Файл: Основная часть 5 1 Природа и функции организационной культуры 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3

Человек, по мысли авторов этого подхода, является «твор­цом и распорядителем знаний». При исследовании организаци­онной культуры необходимо отойти от рассмотрения персональ­ных характеристик членов организации, а сосредоточить внима­ние на рассмотрении личности в контексте организационной сре­ды или прошлого опыта организации. Проблема управления при этом будет состоять в переносе индивидуальных условий на ор­ганизационные цели и стратегию. Это станет возможным в том случае, если члены организации в своей жизни будут постоянно руководствоваться определённым, желательным с точки зрения целей организации, набором представлений о мире и об органи­зации.

В рамках феноменологического подхода культура трактует­ся как система таких общественно принятых смыслов, сущест­вующих в данной группе в данное время, совокупность опреде­лённых ограничений, устойчивых форм, настроений и образов, которая интерпретирует ситуацию для индивида. Поэтому руко­водство организации должно сосредоточиться на неуклонном привнесении такой системы представлений в сознание индиви­дов.

1.3 Влияние национальной культуры на организационную культуру
В 60-70-е гг. XX в. произошло столкновение Запада с так называемым «японским вызовом», «японским экономическим чудом». Для ряда американских исследователей стало очевидно, что рационально-нормативистские управленческие теории и ба­зирующиеся на них регуляции трудового поведения и стимули­рования мотивации перестали себя оправдывать. Оказалось, что однотипные управленческие воздействия в различной организа­ционной среде вызывают разные (иногда противоположные) по­веденческие реакции, а способы и методы управления во многом определяются традициями и культурными особенностями.4

Ряд специалистов по управлению были склонны видеть главную причину начавшегося отставания США от Японии в не­совершенстве методов управления. Это стимулировало интерес к изучению организационной культуры как производной от нацио­нальной культуры, особенности которой рассматривались через призму эффективности функционирования организации, методов стимулирования труда, опыта работы с кадрами. Интерес к этой проблематике связывался, прежде всего, со стремлением изучить и по возможности заимствовать те практически полезные с точки зрения обеспечения деятельности организации и успешной кон­куренции, «японские» приемы и способы взаимоотношений, ре­гуляции поведения, механизмы социализации. Характерной чер­той этих исследований было рассмотрение организационной культуры как феномена, формируемого извне, под воздействием, главным образом, национальной культуры.


Для России, в эпоху формирования российского менеджмента, очень важно увидеть и отобрать для применения наиболее эф­фективные черты национальных принципов менеджмента Запада и Востока. Наиболее ярким воплощением восточных принципов менеджмента и влияния национальной культуры на организаци­онную культуру является система японского менеджмента, а за­падных - американского менеджмента.

Американская организационная культура предполагает должностной рост, основанный на личных достижениях, индиви­дуальную ответственность за принятое решение, трудовые отно­шения, ограниченные сроком контракта, делегирование полно­мочий, открытость информации. Японская организационная культура предполагает пожизненную занятость, принятие реше­ния методом согласия, медленный процесс продвижения, осно­ванный на лояльности, неофициальную, но явную систему кон­троля, охватывающую все сферы жизни сотрудника, включая се­мью, и неспециализированную карьеру.5

Основные черты японской системы управления определяет ряд кон­цепций, отсутствовавших в американской модели, - принципы пожизнен­ного найма и старшинства, коллективное принятие решений и т.д. Эти чер­ты считаются наследием феодализма. Японский исследователь С. Ямамото ставит развитие капитализма в Японии в заслугу С. Судзуки (1579-1655 гг.) и Б. Исиде (1685-1744 гг.)

С. Судзуки, бывший самурай и правительственный чиновник, создал социальную этику, базирующуюся на дзен-буддизме. В то время как в феодальной Японии торговля рассматривалась как «необходимое зло», Судзуки видел в ней «благочестивую попытку». Первым условием доверия к торговцу он считал его несгибаемую приверженность честности. Если купец занимается торговлей только с целью получения прибыли, успеха не будет. Удача может сопутствовать ему только в том случае, если он будет планировать и осуществлять свою деятельность исходя из потребностей покупателей и государства, иначе навлечет на себя гнев Будды.

Проповедуя, что труд приравнивается к воздержанию и по своей су­ти есть выражение набожности, С.Судзуки подчеркивал необходимость работать усердно и целеустремленно, чтобы стать Буддой. По мнению С. Ямамото, японцы являются трудолюбивыми, преданными работниками, потому что работа - это их религия, и именно религиозное отношение к труду лежит в основе экономического успеха Японии.

Б. Исида считал получение

прибыли справедливым и благородным делом, если коммерсант искренен в отношениях с покупателями и береж­лив в деле. Людей необходимо поощрять для того, чтобы они могли найти удовлетворение в выполнении рутинной работы. Целесообразный посту­пок, совершенный в рамках функциональной группы, рассматривался как услуга всей общине и государству.

