Файл: Девятая. Проектирование асинхронных машин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 383

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
п

Окончательное число витков в фазе обмотки
w1 = Uп Z1/ (2am). (9.20)
Окончательное значение линейной нагрузки, А/м,
А = 2I1номwim / (πD). (9.21)
Оно, как правило, незначительно отличается от принятого ранее, так как его изменение определяется только отношением рассчитанного по (9.19) и принятого числа эффективных проводников в пазу uп Полученное значение А нужно сопоставить с рекомендуемым (.м.рис. 9.22— 9.24).

Схему обмотки статора выбирают в зависимости от мощности машины, ориентируясь на конструкцию и предполагаемую техноло­гию укладки обмотки в пазы. Машины мощностью до 12.. .15 кВт в большинстве случаев имеют однослойную концентрическую обмот­ку из круглого провода. В машинах большей мощности обмотки выполняют двухслойными, а при механизированной укладке приме­няют одно-двухслойные или двухслойные концентрические обмот­ки, которые могут быть уложены в пазы без подъема шага. Все обмотки из прямоугольного провода выполняют только двухслой­ными, равнокатушечными.

Обмоточный коэффициент kоб = kp ky рассчитывают в зависимости от числа пазов на полюс и фазу q и укорочения шага обмотки β = yрасч / τ, где урaсч — расчетный шаг, определяемый по формулам, приведенным в § 3.6, в зависимости от типа обмотки.

В двухслойных обмотках асинхронных двигателей шаг выполня­ют в большинстве случаев с укорочением, близким к β = 0,8.

После расчета kоб1 уточняют значение потока Ф, Вб:

Ф = (9.22)
и определяют индукцию в воздушном зазоре Вδ, Тл:
Вδ = . (9.23)
Если полученное значение Вδ выходит за пределы рекомендуе­мой области (см. рис. 9.22 — 9.24) более чем на ± 5 %, следует принять другое значение числа uп и повторить расчет.

Если линейная нагрузка и индукция в воздушном зазоре при принятом числе пазов и эффективных проводников в пазу находятся в рекомендуемых пределах, переходят к расчету сечения эффектив­ного проводника и обмоточного провода.

Сечение эффективных проводников, м2, определяют, исходя из тока одной параллельной ветви и допустимой плотности тока в об­мотке:
qэф1 = I1ном / (аJ
1) . (9.24)
С точки зрения повышения использования активных материалов плотность тока J1 должна быть выбрана как можно большей, но при этом возрастают потери в меди обмотки. Увеличение потерь сказывается, во-первых, на повышении температуры обмотки и, во-вторых, на КПД двигателя. В асинхронных двигателях общего назначения при принятой в них системе косвенного охлаждения влияние плотности тока на нагрев обмотки более существенно, чем на КПД. На этом основании определены качественные зависимости допустимой плотности тока в обмотках различных машин. Она по­вышается с уменьшением габаритов машины, с увеличением допус­тимого нагрева обмотки при переходе на другой, более высокий класс нагревостойкости изоляции и с повышением интенсивности охлаждения (например, в машинах защищенного исполнения по сравнению с закрытыми обдуваемыми двигателями).

Нагрев пазовой части обмотки зависит от произведения линей­ной нагрузки на плотность тока (AJ). Поэтому выбор допустимой плотности тока производят с учетом линейной нагрузки двигателя:
J1 = (AJ) / A. (9.25)
Значения (AJ) для асинхронных двигателей различных исполне­ния и мощности приведены на рис. 9.27.

Для всыпных обмоток могут быть использованы обмоточные провода диаметром не более 1,8 мм, однако в современных двигате­лях для повышения надежности обмотки и упрощения ее укладки в пазы используют провода меньшего диаметра. В обмотках, предназ­наченных для механизированной укладки, диаметр изолированного провода обычно берут не более 1,4 мм, а при ручной укладке (двига­тели с h > 160 мм) — не более 1,7 мм.

Если расчетное сечение эффективного проводника в машинах со всыпной обмоткой выше значений, соответствующих указанным диаметрам, то эффективный проводник делят на несколько элемен­тарных. Для этого по табл. П 3.1 подбираются сечение qэл и число элементарных проводников nэл, составляющих один эффективный, таким образом, чтобы диаметр dэл элементарных проводников не выходил за указанные пределы, а их суммарная площадь сечения была близка к расчетному сечению эффективного проводника:
qэлnэл = qэф. (9.26)
В обмотках из круглого провода число элементарных проводни­ков может быть взято до 8—10, но при большом nэл возрастают тех­нологические трудности намотки катушек, поэтому в современных машинах стремятся уменьшить число элементарных проводников в одном эффективном до 6—8, для чего увеличивают число паралле­льных ветвей. В двухполюсных двигателях n

эл увеличивают, поско­льку число параллельных ветвей в них не может быть более двух.

При проектировании машин с обмоткой из прямоугольного провода сечение каждого проводника не должно быть взято более 17...20 мм2, так как в этом случае становится заметным возрастание потерь на вихревые токи.

Если расчетное значение qэф > 20 мм2, то прямоугольные провод­ники подразделяют на элементарные так, чтобы qэл ≤ 17...20 мм2.

В обмотках из прямоугольного провода, укладываемых в открытые пазы, nэл обычно не более 2. При nэл = 2 они располагаются на одном уровне по высоте паза (см. рис. 3.7). Обмотку с четырьмя элементарными проводниками (см. рис. 3.7, 6) в асинхронных двигателях применяют редко. Если обмотка выполняется из под­разделенных катушек, которые укладывают в полуоткрытые пазы (см. рис. 3.6, б), то всегда образуются два элементарных проводни­ки, так как катушки, расположенные на одной высоте в пазу, соеди­няются параллельно (см. § 3.2).



Рис. 9.27. Средние значения произведения AJ

асинхронных двигателей со степенью защиты:

а — IP44, h ≤132 мм; б — IP44, h = 160...250 мм;

в — IP44 h=280...355 мм (при продуваемом рото­ре);

г — IP23, h = 160...250 мм;

д — IP23, h = 280...355 мм; е — IP23, при Uном=6000 В
При прямоугольных обмоточных проводах сечение эффективно­го проводника не должно превышать 35...40 мм2, поэтому при боль­шом номинальном токе в таких машинах выполняют наибольшее возможное число параллельных ветвей.

По одной и той же площади поперечного сечения прямоуголь­ных проводников их линейные размеры а х b могут быть различны, поэтому окончательный выбор обмоточного провода производят одновременно с расчетом размеров зубцовой зоны.

После окончательного выбора qэл, nэл и а следует уточнить плот­ность тока в обмотке, которая может несколько измениться по срав­нению с предварительно принятой при подборе сечений элементар­ных проводников:
J1 = I1ном / (аqэл nэл). (9.27)
На этом расчет обмотки статора заканчивается. Некоторая кор­ректировка, которая может потребоваться в ходе последующего расчета, как правило, не вносит существенных изменений в получен­ные данные.
9.6. РАСЧЕТ РАЗМЕРОВ ЗУБЦОВОЙ ЗОНЫ СТАТОРА
Размеры пазов в электрических машинах должны быть выбра­ны таким образом, чтобы, во-первых, площадь поперечного сече­ния паза соответствовала количеству и размерам размещаемых в нем проводников обмотки с учетом всей изоляции и, во-вторых, чтобы значения индукций в зубцах и ярме статора находились в определенных пределах, зависящих от типа, мощности, исполне­ния машины и от марки электротехнической стали сердечника. Конфигурация пазов и зубцов определяется типом обмотки, ко­торый, в свою очередь, зависит от мощности, номинального на­пряжения и исполнения машины. Расчет размеров зубцовой зоны проводят по допустимым индукциям в ярме и в зубцах статора (табл. 9.12).


Обмотка из прямоугольного провода укладывается в прямоуго­льные пазы (рис. 9.28). Боковые стенки таких пазов параллельны, поэтому зубцы статора имеют трапецеидальное сечение, и индукция в них неравномерна. Обычно задаются значениями допустимой ин­дукции в ярме статора Ва и индукцией .Bzmax в наиболее узком сече­нии зубца bzmin либо индукцией Bz1/3 в сечении зубца с шириной bz1/3, взятом на расстоянии, равном 1/3 его высоты от наиболее уз­кой части зубца (см. рис. 9.28).

По выбранным значениям индукций определяются:

высота ярма статора, м,
ha = Ф / (2Balст1kст1); (9.28)


Рис. 9.28. К расчету размеров прямоугольных пазов статора:

а – открытых ; б – закрытых

Таблица 9.12. Допустимые значения индукции на различных участках магнитной цепи, Тл.



Участок магнитной цепи


Обозначе­ние

Исполнение IР44 при числе полюсов 2р

Исполнение IP23 при числе полюсов 2р

2

4

6

8

10 и 12

2

4

6

8

10

12

Ярмо статора

Ва

1,4-1,6 1,15-1,35 1,1-1,2

1,45-1,6 1,2-1,4 1,1-1,3

Зубцы статора при постоянном сечении (обмотка из круг­лого провода)

Bz1

1,6-1,9 1,6-1,8

1,8-2,05 1,7-1,95 1,6-1,9

Зубцы статора при наиболее узком сечении:







при полуоткрытых пазах

Bz1max

1,75-1,95

1,9-2,1 1,8-2

при открытых пазах

Bz1max

1,6-1,9

1,7-2

Ярмо ротора:







короткозамкнутого

Bj

≤1,45 ≤1,4 ≤1,2 ≤1

≤1,55 ≤1,5 ≤1,3 ≤1,1

фазного

Bj

≤1,3 ≤1,15 ≤0,9

≤1,4 ≤1,2 ≤1

Зубцы ротора при постоянном сечении (трапецеидальные пазы)

Bz2

1,7-1,95

1,75-2

Зубцы ротора в наиболее узком сечении:







короткозамкнутого

Bz2max

1,5-1,7 1,6-1,9

1,75-2 1,7-1,95

фазного

Bz2max

1,75-2,15 1,7-1,95

1,9-2,2 1,85-2,1



Примечание. Индукции на участках магнитной цепи в большинстве асинхронных двигателей не отличаются от указан­ных в таблице более чем на 5 %.

минимальная ширина зубца, м,