Файл: Финансовая политика предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2Организация системы финансового планирования деятельности предприятия


Предприятию требуется современная система управления финансами, базирующаяся на разработке долгосрочной стратегии - бизнес - плана. В бизнес-плане отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе. При этом необходимо учесть влияние внешних факторов, на которые предприятие не может воздействовать:

  • инфляция, уровень безработицы, покупательская способность потребителей, величина процентной ставки за кредит и др.;

  • политические, природные, научно - технические факторы и т.д.).

Бизнес-план должен содержать раздел основных показателей финансово-экономического состояния предприятия; раздел, содержащий информацию о целях деятельности предприятия, определенных количественно, и их достижение по времени. Приводятся данные о продукции, потребности в ней, показатели качества, экономические показатели продукции, характеристики дизайна и результаты его сравнения с другими аналогичными товарами, патентные права, показатели экспорта и его возможности, основные направления совершенствования как потребительских качеств выпускаемой предприятием продукции, так и его ассортиментного состава.

Необходим раздел, характеризующий производственно - технологическую и инновационную политику предприятия и содержащий информацию:

  • об объеме выпуска продукции с начала выпуска и на период от года до пяти лет;

  • о производственных мощностях (баланс мощностей, коэффициенты сменности оборудования и использования мощностей и т.д.);

  • о долгосрочных активах (земля, основные производственные фонды, их состояние и потребность);

  • о технологическом уровне производства, его соответствии современным требованиям, развитии НИОКР;

  • о контроле за производственным процессом, гарантиях качества продукции, анализе причин, потерь и простоев в производстве, методах учета затрат материалов, труда и других элементов себестоимости продукции, таких, например, как брак;

  • о материальном обеспечении производства;

  • об охране окружающей среды.  

На основе принятого бизнес - плана, сформированного с учетом анализа финансово-экономического состояния предприятия, вырабатываются и принимаются решения в системе управления его финансовыми ресурсами.



Примерная схема принятия решений в системе управления финансами показана на рис. 1. (см. Приложение)

Разработку финансового плана целесообразно начинать с прогноза прибыли и убытков, так как, имея данные по прогнозу объема продаж, можно рассчитать необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, определить материальные и трудовые затраты.

Аналогично определяются и другие составные затраты на производство.

Далее разрабатывается прогноз движения (потока) наличных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения наличных средств учитывает приток наличных (поступления и платежи), отток наличных (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит), начальное и конечное сальдо банковского счета.

Необходима разработка прогноза баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета), который и является хорошей проверкой прогноза прибылей, убытков и движения наличных средств. При составлении прогноза баланса учитываются приобретения основных фондов, изменение стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые займы, выпуск акций и других ценных бумаг и т.д.

На этой основе в целях обеспечения платежеспособного состояния предприятия просчитывается его финансовое положение, финансовая стабильность, устойчивость. Результаты анализа относительных показателей и коэффициентов могут вызвать необходимость разработки нового варианта финансового плана, который должен начинаться с выбора заданных значений.

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, необходимо создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из:



  • систем бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия;

  • системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.

Эти системы включают: процессы формирования бюджетов, структуры бюджетов, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов.

Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и всего предприятия необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и смет, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования).

Преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:

1) помесячное планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем ныне действующая система бухгалтерского учета финансовой отчетности, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи во внебюджетные фонды);

2) в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

3) бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.  

В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия необходимо создать следующую сквозную систему бюджетов на предприятии, состоящую из следующих функциональных бюджетов:

  • бюджет фонда оплаты труда;

  • бюджет материальных затрат;

  • бюджет потребления энергии;

  • бюджет амортизации;

  • бюджет прочих расходов;

  • бюджет погашения кредитов;

  • налоговый бюджет.

Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов предприятия.


С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования, занятости) и часть налоговых отчислений.

Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть сторонних платежей предприятия.

Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия, кроме того, фактически амортизационные отчисления могут использоваться в качестве оборотных средств предприятия.

Бюджет прочих расходов позволит экономить на наименее важных финансовых расходах.

Бюджет погашения кредитов и займов позволит осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом - графиком платежей.

Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный и бюджеты других уровней, а также во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинского страхования, занятости и т.д.). Этот бюджет планируется только в целом по предприятию.



3Финансовая политика в антикризисном управлении


Антикризисное управление- это система юридических и организационно-управленческих мер по диагностике. Предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений на предприятии.

Антикризисное финансовое управление предприятием - система принципов, методов разработки и реализации комплекса специальных управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных финансовых последствий.

Предотвращение финансового кризиса на предприятии, эффективное его преодоление и ликвидация негативных последствий кризиса обеспечивается в процессе особой системы финансового менеджмента, которое получило название “антикризисного финансового управления предприятием”.

Главной целью антикризисного финансового управления является восстановление финансового равновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами.

В процессе реализации главной цели финансовое управление предприятием направлено на решение следующих основных задач:

-Своевременное диагностирование предкризисного финансового состояния и принятие необходимых превентивных мер по предупреждению финансового кризиса;

-Устранение неплатёжеспособности предприятия;

-Восстановление финансовой устойчивости предприятия;

-Предотвращение банкротства и ликвидации предприятия;

-Минимизация негативных последствий финансового кризиса предприятия.

Система антикризисного финансового управления базируется на определённых принципах. Основными являются следующие принципы:

-Принцип постоянной готовности реагирования;

-Принцип превентивности действий;

-Принцип адекватности реагирования;

-Принцип комплексности принимаемых решений;

-Принцип альтернативности действий;

-Принцип адаптивности управления;

-Принцип приоритетности использования внутренних ресурсов;

-Принцип оптимальности внешней санации;

-Принцип эффективности.