Файл: Финансовая политика предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основная цель создания предприятия — обеспечение максимиза­ции благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Эта цель выражена в обеспечении максимиза­ции рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эф­фективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений как на самом предприя­тии, так и с контрагентами и государством.

Для реализации главной цели финансовой политики необхо­димо найти оптимальное соотношение между стратегическими задачами:

• максимизация прибыли;

• обеспечение финансовой устойчивости. (Иногда в стратегические цели предприятия включены и внеэкономические составляющие, такие, как мотивация власти, престижа, безопасности собствен­ников, руководства.)

Развитие первого стратегического направления позволяет соб­ственникам получать доход на вложенный капитал, второе на­правление обеспечивает предприятию стабильность и безопас­ность и относится к контролированию риска.

Разработка финансовой стратегии подразумевает определен­ные этапы:

• критический анализ предшествующей финансовой стратегии;

• обоснование (корректировка) стратегических целей;

• определение сроков действия финансовой стратегии;

• конкретизация стратегических целей и периодов их выпол­нения;

• распределение ответственности за достижение стратегичес­ких целей.

Для реализации стратегических целей предприятию необхо­димо решать много тактических задач.

Финансовая тактика— это оперативные действия, направ­ленные на достижение того или иного этапа финансовой страте­гии в текущем периоде.

Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансо­вая тактика связана с реализацией локальных задач управления предприятием. [4,8]

Для обеспечения максимизации прибыли необходимо первое стратегическое направление:

• наращивать объем продаж;

• эффективно управлять процессом формирования рентабель­ности;

• бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ре­сурсами;

• контролировать расходы;

• минимизировать период производственного цикла;

• оптимизировать величину запасов и др.

Второе стратегическое направление подразумевает:

• минимизацию финансовых рисков;

• синхронизацию денежных потоков;


• тщательный анализ контрагентов;

• достаточные объемы денежных средств;

• финансовый мониторинг и др.

Эти два стратегических направления в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с повышенным риском, а отказ от заемного капитала, хранение существенных остатков денежных средств и другие меры по обес­печению финансовой устойчивости снижают рентабельность про­изводства. Таким образом, невозможно максимизировать одно­временно и безопасность, и прибыль.

Необходимо ранжировать стратегические цели, например пу­тем задания весов. При оптимизации структуры капитала, управ­лении текущими активами или любым видом денежных потоков важно правильно выбрать приоритеты развития, так как от этого зависят и степень финансовой устойчивости предприятия, и уро­вень прибыли производства.

Приоритетность стратегических целей периодически меняет­ся как на одном предприятии, так и от предприятия к предпри­ятию. Многие факторы влияют на приоритетность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразде­лить на две категории — внутренние и внешние.

Основные внутренние факторы:

• масштаб предприятия;

• стадия развития самого предприятия;

• субъективный фактор руководства предприятия, собствен­ников.

Масштаб предприятияиграет важную роль. В малых и сред­них предприятиях автономия (самостоятельность) занимает обыч­но доминирующее место. В крупных же предприятиях в стратеги­ческом направлении преобладает норма прибыли, и наибольшее внимание уделено экономическому росту.

Стадия развития предприятиясущественно влияет на ранжи­рование его стратегических целей. Понятие «цикл жизни» позво­ляет определить проблемы, которые возникают у предприятия на протяжении всего периода его развития, и уточнить различные комбинации финансовых задач, которые успешно направляют его деятельность.

В период детства,когда обороты предприятия небольшие, предприятие главным образом сталкивается с проблемами выжи­вания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудно­стей с денежными средствами; ему надо найти средства не только непосредственно на покрытие хозяйственных расходов, но также и на необходимые инвестиции для своего будущего развития. Здесь наибольшую роль играет финансовая устойчивость.



В период юностирост объемов продаж, первые прибыли по­зволяют предприятию решить свои проблемы с денежными сред­ствами, и его руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост.

В период зрелости, когда предприятие уже заняло свою нишу на рынке и способность к самофинансированию довольно значи­тельна, предприятие старается извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дает ему его объем, а также технический и коммерческий потенциалы.

В период старости, когда замедляется рост оборота, вектор стратегического развития предприятия снова перемещается в сто­рону финансовой устойчивости.

Кроме того, вектор стратегического развития предприятия зависит и от субъективного фактора. Как правило, основные цели формируют собственники предприятия. На крупных предприя­тиях, когда собственников много, например крупное акционер­ное общество, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Действительно, несмотря на то, что акционеры напрямую не принимают деловые решения, осо­бенно ежедневные, они остаются верны предприятию, пока удов­летворены их интересы.

Внешние факторытакже оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели предприятия. В частности, со­стояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на главные параметры функционирования предприятия.

Таким образом, финансовая политика — это всегда поиск ба­ланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.

Финансовая политика предприятия не может быть незыбле­мой, определенной раз и навсегда. Напротив, она должна быть гибкой и корректироваться в ответ на изменения внешних и внут­ренних факторов.

1.3 Основные этапы формирования политики предприятия


Финансовую политику предприятия можно еще охарактери­зовать как определенный алгоритм действий для достижения глав­ной цели предприятия, который предполагает реализацию после­довательных этапов и включает различные инструменты и меха­низмы.

Содержание финансовой политики многогранно и имеет сле­дующие этапы:

1. Определение стратегических направлений развития.

2. Планирование:

• стратегическое;

• оперативное;

• бюджетное.

3. Разработка оптимальной концепции управления:

• капиталом;

• активами;

• денежными потоками;

• ценами;

• издержками.

4. Контроль:

• проверка выполнения планов;

• сравнительный анализ;

• ревизии;

• аудит.

Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и крат­косрочные. Наиболее существенное различие состоит во времен­ных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика призвана принимать решения, влияющие на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как пра­вило, больше года. Например, стратегическое планирование пред­полагает решение по закупке оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет. Краткосроч­ная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до одного года или на период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев. Так, краткосрочные финансовые решения принимают, когда компания заказывает производствен­ные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, син­хронизирует денежные потоки и т.д.

Финансовая политика учитывает многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных за­дач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанав­ливает директивы для изменений и роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных финансовых компонентов. Краткосрочная финансовая политика связана главным образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства.

Разработку и реализацию финансовой политики нужно по­стоянно контролировать. Очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.

1.4.Субъекты и объекты финансовой политики


Финансовая политика — основа процесса управления финан­сами предприятия. Ее главные направления определяют учреди­тели, собственники, акционеры предприятия. Однако реализация финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляющих финансовые решения.

Реализуют финансовую политику на предприятиях по-разно­му. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов пред­приятия.

Субъектами управления на малых предприятиях могут высту­пать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предпо­лагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекают внешних экс­пертов и консультантов.

На средних предприятиях текущую финансовую деятельность могут осуществлять внутри других подразделений (бухгалтерия, планово-экономический отдел и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и сред­несрочное распределение прибыли) принимает генеральная ди­рекция фирмы.

В крупных компаниях есть возможность расширить организа­ционную структуру, кадровый состав и достаточно четко диффе­ренцировать полномочия и ответственность между:

• информационными органами: юридическая, налоговая, бух­галтерская и другие службы;

• финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюд­жетирования и т.д.;

• контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.

Ответственным за постановку проблем финансового характе­ра, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения выступает, как правило, финансовый директор. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для предприятия, он является лишь советником высшего управлен­ческого персонала.

На крупных предприятиях структура разработки и реализа­ции финансовой политики может быть централизованной или децентрализованной. Однако даже в условиях децентрализован­ной структуры финансовая деятельность остается жесткой в стра­тегических направлениях развития.

Основные объекты управления имеют следующие направления: