Файл: Содержание Введение Раздел Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА.7. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
179. Гигиеническое обучение и воспитание обучающихся должно осуществляться на уроках в виде обязательной учебной работы, предусмотренной учебными программами (уроках русского языка, биологии, химии, географии, на уроках физической культуры и здоровья, трудового обучения, основ безопасности жизнедеятельности и др.) и во внеклассной деятельности.
180. Основной формой гигиенического обучения и воспитания обучающихся являются занятия по специальным курсам, на которых с обучающимися изучаются основы и осваиваются навыки рационального режима дня и питания, личной и общественной гигиены, охраны зрения и слуха, физической культуры и здоровья, организации рабочего места, профилактики инфекционных болезней, предупреждения формирования вредных привычек, несчастных случаев и т. д.
181. Работа по гигиеническому обучению и воспитанию обучающихся проводится педагогическими и медицинскими работниками образовательного учреждения с привлечением территориальных органов и учреждений госсаннадзора и других организаций здравоохранения.
182. Педагогический персонал обязан требовать от обучающихся выполнения установленного санитарно-противоэпидемического режима, поддержание чистоты помещений и участка, своевременного проветривания учебных помещений, опрятности одежды и обуви, регулярного мытья рук, а также правильной посадки за партами (столами).
183. Вопросы состояния здоровья обучающихся, обеспечения санитарно-эпидемического благополучия в учреждении должны постоянно контролироваться руководителем и медицинскими работниками образовательного учреждения, систематически рассматриваться на заседаниях педагогических советов.
Заключение
Изложенный выше материал показывает, что «применение в обучении здоровьесберегающей технологии» ведет к снижению показателей заболеваемости студентов
, улучшение психологического климата в студенческих и педагогических коллективах.
Преподавателям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение преподавателя, открывается простор для его педагогического творчества.
Так же, хочется отметить, что именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.
На настоящий момент не существует единого проекта по созданию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей педагогической системы. Здоровье должно явиться ведущим и приоритетным направлением в социальном развитии общества.
Изучив особенности использования здоровьесберегающих технологий, можно сказать, что здоровьесберегающие технологии используются в обучении активно и эффективно.
Список источников и литературы:
1. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
2. Дмитриев А.А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. - Красноярск, 1990. - 81с.
3. Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
4. Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А.В. Ахаев. – Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, 2004.
5. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 208с.
6. Народное образование. Российский общественно-педагогический журнал, №6 (№1339), 2004.
7. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
8. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. 3-е изд. перераб. и доп. - Киев: Здоровье, 1989. - 216 с.
9. Брехман И.И. Валеология - Наука о здоровье. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: ФиС, 1990. - 208 с.
10. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни/ Предисл. Н.А. Агаджанян. - М.: RETORIKA-A, 2001. - 560 с.
11. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии. СПб., 1994. - 78 с.
12. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пос. для студ.высш. уч. заведений. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,2000. -192с.
13. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения.- СПб.: Деан, 2000. - 256 с.
14. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пос. для студ. высших. пед. учеб. зав. - М.: Изд. центр "Академия", 2001. - 320 с.
15. Панкова Л.М. Кафедра семьи и здорового образа жизни. СПб., 1994.- 57 с.
16. Тель Л.З. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3 т. Т. 3. - М.: ООО "Издательство АСТ"; "Астель", 2001. - 416 с.
17. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. 2-е изд., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990.
18. Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма: (основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат).
19. Учебник для студентов пединститутов. «Педагогика и психология», 2 — е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986, с.
20. Сухарев А. Г., Цыренова Н. М. Технология, способствующая укреплению здоровья детей: Методическое пособие. — М.: МИОО, 2004.
21. Алексеев С.В., Петленко В.П. Мудрость здоровья. Культура и образ жизни человека. Сб. Медицина. Культура. Философия / Под ред. Юрьева В.К. - СПб., 1994. - 120 с.
22. Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья - М.,1990.
23. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М.,1997. - 87 с.
24. Гуманистический подход к охране здоровья /Отв. Ред. Н.М. Берковитц. - М.: Просвещение, 1998. - 254 с.
25. Дичев Тодор. Здоровье человека ХХI века. - М.,2001. - 350 с.
26. Ильющенков В.В., Берсенева ТА. Здоровье и образование. - СПБ., 2001 - 28 с.
27. Кружилина Т.В., Орехова Т.Ф. Здоровьетворящее образование: Валеологический подход к организации педагогического процесса. // Основы безопасности жизни.-1997.- №2.-С.10-14.
28. Лищук В.А., Мосткова Е. В. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации. Обзор. - М., 1994. - 133 с.
29. Шкларова О.А., Козупица Г.С, Федорахина О.В. Оздоровительные технологии в педагогическом процессе. - Тольятти,- 2001.
30. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2005. - 116 с.
31. Санитарные правила и нормы 2.4.2. 16−33−2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для выявления уровня осведомлённости обучающихся о своём здоровье
1. Как ты считаешь, такие недомогания, как головокружение, головная боль, боли в спине, висках, ногах, усталость глаз, связаны:
*с учебой?
*большим количеством уроков и заданий?
*длинной зимой?
*началом какой-либо болезни, простуды и т. д.?
2. Посещаешь ли ты учебное заведение:
*при насморке и головной боли?
*невысокой температуре?
*кашле и плохом самочувствии?
3. При плохом самочувствии обращаешься ли к врачу?
4. Стараешься ли ты сидеть за партой (столом):
*всегда правильно?
*иногда правильно?
*сидишь как удобно?
5. Режим дня ты соблюдаешь:
*всегда?
*иногда, когда ругают родители?
*встаешь, ложишься, когда захочешь?
6. Твой день начинается:
*с зарядки?
*водных процедур?
*просмотра телевизора?
7. Как ты считаешь, чаще болеют:
*полные люди?
*люди, которые едят много фруктов и овощей?
*люди, которые много двигаются и бывают на улице?
8. Моешь ли ты руки перед едой?
9. Чистишь ли ты зубы:
*утром?
*утром и вечером?
*всегда после еды?
*никогда не чистишь?
10. Ты предпочитаешь есть каждый день:
*бутерброды с чаем?
*чипсы и колу?
*кашу и супы?
*больше фруктов и овощей?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета о состоянии здоровья обучающихся
1. Дата заполнения анкеты
2. Фамилия, имя ребенка
3. Домашний адрес
4. Возраст родителей к моменту рождения ребенка, их профессия:
мать
отец
5. Условия проживания
6. Студент имеет личное место для приготовления уроков и отдыха:
а) да; б) нет.
7. Взаимоотношения в семье:
а) хорошие, сердечные;
б) холодные, напряженные, частые конфликты, ссоры.
8. Особенности воспитания студента в семье:
а) воспитывается в полной благополучной семье;
б) воспитывается в неполной семье (только с матерью, только с отцом);
в) воспитывается в кругу взрослых, его балуют, он может
делать замечания взрослым;
г) воспитывается в очень строгих правилах, гуляет только
под надзором, имеет много запретов;
д) обычно остается один, без надзора в течение дня.
9. Дополнительные нагрузки и увлечения:
а) не имеет;
б) занятия в спортивных секциях;
в) дополнительные занятия.
12. Отметьте перенесенные заболевания:
не болел;
респираторные (простудные) заболевания:
а) редко;
б) часто (более 4 раз в год).
13. Детские инфекции (корь, скарлатина, ветряная оспа, коклюш, паротит (свинка), эпид. гепатит (желтуха) и др. (указать);
перенесенные операции (удаление миндалин, аденоидов), др. (указать).
14. Находили хроническое соматическое заболевание:
а) нет;
б) да (указать, какие и с какого возраста).
15. Наблюдались аллергические реакции (при приеме лекарств, пищи, цветениие растений и др.). Они проявлялись в виде насморка, кашля, слезотечения, кожных высыпаний, отечности лица и др. :
а) да; б) нет.
16. Жалобы — бывают неприятные ощущения в области сердца, боли, чувство замирания:
а) да; б) нет.
17. Приступы затрудненного дыхания:
а) да; б) нет.
18. Отмечаются боли в области живота, тошнота, рвота, изжога, склонность к поносам, запорам:
а) да; б) нет.
19. Бывают длительные повышения температуры до субфебрильных цифр:
а) да; б) нет.
20. Находили отклонения в анализах мочи:
а) да; б) нет.
21. Беспокоят частые головные боли (при физической, умственной нагрузке):
а) да; б) нет;
в) без видимой причины.
22. Часто наблюдаются нарушения сна (трудности засыпания, прерывистый сон, ночные страхи):
а) да; б) нет.
23. Отмечаются повышенная раздражительность, плаксивость, капризность:
а) да; б) нет.
24. Особенности поведения и характера:
а) не отмечаются;
б) беспричинные колебания настроения;
в) склонность к конфликтам, ссорам;
г) повышенная мнительность в отношении своего здоровья или здоровья своих близких;
д) склонность к жестокости, агрессивности в отношении близких, слабых животных;
е) необщительность, замкнутость, трудно заводит друзей;
ж) без разрешения берет чужие вещи, деньги.
25. В какой медицинской группе по физкультуре занимается студент:
а) основная;
б) подготовительная;
в) специальная.
179. Гигиеническое обучение и воспитание обучающихся должно осуществляться на уроках в виде обязательной учебной работы, предусмотренной учебными программами (уроках русского языка, биологии, химии, географии, на уроках физической культуры и здоровья, трудового обучения, основ безопасности жизнедеятельности и др.) и во внеклассной деятельности.
180. Основной формой гигиенического обучения и воспитания обучающихся являются занятия по специальным курсам, на которых с обучающимися изучаются основы и осваиваются навыки рационального режима дня и питания, личной и общественной гигиены, охраны зрения и слуха, физической культуры и здоровья, организации рабочего места, профилактики инфекционных болезней, предупреждения формирования вредных привычек, несчастных случаев и т. д.
181. Работа по гигиеническому обучению и воспитанию обучающихся проводится педагогическими и медицинскими работниками образовательного учреждения с привлечением территориальных органов и учреждений госсаннадзора и других организаций здравоохранения.
182. Педагогический персонал обязан требовать от обучающихся выполнения установленного санитарно-противоэпидемического режима, поддержание чистоты помещений и участка, своевременного проветривания учебных помещений, опрятности одежды и обуви, регулярного мытья рук, а также правильной посадки за партами (столами).
183. Вопросы состояния здоровья обучающихся, обеспечения санитарно-эпидемического благополучия в учреждении должны постоянно контролироваться руководителем и медицинскими работниками образовательного учреждения, систематически рассматриваться на заседаниях педагогических советов.
Заключение
Изложенный выше материал показывает, что «применение в обучении здоровьесберегающей технологии» ведет к снижению показателей заболеваемости студентов
, улучшение психологического климата в студенческих и педагогических коллективах.
Преподавателям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение преподавателя, открывается простор для его педагогического творчества.
Так же, хочется отметить, что именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.
На настоящий момент не существует единого проекта по созданию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей педагогической системы. Здоровье должно явиться ведущим и приоритетным направлением в социальном развитии общества.
Изучив особенности использования здоровьесберегающих технологий, можно сказать, что здоровьесберегающие технологии используются в обучении активно и эффективно.
Список источников и литературы:
1. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
2. Дмитриев А.А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. - Красноярск, 1990. - 81с.
3. Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
4. Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А.В. Ахаев. – Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, 2004.
5. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 208с.
6. Народное образование. Российский общественно-педагогический журнал, №6 (№1339), 2004.
7. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
8. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. 3-е изд. перераб. и доп. - Киев: Здоровье, 1989. - 216 с.
9. Брехман И.И. Валеология - Наука о здоровье. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: ФиС, 1990. - 208 с.
10. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни/ Предисл. Н.А. Агаджанян. - М.: RETORIKA-A, 2001. - 560 с.
11. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии. СПб., 1994. - 78 с.
12. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пос. для студ.высш. уч. заведений. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,2000. -192с.
13. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения.- СПб.: Деан, 2000. - 256 с.
14. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пос. для студ. высших. пед. учеб. зав. - М.: Изд. центр "Академия", 2001. - 320 с.
15. Панкова Л.М. Кафедра семьи и здорового образа жизни. СПб., 1994.- 57 с.
16. Тель Л.З. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3 т. Т. 3. - М.: ООО "Издательство АСТ"; "Астель", 2001. - 416 с.
17. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. 2-е изд., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990.
18. Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма: (основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат).
19. Учебник для студентов пединститутов. «Педагогика и психология», 2 — е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986, с.
20. Сухарев А. Г., Цыренова Н. М. Технология, способствующая укреплению здоровья детей: Методическое пособие. — М.: МИОО, 2004.
21. Алексеев С.В., Петленко В.П. Мудрость здоровья. Культура и образ жизни человека. Сб. Медицина. Культура. Философия / Под ред. Юрьева В.К. - СПб., 1994. - 120 с.
22. Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья - М.,1990.
23. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М.,1997. - 87 с.
24. Гуманистический подход к охране здоровья /Отв. Ред. Н.М. Берковитц. - М.: Просвещение, 1998. - 254 с.
25. Дичев Тодор. Здоровье человека ХХI века. - М.,2001. - 350 с.
26. Ильющенков В.В., Берсенева ТА. Здоровье и образование. - СПБ., 2001 - 28 с.
27. Кружилина Т.В., Орехова Т.Ф. Здоровьетворящее образование: Валеологический подход к организации педагогического процесса. // Основы безопасности жизни.-1997.- №2.-С.10-14.
28. Лищук В.А., Мосткова Е. В. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации. Обзор. - М., 1994. - 133 с.
29. Шкларова О.А., Козупица Г.С, Федорахина О.В. Оздоровительные технологии в педагогическом процессе. - Тольятти,- 2001.
30. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2005. - 116 с.
31. Санитарные правила и нормы 2.4.2. 16−33−2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для выявления уровня осведомлённости обучающихся о своём здоровье
1. Как ты считаешь, такие недомогания, как головокружение, головная боль, боли в спине, висках, ногах, усталость глаз, связаны:
*с учебой?
*большим количеством уроков и заданий?
*длинной зимой?
*началом какой-либо болезни, простуды и т. д.?
2. Посещаешь ли ты учебное заведение:
*при насморке и головной боли?
*невысокой температуре?
*кашле и плохом самочувствии?
3. При плохом самочувствии обращаешься ли к врачу?
4. Стараешься ли ты сидеть за партой (столом):
*всегда правильно?
*иногда правильно?
*сидишь как удобно?
5. Режим дня ты соблюдаешь:
*всегда?
*иногда, когда ругают родители?
*встаешь, ложишься, когда захочешь?
6. Твой день начинается:
*с зарядки?
*водных процедур?
*просмотра телевизора?
7. Как ты считаешь, чаще болеют:
*полные люди?
*люди, которые едят много фруктов и овощей?
*люди, которые много двигаются и бывают на улице?
8. Моешь ли ты руки перед едой?
9. Чистишь ли ты зубы:
*утром?
*утром и вечером?
*всегда после еды?
*никогда не чистишь?
10. Ты предпочитаешь есть каждый день:
*бутерброды с чаем?
*чипсы и колу?
*кашу и супы?
*больше фруктов и овощей?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета о состоянии здоровья обучающихся
1. Дата заполнения анкеты
2. Фамилия, имя ребенка
3. Домашний адрес
4. Возраст родителей к моменту рождения ребенка, их профессия:
мать
отец
5. Условия проживания
6. Студент имеет личное место для приготовления уроков и отдыха:
а) да; б) нет.
7. Взаимоотношения в семье:
а) хорошие, сердечные;
б) холодные, напряженные, частые конфликты, ссоры.
8. Особенности воспитания студента в семье:
а) воспитывается в полной благополучной семье;
б) воспитывается в неполной семье (только с матерью, только с отцом);
в) воспитывается в кругу взрослых, его балуют, он может
делать замечания взрослым;
г) воспитывается в очень строгих правилах, гуляет только
под надзором, имеет много запретов;
д) обычно остается один, без надзора в течение дня.
9. Дополнительные нагрузки и увлечения:
а) не имеет;
б) занятия в спортивных секциях;
в) дополнительные занятия.
12. Отметьте перенесенные заболевания:
не болел;
респираторные (простудные) заболевания:
а) редко;
б) часто (более 4 раз в год).
13. Детские инфекции (корь, скарлатина, ветряная оспа, коклюш, паротит (свинка), эпид. гепатит (желтуха) и др. (указать);
перенесенные операции (удаление миндалин, аденоидов), др. (указать).
14. Находили хроническое соматическое заболевание:
а) нет;
б) да (указать, какие и с какого возраста).
15. Наблюдались аллергические реакции (при приеме лекарств, пищи, цветениие растений и др.). Они проявлялись в виде насморка, кашля, слезотечения, кожных высыпаний, отечности лица и др. :
а) да; б) нет.
16. Жалобы — бывают неприятные ощущения в области сердца, боли, чувство замирания:
а) да; б) нет.
17. Приступы затрудненного дыхания:
а) да; б) нет.
18. Отмечаются боли в области живота, тошнота, рвота, изжога, склонность к поносам, запорам:
а) да; б) нет.
19. Бывают длительные повышения температуры до субфебрильных цифр:
а) да; б) нет.
20. Находили отклонения в анализах мочи:
а) да; б) нет.
21. Беспокоят частые головные боли (при физической, умственной нагрузке):
а) да; б) нет;
в) без видимой причины.
22. Часто наблюдаются нарушения сна (трудности засыпания, прерывистый сон, ночные страхи):
а) да; б) нет.
23. Отмечаются повышенная раздражительность, плаксивость, капризность:
а) да; б) нет.
24. Особенности поведения и характера:
а) не отмечаются;
б) беспричинные колебания настроения;
в) склонность к конфликтам, ссорам;
г) повышенная мнительность в отношении своего здоровья или здоровья своих близких;
д) склонность к жестокости, агрессивности в отношении близких, слабых животных;
е) необщительность, замкнутость, трудно заводит друзей;
ж) без разрешения берет чужие вещи, деньги.
25. В какой медицинской группе по физкультуре занимается студент:
а) основная;
б) подготовительная;
в) специальная.