Файл: Эвакуация населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

91
 концентрация людских и материально-технических ресурсов на наиболее важных участках по предупреждению и ликвидации аварий.
4.6.4. Требования к организации работы бань в районах
размещения эваконаселения
В качестве санитарно-обмывочных пунктов следует использовать бани, расположенные в населённых пунктах, находящихся в районах размещения населения и на маршрутах его эвакуации. Они предназначены для массовой санитарной обработки людей, подвергшихся в результате техногенных аварий воздействию радиоактивных и других вредных веществ.
Подготовка и работа бань в качестве СОП должны осуществляться в соответствии с требованиями СНиП 2.01.57-85 «Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта» (в редакции от 9 сентября 2016 г.) под руководством службы санитарной обработки людей и обеззараживания одежды. В период подготовки к работе органы ГОЧС обеспечивают создание на СОП обменного фонда одежды, белья и обуви. Обменный фонд должен снабдить каждого, прошедшего полную санитарную обработку на данном СОП, всеми видами упомянутого выше вещевого имущества с тем, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность людей.
Санитарная обработка людей может проводиться в полном объёме или частично. Частичную санитарную обработку выполняют после вывода людей из района заражения при невозможности проведения полной санитарной обработки в ближайшие 5 часов. По завершению полной санитарной обработки лицам, эвакуированным из очага заражения, заменяют их нательное бельё, одежду и обувь из обменного фонда СОП.
В период подготовки СОП к работе должны быть определены конкретные станции обеззараживания одежды и станции пропитки одежды, которые за счёт обеззараживания белья и одежды, при необходимости и за счёт пропитки одежды защитными составами, обеспечат постоянное восполнение обменного фонда СОП. Обувь и средства индивидуальной защиты, как правило, обеззараживаются самостоятельно их владельцами путём протирки специальными растворами. Одежду, бельё и средства индивидуальной защиты кожи фильтрующего типа, изготовленные из текстильных материалов, а также зимнюю одежду лиц, направляемых на полную санитарную обработку, рекомендуется обезличивать и отправлять для обеззараживания на СОО.
Работа СОО ведется круглосуточно.
Ответственность за подготовку бани к работе в качестве СОП рекомендуется возлагать на её руководителя, утверждаемого, как правило, в качестве начальника СОП. На него возлагается ответственность за


92 организацию жилищно-бытовых условий для личного состава объектового формирования, а также за безопасные условия работы.
Коммунально-техническая служба района размещения эвакуируемого населения в соответствии с заблаговременно разработанными планами обязана обеспечить начальника СОП:
 трубами, фитингами, арматурой, душевыми сетками, другим инвентарём и материалами, необходимыми для бесперебойной работы бани в качестве СОП;
 обменным фондом;
 мылом, а при необходимости дезинфицирующими и дегазирующими средствами;
 автотранспортом для перевозки зараженного, обеззараженного вещевого имущества.
В состав СОП должны быть введены медицинские работники, имеющие медицинские средства (аптечки и т. д.) для организации медпункта при СОП. Также в СОП должны быть назначены рабочие для монтажа в мыльном отделении душевых сеток, организации системы водоснабжения, оборудования стеллажами помещений, предназначенных для хранения обменного фонда. Весь личный состав объектового формирования обеспечивается средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Штатные работники бани обязаны проинструктировать прикомандированных лиц об их обязанностях в составе формирования непосредственно на рабочем месте, определенном для каждого прикомандированного.
4.6.5. Требования к организации работы прачечных в районах
размещения эваконаселения
Использованию в качестве СОО подлежат прачечные, имеющие производительность не менее 500 кг в смену в режиме гигиенической стирки белья, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и формы собственности (рисунок 4.30).
При необходимости прачечные также могут быть использованы в качестве станций пропитки одежды специальными составами.
Импрегнированная одежда может использоваться в качестве средств индивидуальной защиты фильтрующего типа. Ей могут быть приданы методами импрегнирования и огнезащитные свойства.
Подготовку прачечных к работе в качестве СОО следует выполнять исходя из условий:
 круглосуточного характера работы;
 использования штатного оборудования прачечной;

93
 организации производства по методу поточности, чтобы изделия, размещаясь вдоль потока, последовательно проходили все технологические операции;
 недопущения пересечений потоков зараженной и обеззараженной одежды.
Рисунок 4.30. Станция обеззараживания одежды на базе прачечной
Гигиеническая обработка белья и одежды на предприятиях, работающих в качестве СОО, запрещается. Вещевое имущество, поступающее на СОО для обеззараживания, должно обезличиваться вне зависимости от того, является ли это имущество собственностью отдельных лиц или организаций.
Обезличенное вещевое имущество после обеззараживания направляется для дальнейшего использования в соответствии с указаниями органов ГОЧС. Подготовка и работа прачечных в качестве СОО должны проводиться в соответствии с требованиями СП 94.13330.2016
«Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта» (актуализированная редакция СНиП
2.01.57-85) под руководством службы санитарной обработки людей и обеззараживания одежды или коммунально-технической службы.
4.7. Финансовое обеспечение эвакуационных мероприятий
Финансовое обеспечение эвакуационных мероприятий является одной из важнейшей составляющей в комплексе обеспечения населения в безопасные районы и осуществляется:


94
 в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований – за счёт средств бюджетов субъектов и средств местных бюджетов;
 в федеральных органах исполнительной власти и подчинённых им организациях (учреждениях) – за счёт средств федерального бюджета;
 в самостоятельных организациях независимо от форм их собственности – за счёт собственных средств.
При планировании эвакуации населения
ФОИВ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют расчёты финансовых средств, необходимых для проведения данных эвакуационных мероприятий. Все составляющие финансирования эвакуационных мероприятий отражаются в нормативных правовых актах разного уровня.
Так, рассматривая данный вопрос на примере города Екатеринбурга, следует указать, что финансовое обеспечение эвакуационных мероприятий мегаполиса отражено в постановлении Администрации муниципального образования «город Екатеринбург» от 20 апреля 2017 г. № 616 «Об утверждении положения о проведении эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
Таким образом, рассмотрев основные виды обеспечения эвакуации населения, представляется возможным обратиться к практике реализации эвакуационных мероприятий, сложившейся в зарубежных странах.

95
5. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИОННЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Развитие техносферы наряду с положительными составляющим предопределяет борьбу с различными кризисными явлениями техногенного характера, в частности с авариями и катастрофами на химически или радиационно опасных объектах и т. д. Примерами химических катастроф служат чрезвычайные происшествия в городах
Севезо (Италия) в 1976 году, Бхопал (Индия) в 1984 году, Ионава, в порту города Тяньцзина (КНР) в августе 2015 года. Среди аварий радиационного характера недавнего времени следует выделить катастрофу на АЭС
Фукусима-1 (Япония). Помимо этого, следует учитывать военные конфликты, стихийные бедствия значительного масштаба, определяющие необходимость защиты населения. Среди природных катаклизмов, имеющих огромные негативные последствия для демографии, экологии и экономики укажем наводнение 1991 года в Бангладеш, когда разрушительный циклон Мариан поднял девятиметровую волну у берегов.
Результатом наводнения стала гибель ста сорока тысяч человек.
Затопленные солёной водой земли на долгие годы стали непригодны для сельского хозяйства.
Как уже было отмечено, одним из важных способов защиты населения в данных случаях является эвакуация. Обзор и анализ проведения эвакуационных мероприятий в зарубежных странах – это один из путей достижения совершенствования процедуры процесса эвакуации в нашем государстве. Разобрав неудачный опыт зарубежных стран при проведении эвакомероприятий, можно избежать промахов и просчётов в организации эвакуации членами эвакокомиссий субъектов РФ. В то же время на вооружение можно взять эффективные решения, обратить внимание как в том или ином случае был достигнут оптимальный результат в ходе эвакуации службами зарубежных государств.
Так, рассматривая как проводится эвакуация населения в США, следует отметить, что все граждане этого государства имеют право на самостоятельный выезд из зоны военного конфликта или из района ЧС мирного времени. В то же время, как показывает практика, такое положение в отдельных случаях имеет отрицательный эффект. Так, когда при подходе урагана Катрина в Новом Орлеане была объявлена массовая эвакуация, на дорогах образовались огромные пробки (рисунок 5.1), ставшие одной из причин её срыва.


96
Рисунок 5.1. Транспортный коллапс при эвакуации из города
Новый Орлеан в 2005 году
Отдельные автовладельцы не смогли выехать из зоны ЧС, так как не имели возможности заправить свои транспортные средства, что стало одной из причин прекращения функционирования общественного транспорта, и многие жители лишились возможности покинуть город, так как они не имели собственных автомобилей. В результате в городе осталось почти 150 тысяч человек, вынужденных нести лишения и подвергаться смертельной опасности [36 и 37]. Таким образом, рассматривая возможность предоставления населению Российской
Федерации права на свободную эвакуацию, следует учитывать опыт описанного выше события.
Также определённый интерес вызывает опыт проведения эвакуации в ходе военного конфликта в Югославии (Косово), при котором ПВР для населения служили монастыри. В средствах массовой информации приводились подтверждённые случаи предоставления убежища православным беженцам в частности – в мужском монастыре Високи
Дечани (рисунок 5.2) и в Печском патриаршем монастыре [38 и 39].
То обстоятельство, что монастыри изначально строились не только как культовые, но и как фортификационные сооружения, имеющие мощные системы жизнеобеспечения, позволяет достаточно длительное время находиться в их стенах большим массам людей [39].
Представленный пример по размещению эваконаселения, безусловно, может считаться положительным опытом, что в настоящее время предопределило проведение исследований в данном направлении с последующей практической реализацией.

97
Рисунок 5.2. Мужской монастырь Високи Дечани (Западное Косово)
Вне всякого сомнения, реальную заинтересованность у специалистов может определить практическая деятельность Департамента гражданской защиты Республики Италия (аналог МЧС России) в зоне землетрясений, где данная структура разворачивает палаточные городки для временного размещения населения, эвакуированного из зоны ЧС [40].
Климатические особенности Италии схожи со многими южными регионами нашей страны, что позволяет говорить о перспективности изучения опыта итальянских коллег работы в данном направлении.
Особенностью создания палаточных городков всегда осуществляется силами и средствами практически всех силовых ведомств, а также отдельными региональными территориями(округами) Республики Италия, что определяет положительный эффект эвакуационных мероприятий.
При этом имеет активное применение контейнерных модулей инженерного и коммунального назначения
(электричество, водоснабжение, душевые блоки, умывальники, санузлы) представлено во всех лагерях на основе 20-футовых евроконтейнеров с небольшими различиями внутренней планировки и применяемого оборудования. Все трубные соединения унифицированы. В качестве внутренней отделки используются пластиковые панели и коррозионностойкая сталь на полу.
Подогрев воды осуществляется в электронагревателях и гелиоприёмниках
(солнечных водонагревателях). Вода подается только в коммунальные блоки и столовые. Следует отметить, что упомянутые 20-футовые евроконтейнеры (рисунок 5.3) являются широко распространёнными изделиями, имеющими применение в различных сферах производства и обслуживания на территории Италии. Данное положение определяет высокую оперативность при развёртывании ПВР при реализации эвакуационных мероприятий.


98
Рисунок 5.3. Внешний вид 20-футового евроконтейнера
В каждом лагере имеется компьютерный зал с подключением Internet и детский игровой городок.
Административный модуль также размещается водном или нескольких специализированных контейнерах, оборудованных всеми видами оргтехники и связи. Бытовые отсеки в данных модулях не предусматриваются.
Медицинское обслуживание (оказание первой медицинской помощи) осуществляется специализированными бригадами врачей с дежурством машины скорой помощи. Медпункты размещены в типовых модульных контейнерах с делением на отдельные блоки – приёмные врачей.
На территории лагеря устроены, как правило, гравийные пешеходные дорожки с покрытием из пластиковых инвентарных сборных элементов, внутренние дороги – гравийные или асфальтовое покрытие
(рисунок 5.4). Столовые, библиотеки, школы, клубы и т. п. размещаются в модулях с тентами на металлических сборных каркасах и пневмокаркасные вместимостью от 100 до300 человек. Конструкции данного типа широко используются в нормальных условиях жизнедеятельности при проведении выставок и других различных мероприятий, они не являются специализированными для применения в условиях ЧС [40]. Последнее обстоятельство облегчает получение указанных изделий у различных организаций, что несомненно положительно сказывается на оперативности в развёртывании ПВР.
В настоящее время представляется возможным подобрать подобное изделие для комплектации ПВР также и в условиях российского рынка и производства, что несомненно имело бы позитивный эффект при проведении эвакуации.

99
Рисунок 5.4. Оборудование пешеходных зон палаточного лагеря для размещения эвакуированного населения
Система организации эвакуационных мероприятий Департамента гражданской защиты Республики Италия, касающаяся современных технологических и технических решений, проходит апробацию в экспериментальном ПВР эвакуированного населения в Южном
Региональном центре МЧС России с целью проведения его опытной эксплуатации и принятия на снабжение в системе МЧС России.
Рассматривая опыт эвакуации при авариях на РОО, статистика которых, к сожалению, не ограничивается одиночными случаями, а уже измеряется сотнями происшествий разной степени тяжести последствий [1 и 41], следует обратить внимание на опыт эвакуации при катастрофе на
АЭС Фукусима-1.
Учитывая опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской
АЭС в 1986 году, власти Японии в самый начальный период ЧС существенно расширили зону (территорию), жители которой подлежали обязательной эвакуации (примерно 47000 человек). Помимо этого, распространение получили активное и незамедлительное применение препаратов-радиопротекторов, проведение дозиметрического контроля, оперативная выдача гражданам индивидуальных дозиметров, средств защиты и т. д. (рисунок 5.5).