Файл: С. Н. Костина Студент гр. Эузм380709.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 345

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18 оплату ЖКУ в размере 50%; инвалиды 1 и 2 групп имеют право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 500 руб. Он предоставляется налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, а налоговым периодом признается календарный год)
1
;
− бесплатная парковка (люди с ОВЗ и сопровождающие их водители имеют право бесплатно парковаться в любом городе. С 1 июля 2020 года не нужно получать отдельное местное разрешение на бесплатную парковку — информацию о транспорте возьмут из федерального реестра на основании ранее поданного заявления)
2
;
− средства технической реабилитации (инвалид может по месту пребывания, оформив временную регистрацию, бесплатно получить собаку- проводника, инвалидную коляску, протез или слуховой аппарат)
3
;
− культурная жизнь (инвалид имеет право посетить любое культурное мероприятие, ему не имеют право отказать, поскольку введена административная ответственность за отказ потребителю в доступе к товарам, работам и услугам по причинам, обусловленным ограничением жизнедеятельности, состоянием здоровья или возрастом).
4
Таким образом, инвалид является важной частью общества, он нуждается в социальной защите и поддержке ввиду своих особенностей здоровья. Социальная защита инвалида – это гарантированная государством
1
Уменьшение числа инвалидов в России вызвано смертностью [Электронный ресурс] : официальный сайт РИА Новости. URL: https://ria.ru/20160303/1383595520.html (дата обращения 07.11.2020).
2
Уменьшение числа инвалидов в России вызвано смертностью [Электронный ресурс] : официальный сайт РИА Новости. URL: https://ria.ru/20160303/1383595520.html (дата обращения 07.11.2020).
3
О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [Электронный ресурс] : Федеральный закон от
08.12.2020 № 400-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370068/
(дата обращения 10.12.2020).
4
О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : Федеральный закон от
18.03.2020 № 56-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347921/ (дата обращения 10.12.2020).

19 система обеспечения условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности человека с ОВЗ.
В систему социальной защиты инвалида входят два основных понятия: реабилитация и абилитация инвалидов, которые направлены на создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Вместе с тем существуют различные направления реабилитации и абилитации (социально – бытовая, социально – средовая, социально – психологическая реабилитации и абилитации и др.), которые также обеспечиваются государством.
Государство играет важную роль в системе социальной защиты, поскольку именно государством обеспечиваются все меры социальной поддержки людей с ОВЗ. Данные меры с каждым годом модернизируются и обновляются, исходя из потребностей их потребителей – инвалидов, что позволяет улучшить условия и комфортность жизни инвалида.
1.2. Особенности государственной политики в области социальной
1   2   3   4   5   6   7   8   9

защиты инвалидов в Российской Федерации
Социальная защита представляет собой совокупность государственных мер по оказанию социальной помощи и социальному обслуживанию, а также распределению денежных средств для удовлетворения потребностей физических лиц, лишенных возможности самостоятельно обеспечивать себя средствами в объеме прожиточного минимума по независящим от них причинам.
1 1
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] :
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/6d65c47a10c6d419f252f516da99da9 9faf9eb06/ (дата обращения: 12.12.2020).

20
Для обеспечения социальной защиты инвалидов государство формирует государственную социальную политику. Вопреки тому, что мы привыкли видеть социальную политику как государственный инструмент, социальная политика может быть и негосударственной. В современной литературе по- разному трактуют термин социальной политики: а)
"совокупность властных управленческих воздействий, обеспечивающих поддержку жизнедеятельности групп населения, подверженных рискам в целях консолидации общества"; б)
"деятельность государства и/ или общества по согласованию интересов различных социальных групп"; в)
"механизм регуляции государством и другими институтами социально-экономических отношений в обществе с целью создания благоприятной социокультурной среды для их жизнедеятельности, гармонизации всех сфер общества, обеспечения стабильности и гражданского сознания"; г)
"составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения".
1
Анализируя все перечисленные ранее определения, можно утверждать, что социальная политика имеет направленность на стабилизацию общества посредством согласования интересов различных групп населения и обеспечения благосостояния.
Субъектами социальной политики на сегодняшний день выступает государство в лице государственных органов управления, органов власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества (предприятия, любые социальные политические и экономические организации). Все эти субъекты призваны обеспечивать
1
Сидорина Т. Ю. Социальная политика между экономикой и социологией. М, 2015. С. 112.

21 благосостояние в обществе, реализовать принцип социальной справедливости, который является целью функционирования социальной сферы.
1
Государственная социальная политика
— целенаправленная деятельность государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере.
Важно отметить и то, что социальную политику разделяют на 4 основных модели. Особенности данных моделей отражены в таблице 1.
Таблица 1 – Модели социальной политики
2
Наименование
модели
Страны, в
которых
реализуется
модель
Преимущества
Недостатки
Патерналистская
Россия,
Боливия,
Венесуэла,
КНДР чувство социальной защищенности граждан, социальная стабильность высокая зависимость граждан от государства, неспособность модели обеспечить должное благосостояние всех граждан
Либеральная
США,
Великобритани я, Англия,
Ирландия экономическая и социальная самореализация граждан является независимостью большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества существенные различия между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан
Социально- демократическая
Швеция,
Финляндия,
Дания,
Норвегия социальное обеспечение гарантировано в основном государственным сектором финансовая составляющая модели держится на стабильно высоком уровне производительности труда, которая контролируется государством
Консервативная
Германия,
Франция,
Австрия,
Бельгия труд определяет последующее социальное обеспечение те слои общества, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, что приводит к появлению двойного общества
1
Балюшина Ю. Социальная политика: понятие и сущность // Вестник Северного
(Арктического) федерального университета. 2015. С. 56.
2
Составлено автором по: Егорова М. С. Социальная политика России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5. С. 303.


