Файл: Основная часть 5 1 Природа и функции организационной культуры 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ко­нечные результаты деятельности, определяются не только теми свойствами, которые конечный продукт получил в процессе про­изводства, но и теми ценностями и ориентирами деятельности, которые регулируют процесс перехода этого продукта из сферы производства в сферу потребления. При одних и тех же потребительских свойствах продукции и ее себестоимости воз­можна ориентация как на получение максимальной прибыли «сегодня», так и на максимальную экспансию на рынке «завтра», но при условии недополучения «сегодняшней» прибыли. Выбор того или иного ориентира деятельности в данном случае будет определяться господствующим на предприятии типом организа­ционной культуры. Для динамических активных культур наи­большую ценность представляет результат, отражающий пер­спективу и характеризующий процесс развития. Для них экс­пансия на рынке «завтра» важнее максимальной прибыли «се­годня». И вполне естественна ориентация на экспансию экстравертных конфронтационных культур и культур вторже­ния. Напротив, предприятия с пассивной, статической, интра­вертной и пассивно открытой культурой в большей степени ори­ентированы на получение максимально возможной прибыли «се­годня». Это позволит им минимизировать риск и избежать неже­лательной активности во внешней деятельности.8

На втором уровне решается задача: каким образом при задан­ной эффективности функционирования организации добиться наилучших характеристик конечного продукта. Эту задачу раз­ные организационные культуры также решают по-своему. Одни культуры позволяют получить наилучшие потребительские свойства конечного продукта, в полной мере соответствующие запросам потребителей. Это относится к динамическим, экстравертным и активно открытым на входе и на выходе культурам. Другие культуры, такие, как статические, интравертные и пас­сивно открытые, обладают замедленной, а часто и неадекватной реакцией на изменения внешней среды. В результате создание продуктов, соответствующих спросу потребителей, оказывается невозможным. Поэтому для организаций, в которых господству­ют такие культуры, вполне возможно сочетание высокой эф­фективности непосредственно процесса производства с низкой конечной результативностью деятельности в целом.

Организационная культура оказывает определяющее влия­ние и на установление приоритетов тех или иных свойств ко­нечного продукта. Так, одни культуры ориентированы на произ­водство более высококачественной, но относительно дорогой продукции. Примером могут послужить культуры японских предприятий. Другие культуры, напротив, ориентированы на производство более дешевой, хотя и менее качественной продук­ции. Здесь в качестве примера можно привести культуру китай­ских предприятий. Для первых культур высшая ценность — ка­чество, для вторых — низкая себестоимость. Без кардинального изменения организационной культуры невозможен переход не только от китайской дешевизны к японскому качеству, но и от японского качества к китайской дешевизне.


Проблема третьего уровня: обеспечение эффективности дея­тельности самой организации, осуществляющей создание данно­го конечного продукта. Использовать потенциал организации можно в большей или меньшей степени. Соответственно боль­шими или меньшими будут возможности получения конечного результата ее деятельности. Степень и формы использования по­тенциала организации определяются ценностями и ориентира­ми, зафиксированными в основах соответствующей организаци­онной культуры. Можно выделить следующие виды организаци­онной культуры с точки зрения эффективности использования потенциала организации.

1. Культура бездеятельного использования. Это культура, которая не обеспечивает полного использования ресурсов орга­низации: трудовых, материальных, финансовых и т.п. При этом часть ресурсов, таких, например, как рабочее время, просто без­возвратно теряется. Чаще всего это несубординированная куль­тура, слабая, статическая, интравертная, закрытая или пассивно открытая.

2. Культура полного экстенсивного использования. Ресурсы организации расходуются полностью, но только по тому кругу свойств, использование которых не требует высокой напряжен­ности и интенсивности деятельности функционирующей систе­мы. Это может быть культура абсолютного лидерства или бази­рующаяся на практическом опыте культура объективистского типа. Она обычно статическая, пассивная и интравертная, но при этом может быть сильной или даже гиперсильной.

