ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
75
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В
СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Проект «Совершенствование реализации государственной
политики в области социальной защиты инвалидов в субъекте
Российской Федерации»
Анализ оценки реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Свердловской области позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время эффективность реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов недостаточная. Для повышения уровня эффективности предлагается проект.
Цель проекта – повышение эффективности реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Свердловской области.
Задачи:
1) разработать программу информационного межведомственного взаимодействия органов государственной власти Свердловской области, которые оказывают социальную защиту инвалидам;
2) провести исследование (анализа данных) о потребностях инвалидов в оказываемых услугах по комплексной реабилитации и абилитации по разным направлениям;
3) разработать технологическую карту для инвалида, включающую в себя актуальную информацию о тех возможностях социальной поддержки, которые на сегодняшний момент предоставляются государством и являются актуальными для инвалидов.
76
Для решения перечисленных задач предлагаем следующие мероприятия:
− привлечение участников программы информационного межведомственного взаимодействия (органов государственной власти
Свердловской области, осуществляющих социальную защиту инвалидов);
− сбор информации, необходимой для дальнейшего анализа, от участников программы межведомственного взаимодействия;
− организация встречи с участниками программы информационного межведомственного взаимодействия с целью обмена данными;
− проведение исследования для разработки технологической карты;
− составление технологической карты на основе проведённого исследования;
− размещение готовой технологической карты на официальном сайте Министерства социальной политики Свердловской области и на информационных стендах.
Для реализации проекта необходимо 90 календарных дней. Начало проекта 1 декабря 2020 года, окончание – 28 февраля 2021 года.
В качестве основных документов в таблице 12 представлен устав проекта.
Таблица 12 – Устав проекта
1
Название проекта
Совершенствование реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в субъекте Российской
Федерации
Краткое название
проекта
Совершенствование реализации социальной защиты инвалидов
Инициатор
Козионов Кирилл Максимович
Дата утверждения
-
1
Составлено автором по: Л. Н. Боронина. Основы управления проектами. Екатеринбург,
2015. С. 28.
77
Продолжение таблицы 12
Обоснование
инициации проекта
Низкая эффективность реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Свердловской области
Стратегические цели
проекта
Повышение уровня межведомственного взаимодействия; внедрение комплексных механизмов реабилитации и абилитации инвалидов
Результаты проекта
Повышение эффективности реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в
Свердловской области
Продукты проекта
Промежуточные результаты
Конечные результаты технологическая карта, информационная программа межведомственного взаимодействия повысится уровень осведомленности инвалидах об актуальных для них услугах по комплексной реабилитации и абилитации
Окружение проекта
Участники проекта
Роли
Люди с ОВЗ Свердловской области получение возможности наглядно увидеть комплексность системы реабилитации и абилитации
Министерство социальной политики Свердловской области создание технологической карты с учётом актуальных потребностей инвалидов, организация межведомственного взаимодействия органов государственной власти
Свердловской области, которые оказывают социальную защиту инвалидам
Министерство физической культуры и спорта
Свердловской области
Предоставление актуальной информации для составления технологической карты, информационный обмен, повышение качества оказываемых инвалидам услуг
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Министерство культуры
Свердловской области
Министерство здравоохранения
Свердловской области
Министерство транспорта и дорожного хозяйства
Свердловской области
Министерство строительства и развития инфраструктуры
Свердловской области
78
Продолжение таблицы 12
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области
Департамент по труду и занятости населения
Свердловской области
Департамент информатизации и связи Свердловской области инициатор успешная реализация проекта менеджер проекта организация проекта команда проекта успешная реализация проекта в соответствии с поставленными задачами
Ограничения проекта
-
Временные
рамки
проекта
01.12.2020 – 28.02.2021 критический путь проекта: 01.12.2020 – 28.03.2021
Целевые показатели и
критерии
успеха
проекта
− увеличение количества инвалидов, которые осведомлены об услугах по комплексной реабилитации и (или) абилитации;
− увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществляются мероприятия по реабилитации и (или) абилитации;
− увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста;
− увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по различным образовательным программам и др.
Суммарный бюджет
проекта
0 рублей
В рамках проекта Министерство социальной политики Свердловской области создает технологическую карту для инвалида на основе программы информационного межведомственного взаимодействия, в рамках которой производится анализ потребностей инвалидов в оказываемых услугах по комплексной реабилитации и абилитации по разным направлениям
(медицинской, профессиональной, социальной, физкультурно- оздоровительным мероприятиям и спорту).
