Файл: Содержание Введение Раздел Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье обучающихся, в рамках которого можно выделить такие обязательные условия, как научно – методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров (включая заботу об их здоровье) и, наконец, достаточное финансовое обеспечение всего проекта.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:
-
организационно - педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии; -
психолого – педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой педагога на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих обучающихся; сюда же относится психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; -
учебно - воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно - воспитательной работы с ними после уроков, просвещение их родителей.
Здоровьесберегающие технологии в работе отдельного педагога можно представить как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности обучающегося к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.
Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:
-
объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация; -
необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих технологий; -
ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье; -
целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внеурочной работы с обучающимися, отслеживание получаемых результатов, как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки; -
содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, обучающихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Под здоровьесберегающими технологиями — понимают систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог —медицинский работник —ученик); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья обучающихся.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии — включают в себя совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Они объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
1.4 Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного. Методика В. Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских образовательных учреждений, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе обучающегося, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья в целом.
Благодаря данной технологии достигается:
1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья обучающихся.
2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.
4. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо юношеской патологии;
5. Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.
6. Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей в стенах учебного учреждения.
К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:
· Режим динамической смены поз.
· Упражнения на зрительную координацию.
·Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.
· Упражнения на мышечно-телесную координацию.
Рассмотрим более подробно каждый из них:
Режим динамической смены поз:
· Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе - 20−25 минут. Обучающийся сидит на уроке 45 минут.
· «Не усади!» — заповедь Базарного. обучающийся должен двигаться.
· «Движение — это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» — писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у обучающихся зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения обучающихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждой личности.
· Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
· поддержание физической, психической активности умственной сферы;
· имеет высокие показатели физического развития здоровья;
· повышается иммунная система;
· улучшаются ростовые процессы;
·развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
· снижается степень низкой склоняемости головы.
Упражнения на зрительную координацию:
· «Никакой преграды глазу!» — еще один принцип В. Ф. Базарного.
Влияние таких упражнений:
· данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции,
· скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни,
· у обучающихся развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация,
· учащиеся становятся зоркими, внимательными.
Очень важно, чтобы каждый обучающийся находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало учебного года по результатам обследования на предмет остроты зрения.
Вывод: Экспериментальные исследования внедрения в обучение технологии В.Ф. Базарного показывают снижение показателей заболеваемости и обострения хронических заболеваний в 2 раза. Незначительно улучшается или остаётся на прежнем уровне развитие творческих способностей, органов чувств и чувственной сферы, функционального состояния систем жизнеобеспечения. Улучшается и психологический климат в коллективе. Активное участие в приобщении обучающихся к сохранению здоровья оказывали и родители, с интересом принимавшие участие в классных и внеклассных мероприятиях. Все эти результаты позволяют рассматривать технологию В. Ф. Базарного как здоровьесберегающую.
1.5. Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике
Проблема здоровья обучающихся сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного обучающегося больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто он должен работать так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью обучающимся.
Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые будут работать с контингентом детей несовершеннолетнего возраста и об отношении педагогов к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Педагог в рассматриваемый период обучения, как никогда в другое время, занимает одно из центральных мест в жизни обучающихся. Он олицетворяет для них всё то новое и важное, что вошло в жизнь в связи с приходом в учебное учреждение.
Пытаясь установить взаимосвязь между отношением педагога к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализацией соответствующего воспитательного воздействия на своих обучающихся, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами педагоги открыто говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на обучающихся.
Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ); владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
Что педагог должен уметь:
1) анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
2) владеть основами здорового образа жизни;
3) устанавливать контакт с коллективом обучающихся;
4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
5) прогнозировать развитие своих обучающихся;
6)моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
7) личным примером учить обучающихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования педагогом средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе, вовлекая обучающихся в систему работы в условиях педагогики получить в начале оздоровления.
Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья группы от медицинских работников и использовать характеристики здоровья обучающихся для дифференцирования учебного материала на уроках, побуждать совместно с родителями юбучающихся к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации. Прежде всего педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения.