Файл: 1. Предмет философии науки. Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пол Фейерабенд (1924-1974) исходил из того, что существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Считает необходимым создание такой науки, которая будет принимать во внимание историю. Изменение, развитие научного знания есть одновременно и изменение научных методов, методологических директив. Наука, как сложный, динамический процесс, насыщенный неожиданными и непредсказуемыми изменениями, требует разнообразных действий и отвергает анализ, опирающийся на правила, которые установлены заранее без учета постоянно меняющихся условий истории. Данные истории играют решающую роль в спорах между конкурирующими методологическими концепциями.

14. Социологический подход к исследованию науки (М.Вебер, Р. Мертон, М. Малкей).

Социология науки – это социологическая теория, изучающая науку как динамически развивающуюся систему творческой деятельности, направленной на генерирование нового знания и его практическую реализацию, и как социальный институт, функционирующий в конкретно-исторических, социально-экономических, социокультурных и политических условиях.

Макс Вебер (1860 – 1920). Как социолог Вебер был убежден, что рационализация социального действия – это тенденция всемирно-исторического процесса. Он усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистического хозяйствования и образа жизни. Воплощение этого духа – капиталистическое предпринимательство, основной мотив – экономический рационализм, форма его рационализации – профессиональная деятельность. Вебер считал, что протестантизм был одним из элементов, способствовавших возникновению современной культуры Запада.

Роберт Мертон (1910-2003). Он выдвинул на первый план духовные, социокультурные предпосылки возникновения науки как социального института, подчеркнув решающую роль пуританской морали религии в становлении науки Нового времени. Мертон утверждал, что эксперимент был научным выражением практических, активных и методологических наклонностей пуритан. Именно из нормативного этоса науки Мертоном выводилась институциональная цель науки – генерирование и расширение достоверного знания с вытекающими отсюда императивами научной деятельности. Под этосом Мертон понимал «эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний, обычаев, верований, ценностей и предрасположений, которые считаются обязательными для ученого».


Майкл Малкей (р. 1936). По его мнению научное знание независимо от социальной среды, поскольку в его основе лежит совокупность надежно установленных фактических данных. Малкей доказывал, что не нормы научного этоса, а когнитивные структуры и специальные методики определяют социальное поведение ученых. Сами эти нормы наполняются реальным содержанием лишь в терминах научного знания и научной практики.

15. Понятие науки в русском космизме и органицизме.

Космизм — это учение о мире как органическом взаимосвязанном едином целом.

Научный космизм - обоснование и конструирование космистской картины мира с помощью методов и материала различных наук

Представителями научного космизма являются астроном К.Э. Циолковский, биогеохимик В.И. Вернадский, биофизик А.Л. Чижевский, физик Н.А. Умов.

Русский космизм — это система принципов, представляющая собой особую научную картина мира, которая многими учеными рассматривается как интегральное мировоззрение современной науки, объединяющее ее различные культурные и исторические формы.

Тенденции: Органическая – представлена Вернадским и воплощена в теории биосферы и ноосферы. Проективистская – Федоровым и Циолковским.

Принципы:

  1. Органицизм - методологический принцип, в соответствии с которым те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями природы. Понимание мира как целостной системы, организма.

  2. Междисциплинарность.

  3. Сциентизм - вера во всемогущество и безграничные возможности развития науки как прогрессивной космической силы.

Кроме того можно отметить такие принципы как: Холизм (единство микромира, макромира и мегамира), Монизм (единство духа и материи), Эволюционизм, Циклизм, Натурализм, Панморализм, Утопизм, Синкретизм, Междисциплинарность, Сциентизм

Центр философии В.С. Соловьева - синтез религии и науки.

16. Интернализм и экстернализм в понимании развития науки.

Согласно принципу интернализма развитие науки обусловлено внутренне присущими научному познанию закономерностями.

Интерналисты подчеркивают, что идеи возникают только из идей. Существует логическая последовательность, в которой они рождаются. Нарушить эту последовательность никакие внешние воздействия не в состоянии. Интернализм, конечно, не отрицает того, что общественные условия влияют на ход развития науки, но считает это влияние несущественным.



В соответствии с принципом экстернализма развитие науки обусловлено действием внешних, социально-исторических факторов.

Экстерналисты, настаивают на том, что нельзя понять причины развития науки, абстрагируясь от социальных условий, в которых она развивается. Наука, считают они, есть порождение общества, она является одной из отраслей общественного труда. Как и всякий общественный труд, научная деятельность призвана удовлетворять потребности общества. Экстерналисты признают, что наука имеет свои специфические закономерности развития. Но движущие силы ее развития – это социальные потребности. Общий вектор развития науки в каждую историческую эпоху направлен, в конечном счете, на решение задач, порожденных нуждами общества.