Современный японский стиль управления основывается на принципе старшинства, который существовал всегда. Подмастерьям не полагалась оплата, однако их нужды удовлетворялись" и, в конечном счете, они стано­вились частью системы, получив возможность работать в качестве незави­симых ремесленников. Это служило мотивацией для усердного труда, изу­чения ремесла и лояльности по отношению к фирме.6

Система того времени способствовала распространению компаний, связанных между собой по типу общины. Каждая мастерская (или компа­ния) управлялась как общинное подразделение, связующей силой которого был дух общины. Поэтому необходимость в установлении правил или предписаний компании отсутствовала, каждое подразделение функциони­ровало как семья, разделяя ответственность и вознаграждение. По мнению ряда исследователей, и сейчас в японских фирмах правила не играют осо­бой функциональной роли. Они создаются и применяются с целью сохра­нения традиционных систем консенсуса и старшинства.

В Японии контракт служит средством поддержания системы консен­суса. Если контракт противоречит социальным нормам, достигаемым и поддерживаемым благодаря консенсусу, он лишен юридической силы. Де­тальный контракт между японцами до сих пор остается редким явлением, для заключения его достаточно данного слова. Когда индивид выполняет какую-либо функцию, он служит общине, наполняясь в ходе ее осуществ­ления общинным духом. А так как целью японской компании - общины являются долгосрочное развитие навыков работников и повышение эффек­тивности их труда, то вполне закономерными оказываются пожизненный найм и система старшинства.

Поскольку японскому менеджменту изначально присуща религиоз­ная ориентация, многие компании располагают собственными храмами. Фактически у каждой крупной корпорации есть девиз или лозунг с религи­озным оттенком, провозглашающий принцип гармонии, искренности, стремление к постоянной, добросовестной работе.7


Концепция служения Судзуки/Исиды имеет важное значение для по­нимания психологии современных японских бизнесменов. Большинство из них верит, что компания, главной задачей которой является поддержание собственного существования, т.е. получение прибыли, рано или поздно об­речена на провал.

Нередко институциональная основа создания консенсуса в трудовом процессе объясняется через понятие wa, или гармонии. Она включает в се­бя взаимное доверие и сотрудничество между управлением и наемным трудом, гармоничные отношения между работниками всех уровней, вза­имную ответственность, безграничную преданность компании, гарантию работы, независимость от конкуренции со стороны коллег по работе, кол­лективную ответственность как за принятые решения, так и за результаты. Эта система мышления и поведения является частью японской культуры, и ее невозможно познать в школах бизнеса или на семинарах. Тем не менее большинство компаний требует, чтобы вновь принятые на работу сотруд­ники прошли интенсивные курсы по изучению принципов wa.

В условиях высокой степени централизации управления в довоенный период основное внимание руководителей и владельцев компаний направ­лялось на тщательный подбор управленческого персонала. Было распро­странено мнение, что «люди выше организации». В поисках нужных кад­ров менеджеров корпорация «Мицуи» перешла к найму лучших выпускни­ков наиболее престижных университетов Японии. Именно в этот период родилась фраза «хорош, как люди из "Мицуи"». Отношение руководства к вопросам совершенствования организации управления в довоенный пери­од выражают слова Т.Дана: «нет нужды рисовать организацию компаний; люди, которые могут, могут; те же, кто не могут, - просто не могут».

В компании «Мацусита дэнки», созданной в 1917 г., по мере расши­рения ее деятельности, основатель фирмы К. Мацусита столкнулся с про­блемой усложнения задач по координации работы многочисленных под­разделений. В 1934 г. он произвел реорганизацию, предусматривавшую внедрение дивизиональной структуры по производственному признаку. К. Мацу сите принадлежит также авторство многих нововведений: формули­рование миссии компании, введение практики пожизненного найма, став­шей впоследствии одним из основных принципов японской системы управления, и т.п. Поэтому японцы почитают его как «бога менеджмента».


2 Организационная культура и результативность деятельности



В процессе своего функционирования организация получает разнообразные результаты, в той или иной степени характери­зующие реализацию ею своей собственной миссии и целей. Можно выделить четыре уровня результатов деятельности в за­висимости от тесноты их связи с реализацией миссии организа­ции (Приложение А).

Результаты первого уровня. Это конечные результаты дея­тельности организации. Степень реализации миссии организа­ции в них проявляется непосредственно. Достижение этих результатов обладает самоценностью. Для предприятий, функцио­нирующих в рыночном секторе экономики, в качестве таких ре­зультатов выступают, например, прибыль и экспансия на рынке.

Результаты второго уровня. Это характеристики конечного продукта, созданного организацией (вещи, услуги, информа­ция): качество и имидж данного продукта на рынке, объем про­изводства и уровень себестоимости. Эти результаты — промеж­уточные и самоценностью не обладают. Но без их достижения невозможно получение конечных результатов деятельности ор­ганизации.

Результаты третьего уровня. Это характеристики эффек­тивности процесса создания конечного продукта по таким на­правлениям, как использование оборудования и других орудий деятельности, расходование материальных и энергетических ре­сурсов, использование человеческого потенциала и существую­щих организационных систем. В итоге эти результаты предопре­деляют основные параметры конечного продукта, а через них и конечные результаты деятельности организации.

Результаты четвертого уровня. Это характеристики рацио­нального формирования и развития самой организации, осу­ществляющей создание данного конечного продукта, и отдель­ных ее составляющих: подсистемы материально-вещественных факторов деятельности, подсистемы личностных факторов, под­системы функционально-коммуникационных факторов.

Организационная культура обеспечивает реализацию миссии и целей организации на каждом из четырех уровней формирова­ния результатов деятельности. Результаты первого уровня