежат недостатки в организационной и в финансово-распорядительной системе. Поскольку проблема касается жизни и здоровья человека требуется незамедлительные меры по их исправлению. Одной из таких мер может быть лекарственное страхование. Альтернативой может быть поиск других источников бюджетного и внебюджетного финансирования[40]
2.3 Финансирование лекарственного обеспечение в РФ
В Российской Федерации обеспечение лекарственными препаратами населения осуществляется с помощью бюджетно-страховой системы. Однако, разделение долей между федеральным бюджетом и средствами, полученными в ходе обязательного медицинского страхования, не равны.
В настоящее время за счет средств федерального бюджета финансируется основная часть расходов по лекарственному обеспечению граждан Российской Федерации. Источниками ассигнования являются средства федерального и региональных бюджетов, средства системы ОМС, личные средства граждан и иные допустимые законодательством источники.
С учетом невозможности повышения процентной ставки ОМС и дефицита бюджета Правительство РФ стремится изыскивать и привлекать дополнительные средства. Так, уже применяется механизм добровольного медицинского страхования и возможно внедрение механизмов соплатежей и накопительной системы. Приоритетным вариантом лекарственного обеспечения является интеграция данных механизмов в существующую систему обязательного медицинского страхования.
3 Комплекс мер по совершенствованию системы лекарственного обеспечения населения РФ
3.1 Проблемы лекарственного обеспечения в РФ и пути решения
Среди множества внешних и внутренних факторов функционирования фармацевтического рынка в регионе можно выделить следующие основные группы:
1. географические (климат, расположение относительно основных торговых путей);
2. экономические (уровень обеспеченности региона ресурсами, научно-технический потенциал, др.);
3. политические (эффективность взаимодействия разных ветвей и уровней власти, уровень политической и национально-религиозной стабильности и т.д.);
4. социально-демографические (уровень жизни населения, отношение населения к реформам, труду, др.);
5. финансовые (степень доступности финансовых средств из бюджетов и банков, уровень развития региональной банковской системы);
6. инфраструктурные (наличие и уровень развития инфраструктуры).
Российская система регионального лекарственного обеспечения остается пока неэффективна: затраты на нее растут, а значительная часть населения не получает нужных препаратов. Одним из важных резервов повышения доступности медикаментозной помощи является анализ проблем региональной лекарственной политики и кардинально изменить ситуацию позволит только запуск фармацевтического (лекарственного) страхования.