79
Проведение предложенного комплекса мероприятий позволит достичь следующих результатов:
− благодаря программе информационного межведомственного взаимодействия в технологической карте будет представлена актуальная информация, соответствующая потребностям инвалидов;
− человек с ОВЗ будет владеть актуальными данными о возможностях, которыми инвалид располагает в сфере социальной защиты, повысится удовлетворенность инвалидов спектром оказываемых услуг.
Участники программы информационного межведомственного взаимодействия (органы государственной власти Свердловской области, осуществляющих социальную защиту инвалидов, а именно – Министерство физической культуры и спорта Свердловской области, Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Министерство культуры Свердловской области и др.), в свою очередь, предоставляют актуальную информацию для составления технологической карты, производится информационный обмен, что способствует повышению качества оказываемых инвалидам услуг.
Министерство социальной политики Свердловской области производит ряд анализов на основе полученных данных:
⎯ анализ поступивших из МСЭ (медико-социальная экспертиза)
ИПРА, содержащих направление «Комплексная реабилитация или абилитация инвалидов» в разделе, закрепленном за соответствующим ОИГВ;
⎯ анализ количества граждан, впервые получивших инвалидность
(ВПИ), повторно получивших инвалидность (ППИ) и получивших ИПРА;
⎯ анализ количества граждан по группам инвалидности из числа
ВПИ и ППИ, количества детей по возрасту из числа ВПИ и ППИ;
⎯ анализ количества исполненных ИПРА по всем категориям инвалидов (детей инвалидов) в части формы получения услуг (стационарная, амбулаторная, полустационарная, на дому).
80
На основании результатов анализа разрабатывается технологическая карта с учётом актуальных потребностей инвалидов, также на Министерство социальной политики Свердловской области возлагается функция организации межведомственного взаимодействия органов государственной власти Свердловской области, которые оказывают социальную защиту инвалидам.
Результаты проекта и его эффективность оцениваются целевыми показателями, на достижение которых направлен проект.
Критериями эффективности проекта являются:
− увеличение количества инвалидов, которые осведомлены об услугах по комплексной реабилитации и (или) абилитации;
− увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществляются мероприятия по реабилитации и (или) абилитации;
− увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста;
− увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по различным образовательным программам и др.
Результатом проекта является повышение эффективности реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в
Свердловской области.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
3.2. Проблемы, связанные с реализацией государственной
политики в области социальной защиты инвалидов в Свердловской
области, и рекомендации по их устранению
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в
Свердловской области – важный элемент системы обеспечения государственной социальной помощи инвалидам. С каждым годом
81 деятельность органов государственной власти, которые принимают участие в социальной защите инвалидов, совершенствуется, но тем не менее существует ряд проблем, связанных с реализацией государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Свердловской области, которые требует особого внимания, поскольку снижают общую эффективность реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Проблемы, способствующие снижению эффективности реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в
Свердловской области, складываются на основе выявленных факторов, препятствующих этой реализации. Так, можно выделить 3 основных группы проблем:
− финансовые проблемы;
− проблемы, связанные с правовым обеспечением;
− разрозненность системы реабилитации инвалида.
Первый обозначенный комплекс проблем, касающихся проблем финансирования, достаточно обширный. В качестве проблем в этой области отмечаются низкие заработные платы и отсутствие средств для создания доступной среды. Низкие заработные платы снижают мотивацию сотрудников, что влияет на эффективность их работы, отсюда проблема низкого качества обслуживания в некоторых структурных подразделениях и ведомствах. Неспособность обеспечить среду для инвалидов всеми средствами доступности, в первую очередь, говорит о недостатках системы финансирования. Несмотря на обеспечение ряда общественных мест пандусами, лифтами, опознавательными знаками, выделением дополнительных парковочных мест для инвалидов и др., до сих пор функционируют здания ведомств и других структурных подразделений, возможности у которых нет на установку пандусов или лифтов по причине того, что здания устарели. У инвалидов часто нет возможности устроиться на желаемую работу, т. к. государство не оказывает должной поддержки предпринимателям, которые устраивают на работу людей с ограниченными
82 возможностями. Также есть ряд идей по улучшению качества жизни инвалидов (например, создание ассоциации инвалидов – предпринимателей), финансирование которых невозможно по причине ограниченности ресурсов.
Решить проблемы с финансированием можно разными способами, один из предложенных вариантов – создание единой прозрачной системы финансирования. Такой способ позволит отслеживать все расходы, оценивать их эффективность и исключительно по назначению использовать выделенные средства.
Комплекс проблем, связанный с отсутствием единой нормативно – правовой базы для ведомств по реабилитации инвалидов, является самым ярко выраженным. Каждое ведомство работает на основе своих нормативно – правовых актов, регламентирующих их работу. Проблема заключается в том, что даже в федеральных документах нет единой терминологии, для каждого ведомства есть свои термины и обозначения. Таким образом, каждое ведомство занимается своим, а той самой системности, которая нужна в реабилитации инвалида, так и нет. Сотрудники различных ведомств в прямом и переносном смысле разговаривают на разных языках, а инвалиды вынуждены объединять всю разрозненную информацию во едино и пытаться системно разобраться в своей проблеме самостоятельно.
Данный комплекс проблем можно решить единственным способом – создать такой нормативно – правовой акт, который объединял бы в себе функционал всех ведомств реабилитации и имел единую терминологию, чтобы избежать неточностей. Такой нормативно правовой акт будет способствовать решению и следующей проблемы – разрозненности ведомств.
Разрозненность системы реабилитации инвалида, относящийся к заключительной группе проблем, объединяет в себе ряд проблем отсутствия преемственности между ведомствами, преобладание медицинской реабилитации между другими видами реабилитации, формальность работы, низкая эффективность работы. Отсутствие преемственности между ведомствами проявляется в том, что каждое ведомство (медицинское,
83 культурное, социальное) работает, не взаимодействуя друг с другом, таким образом, становится не ясно какой вклад внесен каждым ведомством, на сколько он необходим и эффективен. Отсюда и преобладание медицинского ведомства над другими видами реабилитации, т. к. сами инвалиды могут и не знать о других полагающимся им услугах, например, физкультурно – оздоровительный комплекс услуг или оказание психологических услуг часто остаются в стороне. Это происходит из-за того, что каждое ведомство наделено «своими» полномочиями и общей заинтересованности ведомств в комплексной реабилитации инвалида у отдельного ведомства нет.
Такой комплекс проблем можно решить, создав единую электронную информационную систему, объединяющую в себе полную информацию об инвалиде, собранную со всех ведомств. Такая система упростит документооборот, систематизирует информацию о каждом инвалиде и позволит говорить о системности и единстве системы реабилитации и абилитации.
Все рассмотренные проблемы способствуют снижению эффективности реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Свердловской области.
В рамках изучения государственной политики в области социальной защиты инвалидов важно отметить возникающие тенденции и противоречия.
Первая рассматриваемая тенденция – всесторонняя социальная поддержка инвалидов не только посредством выплаты им пенсий, пособий, иных выплат, но и оказания разноплановых социальных услуг (медицинская помощь, предоставление необходимых лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, санаторно-курортное обслуживание и др.). Данной тенденции противоречит то, что перечень направлений реабилитации инвалидов, определенных базовым законом, не включает такое направление, как социальное обслуживание. Между тем
Конвенция определяет социальное обслуживание как неотъемлемую сферу реализации реабилитационных мероприятий наряду со сферами
84 здравоохранения, занятости и образования. Содержание конкретных направлений реабилитации в Законе не раскрывается. В законодательных актах Российской Федерации раскрываются лишь понятия «медицинская реабилитация» и «санаторно-курортное лечение».
Вторая рассматриваемая тенденция – обеспечение комплексной социальной защиты инвалидов. Ей противоречит то, что термин «система реабилитации» не раскрывается ни в базовом законе, ни в иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Во многом вследствие наличия подобного правового пробела система комплексной реабилитации инвалидов в стране до настоящего времени не сформирована. Комплексная система реабилитации и абилитации инвалидов требует организации межведомственного взаимодействия органов государственной власти для ее успешной реализации.
Преобладание медицинской реабилитации и абилитации над другими видами социальной поддержки действительно является распространенной проблемой в системе обеспечения социальной защиты инвалидов. Часто инвалид видит социальную поддержку со стороны государства только как систему выплаты пособий и оказания медицинской помощи, хотя государством гарантированы и другие виды социальной поддержки, л которых инвалид часто не знает. Обусловлена такая тенденция рядом причин, в обществе принято считать, что человеку с ОВЗ необходима лишь медицинская помощь, но в современном мире социальное обслуживание инвалидов – неотъемлемая часть комплексной социальной защиты. Важно понимать необходимость комплексной социальной защиты инвалидов и не допускать разрозненности данной системы. В нормативно – правовых актах есть противоречия тенденции развития комплексной государственной поддержки инвалидов, в Законе раскрыты не все направления реабилитации, что снижает эффективность социальной политики в отношении инвалидов.