Файл: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования мурманской области институт развития образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
44 учащимся возможность найти себя в одном из них и наиболее полно реализовать свои способности.
Овладев различными технологиями декоративно-прикладного творчества, учащиеся смогут создавать высокохудожественные изделия и получат возможность для личностного роста благодаря участию в конкурсах, выставках, научно-практических конференциях.
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся через освоение различных видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда из различных материалов;
развитие у учащихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование интереса к декоративно-прикладным видам деятельности;
ознакомление с различными технологиями рукоделия, основами знаний в области композиции, цветоведения;
развитие творческого мышления, эстетического и художественного вкуса;
воспитание уважения к народным традициям, любви к прекрасному в искусстве;
воспитание целеустремлённости, аккуратности, трудолюбия, бережливости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;
формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию.
На реализацию программы отводится 2 часа в неделю (одно занятие из двух уроков), всего 68 часов в год. Занятия проводятся в группах наполняемостью до 12-15 человек. Срок реализации программы - 2 года.
Содержание программы соответствует современным образовательным технологиям и обеспечивает обучение, воспитание и развитие учащихся, осуществляет гармоничную связь многих видов деятельности: познавательной, художественной, предметной, коммуникативной, физической и др.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
45
развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и творческого самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации обучения и воспитания.
Содержание программы объединяется в отдельные модули, каждый из которых предполагает изучение теоретического материала и организацию практических занятий. Большее количество времени отводится на практическую деятельность учащихся. В теоретической части учащиеся получают сведения из истории рукоделия, знакомятся с материалами и инструментами для работы, условными обозначениями, правилами техники безопасности. Выполняя практические работы, учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, учатся выполнять изделия с использованием различных технологий рукоделия.
Содержание каждого модуля строится по следующему алгоритму:
- исторический аспект;
- связь с современностью;
- освоение основных технологических приемов и способов обработки материалов, выполнение практических заданий;
- изготовление творческих работ.
Первый год обучения:
1 модуль – работа с фетром;
2 модуль – бисероплетение;
3 модуль – свит-дизайн;
4 модуль – флористика.
Второй год обучения:
1 модуль – вязание крючком;
2 модуль – вышивка лентами;
3 модуль – фом-арт;
В конце каждого года обучения выделено время для работы над творческим проектом по собственному замыслу. Для его реализации учащиеся вправе выбрать любую из изученных технологий.
Программа предполагает работу с учащимися 10–15 лет. В зависимости от уровня подготовленности учащихся предлагается выполнение различных по сложности изделий.
С целью более глубокого усвоения программы и развития мотивации учащихся к творческому поиску предполагается участие в различных выставках и конкурсах.
При проведении занятий используются различные методы и приемы обучения:
словесные (объяснение, рассказ, беседа);
46
наглядные (показ, демонстрация изделий, иллюстраций, таблиц, фото- и видео мастер-классов, видеофильмов и др. наглядных пособий);
практические;
поисковые;
объяснительно-иллюстративные;
проблемно-мотивационные;
метод творческих проектов.
При проведении занятий применяются различные формы обучения. Чаще всего это индивидуальная форма работы с учащимися, а также фронтальная и групповая. Программа предусматривает проведение экскурсий. Формы и методы обучения соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества, их выбор зависит от содержания учебного материала и поставленных задач.
Планируемые результаты реализации программы
При освоении программы курса обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов деятельности учащихся.
Личностные результаты освоения программы творческой мастерской
«Калейдоскоп рукоделия»:
готовность и способность учащихся к саморазвитию и са- мообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
стремление внести красоту в домашний быт;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в творческой и познавательной деятельности;
47
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе работы с изделием;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
Предметные результаты:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства;
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения технологических задач;
распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;
владение методами чтения и способами графического представления технологической информации;
применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
владение способами научной организации труда, формами
48 деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;
сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
1 2 3 4 5
Тематическое планирование
Первый год обучения
№
Тема занятий
Кол-во часов
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
2
Работа с фетром (8 ч)
2
Виды фетра. Особенности раскроя деталей. Приемы и способы обработки
2 3
Изготовление сувениров из фетра
2 4
Объемные цветы из фетра
2 5
Изготовление украшений из фетра
2
Бисероплетение (14 ч)
6
История бисерного рукоделия. Материалы и инструменты. Цветовые решения в работе
2 7
Плетение простейших цепочек. Изготовление фенечек
2 8
Параллельное плетение на леске. Выполнение объёмных игрушек
2 9
Плетение объёмных игрушек
2 10
Параллельное плетение на проволоке. Техника плетения цветов и листьев
2 11
Изготовление изделий в технике параллельного плетения
2 12
Изготовление изделий в технике параллельного плетения
2
Свит-дизайн (10 ч)
13
Понятие о свит-флористике. Материалы и инструменты в свит- дизайне
2 14
Объемное конструирование из бумаги. Способы крепления конфет
2 15
Технология изготовления различных цветов
2 16
Технология изготовления различных цветов
2 17
Оформление цветочных композиций
2
Флористика (20 ч)
18
Флористика. Плоскостные и объёмные композиции из природных материалов
2 19
Композиции из засушенных растений
2
49 20
Аппликация и объёмное плетение из соломки. Материалы и инструменты для работы
2 21
Изготовление плоскостных композиций из соломки
2 22
Изготовление плоскостных композиций из соломки
2 23
Виды работы с берестой
2 24
Роспись по бересте
2 25
Изготовление сувениров и картин из бересты
2 26
Изготовление сувениров и картин из бересты
2 27
Художественное конструирование из природных материалов
2
Творческий проект по собственному замыслу (8 ч)
28
Работа над проектом. Аналитический этап
2 29
Работа над проектом. Конструкторский этап
2 30
Работа над проектом. Технологический этап
2 31
Работа над проектом. Заключительный этап. Защита проекта
2 32-
33
Экскурсии (4 ч)
4 34
Итоговое занятие
2
Итого
68
Второй год обучения
№
Тема занятий
Кол-во часов
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
2
Вышивка лентами (16 ч)
2
Многообразие вышивки, её история. Материалы и инструменты для вышивания
2 3
Технология выполнения простых швов
2 4
Базовые приёмы вышивания цветов и листьев. Виды стежков
2 5
Особенности работы по принту
2 6
Выбор сюжета для вышивания. Подбор материалов для работы
2 7
Вышивание выбранных сюжетов
2 8
Вышивание выбранных сюжетов
2 9
Вышивание выбранных сюжетов
2
Вязание крючком (20 ч)
10
Художественное вязание крючком, его разновидности. Материалы и инструменты
2 11
Основные приёмы вязания крючком. Условные обозначения
2 12
Плотные узоры крючком
2 13
Вязание плотных узоров
2 14
Изготовление сувениров в технике вязания крючком (прихватка, игрушка)
2 15
Изготовление сувениров в технике вязания крючком (прихватка, игрушка)
2 16
Ажурное вязание. Чтение схем
2
50 17
Выполнение изделий ажурным вязанием
2 18
Выполнение изделий ажурным вязанием
2 19
Выполнение изделий ажурным вязанием
2
Технология фом-арт (14 ч)
20
Виды и свойства фоамирана. Оборудование и инструменты для работы
2 21
Способы обработки фоамирана
2 22
Фом-флористика. Изготовление декоративных цветов из фома
2 23
Изготовление реалистичных цветов из фома
2 24
Объемные изделия из фоамирана
2 25
Объемные изделия из фоамирана
2 26
Объемные композиции из фоамирана
2
Творческий проект по собственному замыслу (10 ч)
27
Работа над проектом. Аналитический этап
2 28
Работа над проектом. Конструкторский этап
2 29
Работа над проектом. Технологический этап
2 30
Работа над проектом. Технологический этап
2 31
Работа над проектом. Заключительный этап. Защита проекта
2 32-
33
Экскурсии (4 ч)
4 34
Итоговое занятие
2
Итого:
68
Содержание программы
1 год обучения
Вводное занятие.
Знакомство с программой творческой мастерской. Виды декоративно- прикладного творчества. Роль ДПИ в жизни человека. Народные ремесла и промыслы, традиции и современность. Демонстрация изделий, иллюстраций, раскрывающих основные направления в художественной обработке различных материалов.
Оборудование рабочего места. Безопасные приемы труда и санитарно- гигиенические правила. Инструктаж по охране труда.
Работа с фетром (8 ч).
Теоретические сведения
История возникновения изделий из фетра. Виды фетра, его свойства.
Инструменты и приспособления, правила работы с ними. Правила раскроя деталей из фетра. Способы соединения деталей в изделии. Виды швов, их классификация. Применение ручных швов для соединения деталей и отделки
51 изделий из фетра. Ручные швы «вперед иголку», «назад иголку», «петельный»,
«тамбурный», «стебельчатый», «козлик». Практическое применение изделий из фетра.
Практическая деятельность
Выполнение швов на фетре. Закрепление нити разными способами.
Создание эскизов. Изготовление выкроек для изделий. Подбор фетра и декоративных материалов (бисер, пайетки, стразы и др.) в соответствии с эскизом изделия. Изготовление сувениров из фетра (магнит, подвеска, игольница, игрушка, чехол для телефона, органайзер для рукоделия и т.п.).
Объемные цветы из фетра. Изготовление украшений из фетра (серьги, броши, заколки, колье и др.).
Бисероплетение (14 ч).
Теоретические сведения
История бисерного рукоделия.
Современные направления в бисероплетении. Основы цветоведения. Теплые и холодные цвета. Правила сочетания цветов в изделии. Виды бисера, его особенности. Материалы и инструменты для работы. Различные способы плетения из бисера.
Наращивание проволоки и лески в процессе работы. Условные обозначения в схемах бисероплетения.
Практическая деятельность
Плетение простейших цепочек способом «в крестик», «колечки», их чередованием. Изготовление фенечек. Плетение по схемам. Изготовление объемных игрушек и браслетов способом параллельного плетения на леске.
Крепление фурнитуры. Плетение плоских фигурок. Изготовление цветов с использованием техники параллельного плетения и французской техники плетения из бисера. Выполнение отдельных элементов цветов – лепестков, листьев. Сборка изделий.
Свит-дизайн (10 ч).
Теоретические сведения
Понятие «Свит-дизайн». Способы оригинального оформления подарков с помощью конфет. Технология выполнения цветов. Форма конфет. Способы крепления конфет. Подбор необходимых материалов и инструментов для работы. Основы построения композиции.
Практическая деятельность
Подготовка гофрированной бумаги, вырезание лепестков. Изготовление различных цветов – тюльпана, астры, хризантемы, розы, ромашки и др.
Изготовление фантазийных цветов из бумаги. Создание декоративных и вспомогательных элементов для оформления композиции.