22
Особенностью патерналистской модели, которая на сегодняшний день характерна для России, является то, что в рамках этой модели государство несет ответственность за социально – экономическое положение граждан.
Финансовую основу данной модели составляют средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий. Основная идея модели – равенство в потреблении материальных и социальных благ и услуг и их общедоступность. Но, поскольку во главе системы стоит государство, которое вводит свои правила и ограничения, у граждан возникает зависимость от государственной системы, а государству в свою очередь сложно обеспечить массы должным благосостоянием.
В либеральной модели ответственность государства, в отличие от патерналистской, ограничена, но тем не менее имеется всеобщая ответственность за социальное обеспечение всех граждан. То есть в рамках такой модели граждане должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения, поскольку финансирование реализации модели зависит от наличия добровольной и неформальной помощи. Для данной модели характерно принятие рынка за наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия.
Социально – демократическая модель социальной политики основана на таком принципе распределения социального обеспечения как универсализм.
При такой модели социальное обеспечение и социальное обслуживание ложится на плечи государства, при этом финансовом источником является государственный бюджет.
При консервативной модели социальной политики социальное обслуживание определяет не государство, а труд. То есть делается упор на рынок и страхование, государство не организует социальные услуги, труд определяет последующее социальное обеспечение. Такая модель приводит к расслоению общества, она не позволяет говорить о равенстве граждан, поскольку тот слой населения, который не трудоустроен и не имеет

23 возможность страховаться, вынужден рассчитывать всего лишь на местные благотворительные органы и общественную помощь.
Таким образом, можно сказать о том, что не существует универсальной модели социальной политики, которая подошла бы любому государству, каждая из описанных ранее моделей имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Несмотря на то, что принято считать, что в России реализуется исключительно патерналистская модель, в системе государственной социальной политики имеют место быть и элементы других моделей.
В целом государственная социальная политика является инструментом обеспечения благосостояния в обществе, реализация этой политики осуществляется через предоставление социальных услуг.
Социальная услуга, в свою очередь, является действием или действием в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
1
Важно различать понятия социальной услуги и социальной поддержки.
Социальная поддержка – это более широкое понятие, представляющее из себя систему мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшихся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.). Социальной поддержка осуществляется путем предоставления помощи нуждающемуся (необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, правозащиты и введения иных льгот).
2 1
Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения 15.12.2020).
2
Наберушкина Э. К. Социально – правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами: учебное пособие. М, 2020. С. 150.


24
Говоря о социальной политике государства в отношении людей с ОВЗ, важно отметить и то, что основными принципам формирования государственной политики в отношении инвалидов являются следующие:
− минимизация факторов, приводящих к инвалидности, и ликвидация ее последствий;
− обеспечение инвалидам возможности достижения одинакового с другими гражданами уровня жизни (в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения и участия в общественной жизни);
− формирование безбарьерной среды для инвалидов с целью формирования условий независимой жизни инвалидов;
− предоставление инвалидам равных с другими гражданами прав и обязанностей;
− обеспечение индивидуального подхода к каждому инвалиду, исходя из особенностей ограничений здоровья.
1
Также стоит отметить и то, что государственная поддержка инвалидов включает в себя следующие мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации":
− оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
− обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации;
− участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи;
1
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] :
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/6d65c47a10c6d419f252f516da99da9 9faf9eb06/ (дата обращения: 12.12.2020).

25
− создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, всех видов транспорта, средств связи и информации;
− обеспечение инвалидов жилой площадью;
− предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%:
1) платы за наем и платы за содержание жилого помещения,
2) платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию,
3) платы за коммунальные услуги,
4) оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
− предоставление права инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства;
− обеспечение условий для получения образования инвалидов;
− обеспечение занятости инвалидов:
1) установление в организациях квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
2) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
3) стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;


26 4) создание инвалидам условий труда в соответствии с ИПРА инвалидов;
5) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
6) организация обучения инвалидов новым профессиям.
7) осуществление материального обеспечения инвалидов (денежные выплаты, компенсации);
− социально-бытовое обслуживание инвалидов, осуществляющееся с участием общественных объединений инвалидов.
К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов применительно к рассматриваемым вопросам относятся: установление общих принципов организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов; установление единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом.
Несмотря на то, что социальная защита инвалидов – это обязанность государства, участие органов государственной власти субъектов Российской
Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов прямо ограничено осуществлением обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки, а также направлением межведомственного запроса о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

27
Государственная система социальной помощи инвалидам включает в себя следующие государственные полномочия по: а) разработке индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов (далее – ИПРА); б) предоставлению реабилитационных и абилитационных мероприятий; в) контролю за реализацией индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов; г) ведению и использованию государственной информационной системы в этой сфере.
Функции по разработке индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов и контролю за их исполнением возложены на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы (далее –
МСЭ) в свою очередь направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. Указанные органы и организации предоставляют информацию об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида мероприятий в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
При этом оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам (включая медицинскую реабилитацию) должно осуществляться в соответствии с законодательством
Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы