Файл: Содержание Введение Раздел Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:
1. Изменение мировоззрения педагога, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону, осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
2. Изменение отношения педагога к обучающимся. Педагог должен полностью принимать обучающегося таким, каков он есть.
3. Изменение отношения педагога к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие обучающихся с максимально сохраненным здоровьем.
Данные направления и определяют пути повышения педагогического мастерства через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с обучающимися.
Системная последовательность приобщения учебного учреждения и каждого педагога к здоровьесберегающим технологиям:
1. Осознание проблемы негативного воздействия учебного учреждения на здоровье обучающихся и необходимости ее незамедлительного разрешения.
2. Признание педагогами своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья обучающихся.
3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций). Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими обучающимися и их родителями.
Как уже оговаривалось выше, государство заинтересовано в том, чтобы образовательные учреждения выпускали здоровую молодежь, которые впоследствии будут в состоянии овладеть необходимыми навыками для предстоящей трудовой деятельности. В связи с этим предусмотрен ряд нормативных документов, которые регламентируют организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с здоровьесбережением.
Это такие документы, как Санитарные правила и нормы 2.4.2. 16−33−2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений», «Медико-педагогический контроль за организацией учебно-воспитательного процесса», и другие.
Таким образом, обучающиеся будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом только тогда, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Закономерно возросло внимание к здоровью обячающихся, потому что состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Естественно, многие сходятся в том, что именно педагог может сделать для студента в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих обучающихся и себе в том числе.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что сберегая здоровье наших студентов — мы заботимся о своём будущем, а значит и о будущем нашего государства.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии — включают в себя совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Они объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Раздел 2. Организация учебного процесса на основе данных о состоянии здоровья обучающихся
2.1 Наиболее оптимальное планирование и организация учебного процесса
Учитывая требования урока с точки зрения здоровьесбережения, схема выстраивания урока будет следующей:
1 этап урока:
Чтобы у обучающихся в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, используются различные психологические установки, в виде оды в введение в профессию, стихотворений, т. е. студентов готовят эмоционально и физически. На этом этапе урока прослеживается заинтересованность студентов к выбранной профессии, ремеслу.
2 этап урока:
Актуализация темы. А на уроках предлагается студентам решить задачи, тесты физкультурно — познавательного и оздоровительного характера.
3 этап урока:
Основной. На учебную перегрузку и утомляемость влияют не столько количество времени, которое студенты проводят за учебными занятиями, сколько другие факторы. Одним из факторов можно считать несформированность у них рациональных способов учебной работы, занятий, которые можно было бы совмещать с физкультурно-оздоровительными мероприятиями.
Следующий и, пожалуй, самый существенный фактор — диспропорция интеллектуального и мотивационного развития.
Неравномерность, нарушенный необходимый баланс между интеллектуальным и мотивационно-потребностным развитием неизбежно приводит к дисгармонии психического и личностного развития, что и выступает одной из существенных причин учебной перегрузки студентов. Для нормального развития и положительного самочувствия обучающийся должен не только уметь учиться, но и хотеть, желать этого.
Кроме физкультурно-оздоровительной работы используется физкультурно-познавательный компонент на общеобразовательных уроках. Он повышает интерес обучающихся к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, а также способствует формированию потребностей в самостоятельной двигательной деятельности.
4 этап урока:
Итог. Работая над благоприятной эмоциональной сферой в группе. Ребята отражают своё настроение на уроках с помощью оценки своего настроения: «Как я ощущаю себя на уроке», которая имеется у каждого обучающегося.
Необходимо составлять расписание уроков с учётом работоспособности студентов и трудности предметов. Стараться соблюдать их двигательный режим на уроках и перемене.
О благоприятном завершении этапа обучения младшего можно говорить тогда, когда студент хочет учиться, может (умеет) учиться, верит в свои силы, ему хорошо, интересно, комфортно в образовательном учреждении.
Вывод: Правильно спланированный и организованный урок с позиции здоровьесбережения, оказывает положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в образовательном учреждении.
-
Методы и приёмы, используемые в учебно-воспитательном процессе, с учётом здоровьесбережения обучающихся
Строить учебный процесс нужно так, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки студентов. Если они будут меньше болеть, то это повлияет на их успешность обучения. Все педагоги во время уроков проводят физкультминутки, в ходе которых обучающиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.
Требования к проведению физкультминуток:
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Виды физкультминуток:
— Упражнения для снятия общего или локального утомления;
— Упражнения для кистей рук;
— Гимнастика для глаз;
— Гимнастика для слуха;
— Упражнения, корректирующие осанку;
— Дыхательная гимнастика;
— Упражнения для ног;
— Релаксационные упражнения для мимики лица;
— Потягивание;
— Психогимнастика.
Проводятся физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности обучающихся на уроке. Преобладающий вид деятельности на уроке — письмо. В процессе письма студент, как правило, пишет не рукой, а всем «телом». Мышцы, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения.
Поэтому рекомендуются:
— упражнения для снятия общего или локального утомления;
— упражнения для кистей рук.
Так же, преобладающий вид деятельности на уроке — чтение.
Нагрузка на глаза у современного студента огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать: — гимнастику для глаз.
Преобладающий вид деятельности на уроке — слушание и говорение.
Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют: — гимнастику для слуха.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать студентов на уроке, для этого используют: — дыхательную гимнастику.
Большинство студентов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому вводятся упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.
Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.
Иногда можно предложить провести физкультминутку кому-нибудь из обучающихся. Они выполняют поручение с большим удовольствием.
Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально — положительное состояние.
При таком подходе у обучающихся повышается интерес к активной деятельности: студенты чаще посещают спортивные секции, кружки, клубы, занимаются музыкой и т. д.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.
Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение преподавателю, желаемого результата не даст