Файл: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования мурманской области институт развития образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематическое планирование
№
Наименование тем
Количество часов общее теория практика
1-2
Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности. Основы работы с 3D-ручкой
3 2
1 3 Простое моделирование
24 3
22 4 Создание сложных3D-моделей
24 1
23 5
Творческая мастерская.
Работа над собственным проектом.
Подготовка к выставке
12 12 6 Выставка
1
-
1
ВСЕГО:
64
19
Программа внеурочной деятельности по черчению
для детей младшего школьного возраста
«Черчение юных» (3-4 класс)
Виноградов Николай Александрович,
учитель черчения
МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 10»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию
Федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС).
Внеурочная деятельность – «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает в соответствии со своими желаниями и потребностями, – это хорошая возможность восполнить пробел в существующей системе среднего образования РФ. Именно здесь имеются наиболее оптимальные возможности для формирования юного гражданина, его социализации и развития творческих способностей.
Традиционно в начальной школе геометрический материал используется как объект вычислений, измерений, построений, а не как предмет для специального анализа, моделирования. Широкое использование в различных областях науки, техники и производства метода моделирования значительно повышает роль пространственного мышления. Способность действовать на основе пространственных представлений становится одним из важнейших качеств, необходимых для успешного овладения различными видами профессиональной деятельности. Характер и содержание пространственных образов, условия их создания, преобразования в процессе деятельности существенно усложняются. Поэтому развитие пространственного мышления является ныне предметом глубокого и всестороннего анализа. Знание графики и умение владеть ее приемами – показатель общей культуры человека.
Графика – это международный язык, на котором говорят профессионалы всего мира: инженеры, ученые, архитекторы, строители, дизайнеры.
Графическую грамотность можно определить, как способность оперировать понятиями, связанными с визуализацией информации, умение точно и быстро передавать информацию с помощью графических средств.
Элементарные навыки графического образования ребенок начинает получать, находясь в дошкольных учреждениях. В начальной школе азы графических построений присутствуют на уроках математики, технологии, изобразительного искусства.
Ребята могут перечислить названия геометрических фигур, отмерить определенной длины отрезок, определить
20 острый, прямой и тупой углы. Но это лишь эпизодическое обращение к отдельной самостоятельной науке «Графика». Знания носят фрагментарный характер, иногда подкрепляясь практикой, что не позволяет изучать предмет в системе.
К сожалению, школьное образование практически исключает возможность получить полноценные знания по данному направлению, так как предмет «Черчение», где изучается графика, отменен и внесен в курс технологии одним из его разделов.
На всех этапах жизни ребенка движение рук играет важнейшую роль.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 5 до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Освоение начальных графических знаний и первичных практических умений связано с развитием пространственных представлений, совершенствованием мелкой моторики, отработкой ритмичности, плавности движения руки. Помимо этих традиционных задач, программа предполагает формирование графического навыка освоения и использования детьми ряда мыслительных операций: анализа – синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Особенности графической грамотности в младшем школьном возрасте состоят в том, что дети сосредотачивают свое внимание на множество деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения («откуда начинать, куда вести, где закончить»).
Данный курс предполагает обучить младших школьников приемам работы с чертежными инструментами, познакомить с правилами выполнения геометрических построений, построения геометрических фигур, геометрических тел и их разверток. А также курс предполагает научить практическому применению и использованию разверток геометрических тел в их практической жизни.
Одной из задач программы является интеграция начального общего и дополнительного образования, а также повышение эффективности образовательных программ, связанных графическими основами (математика, технология, окружающий мир, ИЗО).
Предметная область «Черчение» и проектная деятельность на уровне начального общего образования обеспечивают развитие творческого потенциала детей и изобретательства, а также являются мотивирующим фактором для освоения других предметных областей.
21
Наряду с этим при решении мотивирующих учащегося задач формируется настойчивость и трудолюбие.
С целью формирования технологического мышления создается образовательная среда, позволяющая приобрести компетенции, необходимые для дальнейшего развития, проектной и исследовательской деятельности.
Технологическое образование на уровне начального общего образования включает следующие направления:
1) практическое знакомство с материальными технологиями прошлых эпох, с художественными промыслами народов России, в том числе в интеграции с изобразительным искусством, технологиями быта;
2) применение ИКТ при изучении всех учебных предметов, включая набор текста, поиск информации в сети Интернет, компьютерный дизайн, анимацию, видеосъемку, измерение и анализ массивов данных;
3) освоение в рамках предметной области «Математика и информатика» основ программирования для виртуальных сред и моделей;
4) проектирование и изготовление самодельных приборов и устройств для проведения учебных исследований, сбора и анализа данных, в том числе компьютерного, при изучении учебного предмета «Окружающий мир»;
5) во внеурочной деятельности и дополнительном образовании организуются образовательные путешествия (экскурсии), где учащиеся знакомятся с трудовыми процессами, технологической оснащенностью общества.
Цели курса:
обучение приемам работы с чертежными инструментами: линейкой, угольником, циркулем, транспортиром;
закрепление знаний, полученных на уроках математики, и применение их в практической деятельности;
развитие пространственного воображения и конструкторской смекалки;
формирование интереса к изучению точных наук на основе использования игровых моментов в ходе занятий;
облегчение изучения курса черчения в средней школе.
В процессе обучения предполагается комплексное решение ряда задач:
формирование пространственного мышления как важной составной части интеллектуального развития;
выявление, обобщение, систематизация и углубление уже имеющихся пространственных представлений, полученных на уроках математики, окружающий мир, ИЗО и технологии;
22
овладение практическими умениями при измерении, построении плоских фигур с помощью чертежных измерительных инструментов и изготовлении геометрических тел в процессе конструктивной и преобразующей деятельности.
Освоив содержание курса, учащиеся должны иметь представления о возможностях применения чертежных инструментов, методов построения геометрических фигур, тел и их разверток, их практическое использование, о правилах безопасной работы, правилах санитарии и гигиены.
Знать / понимать:
правила безопасной работы с инструментами, приспособлениями;
правила санитарии, гигиены и режима работы;
способы геометрических построений линий, углов, фигур, тел, разверток геометрических тел;
способы использования разверток геометрических тел на практике;
способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы.
Уметь:
изучать способы геометрических построений и методы использования приобретенных знаний;
применять изученные технологии при изготовлении изделий;
применять на практике правила безопасной работы с инструментами, оборудованием и приспособлениями, правила санитарии, гигиены и режима работы;
оценивать возможности геометрических построений и их использования в практической деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения практических задач в повседневной жизни;
самостоятельного анализа формы предмета;
рационального использования способов геометрических построений;
проектирования материальных объектов; повышения эффективности своей практической деятельности; организации работы при индивидуальной и коллективной формах работы.
Для реализации содержания обучения все теоретические положения дополняются и закрепляются выполнением практических и исследовательских работ. Навыки, полученные на занятиях, помогут учащимся в решении творческих задач, определять возможности использования геометрических форм в практической деятельности.
23
Выполнение практических заданий по всем темам курса способствует закреплению полученных знаний, навыков и умений для выполнения итоговой работы – творческого проекта по использованию геометрических построений и тел, и его презентации.
Программа развивающего обучения составлена для учащихся 3-4 класса
(10-12 лет) по направлениям внеурочной деятельности, таких как
«общеинтеллектуальное» и «общекультурное», и рассчитана на 2 года (68 часов). Виды занятия (графические построения и моделирование форм) поставлены с учетом возрастных особенностей учащихся. Конечная цель программы ориентирована на плавный и постепенный переход учащихся в среднее звено школы и подготовку их к самостоятельной жизни и изучения черчения в средней школе. Знания учащихся по завершении курса проверяются выполнением творческого задания и его презентации.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения кружка «Черчение юных» отражают:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
овладение минимально достаточным для курса объёмом средств и форм графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения кружка
«Юный чертёжник» учтены требования Федерального государственного
24 образовательного стандарта основного образования к личностным, метапредметным результатам, предметным требованиям индивидуализации обучения.
Личностные результаты:
1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
2. Готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию.
3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4. Первоначальные представления о черчении как сфере человеческой деятельности, об этапах его развития, о его значимости для развития цивилизации.
5. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
6. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
7. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
8. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
9. Сформированность основ российской, гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
11. Готовность и способность учащихся к формированию ценностно- смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
1. Планирование процесса познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи, проектируя свое личное образовательное пространство.
3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
25 4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества.
6.
Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.
7. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
8. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные.
9. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных.
10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
14. Владение основами самоконтроля, самооценки.
15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
16.
Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
17. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учащимися группы, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Учащиеся научатся:
- основам графической грамотности;
- приёмам деления отрезка и окружности на равные части;
- приемам построения сопряжений;
- основам формообразования;
- определять геометрические формы предметов;
№
Наименование тем
Количество часов общее теория практика
1-2
Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности. Основы работы с 3D-ручкой
3 2
1 3 Простое моделирование
24 3
22 4 Создание сложных3D-моделей
24 1
23 5
Творческая мастерская.
Работа над собственным проектом.
Подготовка к выставке
12 12 6 Выставка
1
-
1
ВСЕГО:
64
19
Программа внеурочной деятельности по черчению
для детей младшего школьного возраста
«Черчение юных» (3-4 класс)
Виноградов Николай Александрович,
учитель черчения
МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 10»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию
Федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС).
Внеурочная деятельность – «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает в соответствии со своими желаниями и потребностями, – это хорошая возможность восполнить пробел в существующей системе среднего образования РФ. Именно здесь имеются наиболее оптимальные возможности для формирования юного гражданина, его социализации и развития творческих способностей.
Традиционно в начальной школе геометрический материал используется как объект вычислений, измерений, построений, а не как предмет для специального анализа, моделирования. Широкое использование в различных областях науки, техники и производства метода моделирования значительно повышает роль пространственного мышления. Способность действовать на основе пространственных представлений становится одним из важнейших качеств, необходимых для успешного овладения различными видами профессиональной деятельности. Характер и содержание пространственных образов, условия их создания, преобразования в процессе деятельности существенно усложняются. Поэтому развитие пространственного мышления является ныне предметом глубокого и всестороннего анализа. Знание графики и умение владеть ее приемами – показатель общей культуры человека.
Графика – это международный язык, на котором говорят профессионалы всего мира: инженеры, ученые, архитекторы, строители, дизайнеры.
Графическую грамотность можно определить, как способность оперировать понятиями, связанными с визуализацией информации, умение точно и быстро передавать информацию с помощью графических средств.
Элементарные навыки графического образования ребенок начинает получать, находясь в дошкольных учреждениях. В начальной школе азы графических построений присутствуют на уроках математики, технологии, изобразительного искусства.
Ребята могут перечислить названия геометрических фигур, отмерить определенной длины отрезок, определить
20 острый, прямой и тупой углы. Но это лишь эпизодическое обращение к отдельной самостоятельной науке «Графика». Знания носят фрагментарный характер, иногда подкрепляясь практикой, что не позволяет изучать предмет в системе.
К сожалению, школьное образование практически исключает возможность получить полноценные знания по данному направлению, так как предмет «Черчение», где изучается графика, отменен и внесен в курс технологии одним из его разделов.
На всех этапах жизни ребенка движение рук играет важнейшую роль.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 5 до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Освоение начальных графических знаний и первичных практических умений связано с развитием пространственных представлений, совершенствованием мелкой моторики, отработкой ритмичности, плавности движения руки. Помимо этих традиционных задач, программа предполагает формирование графического навыка освоения и использования детьми ряда мыслительных операций: анализа – синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Особенности графической грамотности в младшем школьном возрасте состоят в том, что дети сосредотачивают свое внимание на множество деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения («откуда начинать, куда вести, где закончить»).
Данный курс предполагает обучить младших школьников приемам работы с чертежными инструментами, познакомить с правилами выполнения геометрических построений, построения геометрических фигур, геометрических тел и их разверток. А также курс предполагает научить практическому применению и использованию разверток геометрических тел в их практической жизни.
Одной из задач программы является интеграция начального общего и дополнительного образования, а также повышение эффективности образовательных программ, связанных графическими основами (математика, технология, окружающий мир, ИЗО).
Предметная область «Черчение» и проектная деятельность на уровне начального общего образования обеспечивают развитие творческого потенциала детей и изобретательства, а также являются мотивирующим фактором для освоения других предметных областей.
21
Наряду с этим при решении мотивирующих учащегося задач формируется настойчивость и трудолюбие.
С целью формирования технологического мышления создается образовательная среда, позволяющая приобрести компетенции, необходимые для дальнейшего развития, проектной и исследовательской деятельности.