3. Культура нерационального интенсивного использования. Более полное использование полезных ресурсов организации до­стигается за счет ее более напряженного и интенсивного функ­ционирования. При этом ориентация на повышение целесооб­разности деятельности по существу отсутствует. Такие культуры базируются на практическом опыте, а в решении новых вопросов полагаются на интуицию. Они сильные, динамичные и даже конфронтационные. Во внешних отношениях они часто выступают как культуры вторжения, но во внутренних — это обычно куль­туры послушания. Именно для них в наибольшей мере характер­на культура абсолютного лидерства.

4. Культура рационального неинтенсивного использования. Для такой культуры характерна опора на научные знания. Это культура динамическая и активная, но не очень сильная, склон­ная к конформизму и заимствованию из чужих культур. Обычно это культура объективистского типа, но может быть и культурой компетентного лидерства, ограниченного соблюдением принци­па: декларируемое послушание — фактическая самостоятель­ность. Общая эффективность деятельности организаций при­мерно та же, что и функционирующих на основе культуры нера­ционального интенсивного исследования. Однако ее потенци­альные возможности несравненно выше: обеспечив интенсифи­кацию использования ресурсного потенциала, организация по сути перейдет к следующему, самому эффективному виду функ­ционирования, обеспечивающему получение наиболее высоких конечных результатов.



5. Культура рационального интенсивного использования. Это сильная, динамическая, активная, экстравертная, активно открытая и на входе, и на выходе культура. Чаще всего это куль­тура умеренного компетентного лидерства, реальных деклара­ций, сочетания инициативы и ответственности за результат, на­учных знаний и практического опыта. Именно благодаря этим своим качествам она позволяет полностью реализовать тот по­тенциал, которым обладает организация и который может быть увеличен только за счет дальнейшего развития и совершенство­вания самой организации.9

Задача 4-го уровня: обеспечить рациональность формирова­ния и развития самой организации. Последняя будет тем рацио­нальнее, чем в большей мере ее потенциал будет ориентирован на максимизацию конечных результатов деятельности. Возмож­ность решения этой задачи существенно зависит от типа и уров­ня развития соответствующей организационной культуры. Можно выделить следующие направления обеспечения рацио­нальности формирования организации, по каждому из которых влияние организационной культуры является определяющим.

1. Взаимосоответствие между компонентами организации:

  • подсистемы материально-вещественных факторов деятель­ности (материально-энергетических, технико-технологических),

  • подсистемы личностных факторов деятельности (персона­ла, состава членов организации),

  • подсистемы функционально-коммуникационных факторов деятельности (организационных, финансово-экономических, ин­формационных, социально-психологических).

Высокую результативность может иметь только такая систе­ма функционирования, все компоненты которой находятся в гар­моничном непротиворечивом единстве. Наилучшим образом обеспечить формирование такой подсистемы может сильная культура компетентного лидерства или сильная умеренно объек­тивистская культура, основанная на научных знаниях и опыте, инициативе и ответственности всех членов организации.

Существенная дисгармония между компонентами организа­ции резко снижает ее позитивный потенциал. Достижение высо­ких конечных результатов деятельности становится невозможным. Как правило, такое положение характерно для культур динамичес­ких, но слабых и конформистских, находящихся в большой внеш­ней зависимости и практически всегда неориентированных. Чаще всего это культуры субъективистского типа: несубординированные либо некомпетентного лидерства.


2. Соответствие потенциала организации количественным и качественным характеристикам создаваемого конечного про­дукта. Полное соответствие может обеспечить только целена­правленная культура объективистского типа и компетентного лидерства, базирующаяся на научных знаниях и практическом опыте и последовательно соблюдающая принцип реальности деклараций. Поскольку конечный продукт обычно предназначен для потребления за пределами данной организации, то такая культура должна быть также активной, экстравертной, открытой на входе и выходе.

