Файл: Закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
)

 -----------------------------------------

При реализации положений статьи 74 Трудового кодекса нужно учитывать, что изменения условий трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с гарантиями, установленными коллективным договором или соглашениями.

---------------------------

В первом случае, когда в коллективном договоре не прописаны основания для назначения гарантий и компенсаций, текст может выглядеть так: «Работникам, работающим по должностям сварщик, слесарь-механик, предоставляются следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада)» или «Работникам, работающим по должностям сварщик, слесарь-механик, предоставляются следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада) за условия труда». При таких формулировках работодателю не удастся отменить предоставляемые компенсации или снизить их размер по итогам специальной оценки, так как пропущено очень важное условие, связывающее их с результатами оценки условий труда – «за работу во вредных и (или) опасных условиях труда». Вне зависимости от класса условий труда на рабочих местах, даже в случае обеспечения оптимальных или допустимых условий труда, гарантии и компенсации должны будут предоставляться в полном объеме.

-------------------------

Второй вариант может предусматривать следующую формулировку: «Работникам предоставляются следующие гарантии и компенсации: ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере семи дней, повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада), сокращенная рабочая неделя продолжительностью 36 часов за работу во вредных и (или) опасных условиях труда». В этом случае, если условия труда признаются оптимальными или допустимыми, гарантии и компенсации подлежат отмене в полном объеме. Однако, если класс условий труда 3.1 или 3.2, то снять, например, сокращенную рабочую неделю не удастся. Таким образом, виды и объем гарантий и компенсаций останутся для всех работников, работающих во вредных условиях труда, едиными вне зависимости от класса (подкласса).

 ----------------------------------------------------------------

 Третий вариант позволяет соблюсти дифференцированный подход к назначению гарантий и компенсаций в зависимости от класса (подкласса) условий труда. На наш взгляд, включение в коллективный договор фразы о том, что гарантии и компенсации назначаются «по результатам СОУТ за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от класса (подкласса) условий труда», обязательно для работодателей, которые не хотят и не могут предоставлять работникам льготы больше положенных по закону.


 --------------------------------------

Если работник отказывается от ознакомления с результатами специальной оценки, он нарушает часть 2 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Рекомендуем составить об этом акт, а также разъяснить работнику, что он вправе обжаловать результаты специальной оценки в судебном порядке и путем обращения в Государственную инспекцию труда. Сам факт ознакомления работника с результатами спецоценки не означает его автоматического согласия с ними. Он вправе обратиться за разъяснениями по вопросам проведенной специальной оценки к работодателю, организации и эксперту, проводившим специальную оценку.
18.Тема занятия: Радиационные аварии.
Радиационная авария (РА) —потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды

1 группа - аварии, которые не приводят к облучению персонала или отдельных лиц из населения или загрязнению производственной и окружающей среды, но создающие реальную опасность переоблучения или загрязнения и требующих расследования причин их возникновения.

2 группа - аварии, в результате которых произошло внешнее облучение персонала и отдельных лиц из населения свыше установленных норм

3 группа - аварии, при которых произошло загрязнение производственной или окружающей среды (выше ПДУ)

4 группа - аварии, в результате которых произошло внешнее и внутреннее облучение персонала и отдельных лиц из населения.

5 группа - аварии, в результате которых произошло внешнее и внутреннее облучение персонала, отдельных лиц из населения и загрязнение окружающей среды (см. группу 3 и 4 настоящей классификации).
Аварии которые произошли
1957 г. – «Каштымская» авария (вблизи г. Каштым Челябинской обл.). Первая в СССР ЧС подобного рода. На химическом комбинате «Маяк» в хранилище радиоактивных отходов взорвалась емкость. Мощность взрыва составила до 100 т в тротиловом эквиваленте. Радио-активное облако прошло над Челябинской, Свердловской и Тюменской областями. Площадь радиоактивного следа составила более 20 ты с. кв. км. Эвакуировано до 12 тыс. человек из 23 населенных пунктов. Количество погибших и пострадавших неизвестно.



1957 г. – Великобритания. Авария на АЭС «Уинд Скейл». В результате пожара сгорело 11 т урана. Радиоактивные осадки загрязнили обширные области Англии и Ирландии. Погибли 13 человек, 260 человек заболели лучевой болезнью. Площадь загрязненной территории составила 500 кв. км

1961 г. – На советской АПЛ К-19 в Северной Атлантике из-за разгерметизации реактора от переоблучения погибли 8 человек, остальные члены экипажа получили различные дозы облучения. Лодка была отбуксирована на базу и поставлена в док на ремонт, который длился два года. Получили облучение рабочие дока, а окружающая док местность оказалась зараженной.

1967 г. – озеро Карачай в Челябинской обл. с 1951 г. использовалось для сброса жидких радиоактивных отходов. Из-за сильного понижении уровня воды и оголившихся участков дна из озера вынесена радиоактивная пыль, которая загрязнила территорию в 1800 кв. км.

1970 г. – г. Горький, завод «Красное Сормово». На строящейся АПЛ К-320 произошел несанкционированный запуск реактора, который проработал на запредельной мощности около 15 секунд. Уровень излучения в цехе составлял десятки тысяч рентген. В ходе ликвидации последствий аварии получили различные дозы облучения более 800 человек, из которых трое умерли от лучевой болезни.

1979 г. – США. Авария на АЭС «Тримал-Айленд» (штат Пенсильвания). Самая крупная радиационная авария на территории США. Из опасной зоны загрязнения было эвакуировано 200 тыс. человек

1987 г. – Бразилия. Из медицинского учреждения похищена деталь, содержащая радиоактивный изотоп цезий-137 в виде хлорида цезия, и сдана в металлолом. На излучавший голубой свет металл приходили смотреть люди и, облучившись, становились источником опасности для других людей. Общее число облученных 245 человек, из которых четверо умерли.

1993 г. – на Сибирском химическом комбинате (г. Северск Томской обл.) произошла авария с выбросом в атмосферу радиоактивного газа. Подверглись облучению 1946 человек.

Международная шкала событий на АЭС:

1. Незначительное происшествие Функциональные отклонения, которые не представляют какого-либо риска, но указывают на недостатки в обеспечении безопасности (отказ оборудования, ошибки персонала, недостатки руководства).

2. Происшествие средней тяжести Отказы оборудования или отклонения от нормальной эксплуатации, которые хотя и не влияют непосредственно на безопасность станции , но способны привести к значительной переоценке мер персонала.


3. Серьезное происшествие Выброс в окружающую среду радиоактивных продуктов в количестве, не превышающем 5-кратный допустимый суточный сброс. Происходит значительное переоблучение работающих (около 50 мЗв). За пределами площадки не требуется принятия заметных мер.

4. Авария в пределах АЭС Выброс радиоактивных продуктов в окружающую среду в количествах, не превышающих дозовые пределы для населения при про- ектных авариях. Облучение работающих около 1 Зв, вызывающее лучевые эффекты.

5. Аварии с риском для окружающей среды Выброс в окружающую среду такого количества радиоактивных продуктов, которое приводит к незначительному повышению дозовых пределов для проектных аварий. Разрушение большей части активной зоны, вызванное механическим воздействием или плавлением. В некоторых случаях требуется частичное введение планов мероприятий по защите персонала и населения.

6. Тяжелая авария Выброс в окружающую среду большого коли чества радиоактивных продуктов, накопленных в активной зоне, в результате которого дозовые пределы для проектных аварий будут превышены, а для запретных не превышены. Требуются широкомасштабные мероприятия для предотвращения серьезных последствий для здоровья населения.

7. Глобальная авария Выброс в окружающую среду большого количества радиоактивных продуктов, накопленных в активной зоне, в результате которого будут повышены дозовые пределы для запроектных аварий
Авария радиационная ПРОЕКТНАЯ -- Авария, исход которой прогнозируется конструкторской документацией и для которой предусматриваются меры по ее предотвращению и ликвидации последствий.

Авария радиационная ЗАПРОЕКТНАЯ --Авария, для которой проектом не предусматриваются инженерно - технические меры, обеспечивающие ограничение облучения людей.

19.Требования НТД при РА

ФЗ-№3 ... Глава V. Обеспечение радиационной безопасности при радиационной аварии

Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь: перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки; критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии; план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности; средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии; медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала)


Статья 20. Обязанности организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии В случае радиационной аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обязана: обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий; проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти, в том числе федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение; принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде; провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии; принять меры по нормализации радиационной обстановки на территории организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, после ликвидации радиационной аварии.

Статья 21. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии

1. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спасательных работ и дезактивации, может быть обусловлено только необходимостью спасения людей и (или) предотвращения еще большего облучения их. Облучение граждан, привлекающихся к ликвидации последствий радиационных аварий, не должно превышать более чем в 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических нормативов облучения для работников (персонала), установленных статьей 9 настоящего Федерального закона.

2. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, допускается один раз за период их жизни при добровольном их согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья.

3. Социальные гарантии за повышенный риск и возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью лиц, привлекаемых для выполнения указанных работ, устанавливаются законодательством Российской Федераци