Файл: Содержание Введение Раздел Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, скорее, наоборот.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать преподаватель на занятии, чтобы сохранить психическое здоровье обучающихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока.
Концепцию здоровьесберегающего обучения можно выстроить следующей логической цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение-
- Направлено на – обеспечение психического здоровья обучающихся.
- Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
- Достигается через – учет особенностей группы (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на занятии; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения обучающихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
- Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Оценка этих направлений:
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность студента, стараться обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.
Личность студента превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся и преподавателей.
На своих занятиях я ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности студента, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья студента.
Проявления гуманного отношения к студентам, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к обучающимся, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом обучающигося на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику обучающихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Технология уровневой дифференциации обучения.
Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому студенту и уделять внимание сильному.
Сильные обучающиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
К числу здоровье сберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития обучающихся».
Отличительные особенности этой технологии также применяю на занятиях.
Основное внимание, которого состоят в следующем:
1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, «бегущие огоньки» (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).
2) важная особенность занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих студентов. Для этого я использую подвижные карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле преподавателя оказаться в любой точке аудитории и которые студенты должны найти и использовать в своей работе, а также специальные крепления, позволяющие переключать зрение студентов с ближних целей на дальние.
Раздел 3. Наиболее оптимальная здоровье сберегающая организация учебного процесса на основе нормативных документов
Выдержки из СанПина:
ГЛАВА 3. ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ И ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ
53. Направление основного светового потока естественного освещения в учебных помещениях должно быть левостороннее.
Стены, потолки, полы, оборудование учебных помещений должны иметь матовую поверхность теплых тонов.
57. Во избежание уменьшения светоотражения ограждающих поверхностей плакаты, стенгазеты и т. п. следует развешивать на противоположной классной доске стене так, чтобы верхний край этих предметов не располагался выше 1,75 м от пола.
ГЛАВА 4. ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОМУ РЕЖИМУ
73. Учебные помещения должны тщательно проветриваться во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До и по окончании занятий, а также между первой и второй сменами, проводится сквозное проветривание помещений.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
74. Уроки физической культуры и здоровья следует проводить в хорошо аэрируемых залах путем открытия окон с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше + 10 С.
ГЛАВА 5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ
77. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом в соответствии с его ростом, состоянием здоровья, зрения и слуха.
Корректировку рассаживания необходимо проводить 2 раза в год.
Обчающихся с пониженной остротой зрения и слуха рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом — в первый и третий ряды. При достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Обчающихся, пишущих ведущей левой рукой, следует рассаживать за партой парами или по одному, либо слева от «праворукого».
80. Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера.
ГЛАВА.6. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
148. Педагоги, преподаватели физической культуры и здоровья, классные руководители и воспитатели должны иметь информацию о состоянии здоровья обучающихся, учитывать рекомендации врача при организации учебно-воспитательного процесса.
149. Оптимальным является организация уроков в общеобразовательном учреждении в одну смену с 9. 00 (допускается с 8. 00). При невозможности выполнения данного требования целесообразна организация учебных занятий в режиме 6-дневной учебной недели.
150. Продолжительность урока в образовательных учреждениях (в том числе техникумах, колледжах) не должна превышать: — 90 минут (пара). В идеале урок длится – 45 минут.
151. Недельная учебная нагрузка не должна превышать максимально допустимую учебную нагрузку для соответствующих типов образовательных учреждений.
152. Недельная учебная нагрузка образовательных учреждений распределяется на 5 или 6 календарных дней.
155. Учебная нагрузка должна быть рационально распределена по дням недели. Расписание уроков должно составляться с учетом ранговой шкалы трудности предметов.
156. В расписании уроков в течение учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного и статического напряжения (математика, русский язык) с учебными предметами, включающими двигательные и динамические компоненты (физическая культура и здоровье, учебная практика и т. п.).
Уроки, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания не следует проводить на первом и последнем уроках.
158. Контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем образовательного учреждения, не более чем по одному учебному предмету в день в одной группе в часы наивысшей работоспособности. Не рекомендуется проводить контрольные работы в понедельник и субботу. Запрещается проведение контрольных работ на последних уроках.
159. Продолжительность перемен между уроками должна быть не менее 10 мин, после второго или третьего урока — 20-30 минут.
161. Двигательный режим обучающихся должен обеспечиваться системой взаимосвязанных, направленных на удовлетворение биологической потребности в движениях, организационных форм физического воспитания, которые включают:
-уроки физической культуры и здоровья;
-физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
-внеклассные формы занятий физической культурой и спортом;
-внеаудиторную спортивно-массовую работу;
-самостоятельные занятия физическими упражнениями и подвижными играми в семье, на дворовых площадках, стадионах и в парках.
Физическое воспитание обучающихся должно осуществляться в соответствии с образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и программами.
162. Уроки физической культуры и здоровья необходимо проводить в благоприятных условиях окружающей среды.
Целесообразно проведение уроков по физической культуре и здоровью на открытом воздухе при температуре воздуха не ниже -15С и скорости движения воздуха 1−3 м/сек.
163. Распределение обучающихся на группы (основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры) на уроках физической культуры и здоровья должно проводиться на основании состояния здоровья студентов до 15 сентября ежегодно.
167. К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях обучающиеся допускаются с разрешения врача, к туристским походам — с разрешения медицинского работника образовательного учреждения.
168. Медицинский работник совместно с руководителем образовательного учреждения или его заместителем систематически, не реже 1 раза в месяц, осуществляют контроль за организацией и проведением всех форм физического обучения и воспитания обучающихся.
177. В течение учебного года должны устанавливаться каникулы общей продолжительностью не менее 30 дней, в том числе зимние — не менее 14 дней.
Продолжительность летних каникул — не менее 8 недель.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать преподаватель на занятии, чтобы сохранить психическое здоровье обучающихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока.
Концепцию здоровьесберегающего обучения можно выстроить следующей логической цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение-
- Направлено на – обеспечение психического здоровья обучающихся.
- Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
- Достигается через – учет особенностей группы (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на занятии; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения обучающихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
- Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Оценка этих направлений:
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность студента, стараться обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.
Личность студента превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся и преподавателей.
На своих занятиях я ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности студента, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья студента.
Проявления гуманного отношения к студентам, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к обучающимся, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом обучающигося на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику обучающихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Технология уровневой дифференциации обучения.
Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому студенту и уделять внимание сильному.
Сильные обучающиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
К числу здоровье сберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития обучающихся».
Отличительные особенности этой технологии также применяю на занятиях.
Основное внимание, которого состоят в следующем:
1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, «бегущие огоньки» (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).
2) важная особенность занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих студентов. Для этого я использую подвижные карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле преподавателя оказаться в любой точке аудитории и которые студенты должны найти и использовать в своей работе, а также специальные крепления, позволяющие переключать зрение студентов с ближних целей на дальние.
Раздел 3. Наиболее оптимальная здоровье сберегающая организация учебного процесса на основе нормативных документов
Выдержки из СанПина:
ГЛАВА 3. ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ И ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ
53. Направление основного светового потока естественного освещения в учебных помещениях должно быть левостороннее.
Стены, потолки, полы, оборудование учебных помещений должны иметь матовую поверхность теплых тонов.
57. Во избежание уменьшения светоотражения ограждающих поверхностей плакаты, стенгазеты и т. п. следует развешивать на противоположной классной доске стене так, чтобы верхний край этих предметов не располагался выше 1,75 м от пола.
ГЛАВА 4. ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОМУ РЕЖИМУ
73. Учебные помещения должны тщательно проветриваться во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До и по окончании занятий, а также между первой и второй сменами, проводится сквозное проветривание помещений.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
74. Уроки физической культуры и здоровья следует проводить в хорошо аэрируемых залах путем открытия окон с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше + 10 С.
ГЛАВА 5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ
77. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом в соответствии с его ростом, состоянием здоровья, зрения и слуха.
Корректировку рассаживания необходимо проводить 2 раза в год.
Обчающихся с пониженной остротой зрения и слуха рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом — в первый и третий ряды. При достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Обчающихся, пишущих ведущей левой рукой, следует рассаживать за партой парами или по одному, либо слева от «праворукого».
80. Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера.
ГЛАВА.6. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
148. Педагоги, преподаватели физической культуры и здоровья, классные руководители и воспитатели должны иметь информацию о состоянии здоровья обучающихся, учитывать рекомендации врача при организации учебно-воспитательного процесса.
149. Оптимальным является организация уроков в общеобразовательном учреждении в одну смену с 9. 00 (допускается с 8. 00). При невозможности выполнения данного требования целесообразна организация учебных занятий в режиме 6-дневной учебной недели.
150. Продолжительность урока в образовательных учреждениях (в том числе техникумах, колледжах) не должна превышать: — 90 минут (пара). В идеале урок длится – 45 минут.
151. Недельная учебная нагрузка не должна превышать максимально допустимую учебную нагрузку для соответствующих типов образовательных учреждений.
152. Недельная учебная нагрузка образовательных учреждений распределяется на 5 или 6 календарных дней.
155. Учебная нагрузка должна быть рационально распределена по дням недели. Расписание уроков должно составляться с учетом ранговой шкалы трудности предметов.
156. В расписании уроков в течение учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного и статического напряжения (математика, русский язык) с учебными предметами, включающими двигательные и динамические компоненты (физическая культура и здоровье, учебная практика и т. п.).
Уроки, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания не следует проводить на первом и последнем уроках.
158. Контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем образовательного учреждения, не более чем по одному учебному предмету в день в одной группе в часы наивысшей работоспособности. Не рекомендуется проводить контрольные работы в понедельник и субботу. Запрещается проведение контрольных работ на последних уроках.
159. Продолжительность перемен между уроками должна быть не менее 10 мин, после второго или третьего урока — 20-30 минут.
161. Двигательный режим обучающихся должен обеспечиваться системой взаимосвязанных, направленных на удовлетворение биологической потребности в движениях, организационных форм физического воспитания, которые включают:
-уроки физической культуры и здоровья;
-физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
-внеклассные формы занятий физической культурой и спортом;
-внеаудиторную спортивно-массовую работу;
-самостоятельные занятия физическими упражнениями и подвижными играми в семье, на дворовых площадках, стадионах и в парках.
Физическое воспитание обучающихся должно осуществляться в соответствии с образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и программами.
162. Уроки физической культуры и здоровья необходимо проводить в благоприятных условиях окружающей среды.
Целесообразно проведение уроков по физической культуре и здоровью на открытом воздухе при температуре воздуха не ниже -15С и скорости движения воздуха 1−3 м/сек.
163. Распределение обучающихся на группы (основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры) на уроках физической культуры и здоровья должно проводиться на основании состояния здоровья студентов до 15 сентября ежегодно.
167. К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях обучающиеся допускаются с разрешения врача, к туристским походам — с разрешения медицинского работника образовательного учреждения.
168. Медицинский работник совместно с руководителем образовательного учреждения или его заместителем систематически, не реже 1 раза в месяц, осуществляют контроль за организацией и проведением всех форм физического обучения и воспитания обучающихся.
177. В течение учебного года должны устанавливаться каникулы общей продолжительностью не менее 30 дней, в том числе зимние — не менее 14 дней.
Продолжительность летних каникул — не менее 8 недель.