Наоборот, потенциал организации будет мало соответство­вать требованиям рациональности и характеристикам конечного продукта, если формирование будет обеспечивать слабая, стати­ческая, неориентированная, закрытая, интравертная культура. Не в состоянии обеспечить создание эффективного потенциала организации несубординированные культуры и культуры неком­петентного лидерства. Потенциал может быть, во-первых, недо­статочным (что характерно для слабых статических культур), во-вторых, не соответствующим по качественным параметрам (что характерно для интравертных и закрытых культур), в-тре­тьих, чрезмерным (что характерно для культур некомпетентного лидерства).

3. Установление ориентации на развитие организации и уси­ление потенциала. Создание организации, ориентированной только на количественное увеличение потенциала, т.е. на про­стое расширение, может обеспечить культура сильная и динами­ческая, но базирующаяся преимущественно на практическом опыте. В условиях рыночной экономики такая культура обычно еще и интравертна.

Организации, ориентированные на качественное развитие по­тенциала, формируются обычно на основе культур сильных, ди­намических, целенаправленных и экстравертных, активно от­крытых на входе и на выходе (вторжения и заимствования), де­лающих ставку не столько на практический опыт, сколько на на­учные знания. Обычно это культуры компетентного лидерства или умеренно объективистские культуры.10

Слабые, статические, закрытые, несубординированные куль­туры способны обеспечить формирование только таких органи­заций, которые не ориентированы на развитие и не способны к усилению своего потенциала.

Создание и развитие организации включают также формиро­вание и корректировку соответствующей организационной культу­ры, являющейся по существу ее программным блоком, определяю­щим поведение и возможности развития в различных ситуациях. Поэтому одним из результатов четвертого уровня является сама организационная культура, последовательно формируемая и из­меняемая в процессе функционирования организации. Важно, чтобы была сформирована такая организационная культура, ко­торая была бы способна наилучшим образом обеспечивать реа­лизацию миссии организации.


Формирование организационной культуры — это результат, обладающий определенной самостоятельностью по отношению к другим результатам функционирования организации. Возможна ситуация, когда текущие результаты растут, но при этом создает­ся нерациональная с точки зрения обеспечения будущей дея­тельности организационная культура. Например, в условиях малодинамичной среды организации удается получить высокие текущие результаты за счет повышения степени закрытости. Од­нако в перспективе, когда среда начнет динамично изменяться, закрытая организационная культура приведет к кризису органи­зации.

Рациональное формирование организационных культур воз­можно только при соблюдении определенных правил.

1. Тип организационной культуры должен в наибольшей сте­пени соответствовать миссии организации. Для реализации оп­ределенных миссий целесообразно формирование вполне опре­деленных типов организационной культуры. Так, для предпри­ятий, миссия которых состоит в максимизации прибыли и экс­пансии на рынке, требуется активная, экстравертная и открытая культура; для общин, стремящихся к сохранению самобытности и существующих устоев, — статическая, интравертная культура; для организаций, реализующих скрытые цели, — культура, закры­тая на выходе и т.д. При этом можно заметить, что некоторые типы культур (слабые, конформистские, несубординированные, неори­ентированные) противопоказаны для реализации любой миссии.

2. Необходимо учитывать особенности мегакультуры, со­ставной частью которой является культура данной организации. Это относится как к национальной культуре, так и к региональ­ной или отраслевой. Полезные для реализации миссии организа­ции черты мегакультуры, такие, как бережливость, аккуратность, исполнительность, обязательность, требовательность к себе и другим, умение ценить время, желание и умение учиться, долж­ны быть максимально использованы. Сложнее обстоит дело с теми чертами мегакультуры, которым нужно оказать противо­действие: недисциплинированность, попустительство, леность, неуважение к знаниям и чужому труду, расточительство и др. С одной стороны, не следует вступать в прямую конфронтацию с мегакультурой. Последняя обычно является более сильной, чем культура организации. Ее воздействие через контакты с другими организациями, через влияние, оказываемое на членов организа­ции, через прием новых членов осуществляется непрерывно, и предотвратить его невозможно.