Технологическое образование на уровне начального общего образования включает следующие направления:
1) практическое знакомство с материальными технологиями прошлых эпох, с художественными промыслами народов России, в том числе в интеграции с изобразительным искусством, технологиями быта;
2) применение ИКТ при изучении всех учебных предметов, включая набор текста, поиск информации в сети Интернет, компьютерный дизайн, анимацию, видеосъемку, измерение и анализ массивов данных;
3) освоение в рамках предметной области «Математика и информатика» основ программирования для виртуальных сред и моделей;
4) проектирование и изготовление самодельных приборов и устройств для проведения учебных исследований, сбора и анализа данных, в том числе компьютерного, при изучении учебного предмета «Окружающий мир»;
5) во внеурочной деятельности и дополнительном образовании организуются образовательные путешествия (экскурсии), где учащиеся знакомятся с трудовыми процессами, технологической оснащенностью общества.
Цели курса:
обучение приемам работы с чертежными инструментами: линейкой, угольником, циркулем, транспортиром;
закрепление знаний, полученных на уроках математики, и применение их в практической деятельности;
развитие пространственного воображения и конструкторской смекалки;
формирование интереса к изучению точных наук на основе использования игровых моментов в ходе занятий;
облегчение изучения курса черчения в средней школе.
В процессе обучения предполагается комплексное решение ряда задач:
формирование пространственного мышления как важной составной части интеллектуального развития;
выявление, обобщение, систематизация и углубление уже имеющихся пространственных представлений, полученных на уроках математики, окружающий мир, ИЗО и технологии;
22
овладение практическими умениями при измерении, построении плоских фигур с помощью чертежных измерительных инструментов и изготовлении геометрических тел в процессе конструктивной и преобразующей деятельности.
Освоив содержание курса, учащиеся должны иметь представления о возможностях применения чертежных инструментов, методов построения геометрических фигур, тел и их разверток, их практическое использование, о правилах безопасной работы, правилах санитарии и гигиены.
Знать / понимать:
правила безопасной работы с инструментами, приспособлениями;
правила санитарии, гигиены и режима работы;
способы геометрических построений линий, углов, фигур, тел, разверток геометрических тел;
способы использования разверток геометрических тел на практике;
способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы.
Уметь:
изучать способы геометрических построений и методы использования приобретенных знаний;
применять изученные технологии при изготовлении изделий;
применять на практике правила безопасной работы с инструментами, оборудованием и приспособлениями, правила санитарии, гигиены и режима работы;
оценивать возможности геометрических построений и их использования в практической деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения практических задач в повседневной жизни;
самостоятельного анализа формы предмета;
рационального использования способов геометрических построений;
проектирования материальных объектов; повышения эффективности своей практической деятельности; организации работы при индивидуальной и коллективной формах работы.
Для реализации содержания обучения все теоретические положения дополняются и закрепляются выполнением практических и исследовательских работ. Навыки, полученные на занятиях, помогут учащимся в решении творческих задач, определять возможности использования геометрических форм в практической деятельности.
23
Выполнение практических заданий по всем темам курса способствует закреплению полученных знаний, навыков и умений для выполнения итоговой работы – творческого проекта по использованию геометрических построений и тел, и его презентации.
Программа развивающего обучения составлена для учащихся 3-4 класса
(10-12 лет) по направлениям внеурочной деятельности, таких как
«общеинтеллектуальное» и «общекультурное», и рассчитана на 2 года (68 часов). Виды занятия (графические построения и моделирование форм) поставлены с учетом возрастных особенностей учащихся. Конечная цель программы ориентирована на плавный и постепенный переход учащихся в среднее звено школы и подготовку их к самостоятельной жизни и изучения черчения в средней школе. Знания учащихся по завершении курса проверяются выполнением творческого задания и его презентации.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения кружка «Черчение юных» отражают:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
овладение минимально достаточным для курса объёмом средств и форм графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения кружка
«Юный чертёжник» учтены требования Федерального государственного
24 образовательного стандарта основного образования к личностным, метапредметным результатам, предметным требованиям индивидуализации обучения.
Личностные результаты:
1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
2. Готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию.
3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4. Первоначальные представления о черчении как сфере человеческой деятельности, об этапах его развития, о его значимости для развития цивилизации.
5. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
6. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
7. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
8. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
9. Сформированность основ российской, гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
11. Готовность и способность учащихся к формированию ценностно- смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
1. Планирование процесса познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи, проектируя свое личное образовательное пространство.
3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
25 4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества.
6.
Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.
7. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
8. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные.
9. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных.
10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
14. Владение основами самоконтроля, самооценки.
15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
16.
Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
17. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учащимися группы, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Учащиеся научатся:
- основам графической грамотности;
- приёмам деления отрезка и окружности на равные части;
- приемам построения сопряжений;
- основам формообразования;
- определять геометрические формы предметов;