Интерналисты склонны поддерживать кумулятивистское понимание роста научного знания, то к экстернализму тяготеют сторонники антикумулятивистких взглядов, у которых исторические и психологические факторы имеют первостепенное значение в формировании взглядов научного сообщества и обосновании перехода его к новым научным теориям и парадигмам.

Экстерналисты упрекают интерналистов в недооценке роли социального заказа, предъявляемого обществом к науке

17. Генезис науки и стадии ее исторической эволюции.

Этапы развития: преднауку и науку в современном значении этого слова.

  1. В преднаучной фазе познание направлено, главным образом, на освоение явлений и процессов, с которыми человек имел дело в обыденно-практическом опыте. Оно существует преимущественно на эмпирическом уровне, носит прикладной и рецептурный характер, в нем отсутствует систематичность, слабо представлены элементы обоснования и объяснения.

  2. Для научного знания характерно - в отличие от преднауки - следующее: оно выступает результатом не только индуктивного обобщения, но и применения дедуктивного метода мышления. Оно выражается как на эмпирическом. Научное знание рационально, носит обобщенный и обоснованный характер, используется не только для решения практических задач, но и ради познания как такового.

В соответствии с этими критериями можно определить возраст науки:


  1. как форма знания наука возникла в Древней Греции (VI-V вв. до н.э.) - в этот период, во-первых, произошло вычленение ее в особую сферу духовной деятельности; во-вторых, почерпнутые из опыта зачатки рационально-практических знаний приобрели теоретическую форму (прежде всего в математике);

  2. как специализированная профессиональная деятельность и социальный институт (наука в ее современном понимании) она оформляется в XVI-XVII вв. в период становления математического и экспериментального естествознания, ученые объединяются в научные сообщества, создаются научные школы. Возникают и формы научного общения. Сегодня - это мировая информационная сеть, отличающаяся оперативностью, адресностью, обратной связью и т.д.

  1. Классическая наука (XVII - конец XIX вв.) Классическая механика И. Ньютона.

  2. Неклассическая наука (конец XIX - первая половина XX вв.) Квантовая механика.

  3. Постнеклассическая наука (возникает в последнюю треть XX в.) Синергетика, междисциплинарность.

18. Предпосылки научных знаний в культуре Древнего Востока.

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Формированию феномена науки на Древнем Востоке предшествовал длительный, многотысячелетний этап накопления простейших, преднаучных форм знания.

Возникновение древнейших цивилизаций Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай), выразившееся в появлении государств, городов, письменности и др., способствовало накоплению значительных запасов медицинского, астрономического, математического, сельскохозяйственного, гидротехнического, строительного знания. Однако, факт наличия некоторого знания сам по себе не конституирует науку.

Особенностями древневосточной преднауки являлись:

  1. непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям (искусству измерения и счета — математика, составлению календарей и обслуживанию религиозных культов — астрономия, техническим усовершенствованиям орудий производства и строительства — механика и т.д.


  2. рецептурность (инструментальность) “научного” знания;

  3. индуктивный характер;

  4. разрозненность знания;


  5. эмпирический характер его происхождения и обоснования;

  6. кастовость и закрытость научного сообщества, авторитет субъекта – носителя знания


Процессы изменения знания протекали на Древнем Востоке стихийно; принятие знаний осуществлялось на бездоказательной пассивной основе, знание функционировало как набор готовых рецептов деятельности, что вытекало из его узкоутилитарного, практико-технологического характера.

19. Особенности античной науки.

Зарождение Европейской цивилизации произошло в древней Греции в IV-V в до н.э.

В античности существовали лишь слабые зачатки позднейших научных дисциплин, представлявшие собой незрелые обобщения случайных наблюдений и данных практики. Греки заложили фундамент будущей науки. Для появления науки они создали следующие условия: систематические доказательства, рациональное обоснование, дедуктивное мышление, использование абстрактных объектов.

Люди поселяются в полисах, обретают там чувство безопасности. Появился статус Гражданина. Полис – есть общность людей сошедшихся ради справедливости (Аристотель) Закон обеспечивает их безопасность. Придумали демократический способ существования: - равенство всех перед законом; - разделение 3-х ветвей власти. Области знаний заложенные в античности: - Логика- наука о способе при котором приходим к истине; - Риторика – ораторское искусство; - Эристика – искусство спора.

Особенностью античной науки можно назвать критический подход в противовес догматичности знания Восточного древнего мира.

Грекам свойственен Философский дискурс (философское рассуждение) и Дух агона (соревнование). Знак человеческого отличия рациональность (разумность). В это время появляются великие философы. Димокрит - Открыл атомистическое строение всего. Заложил основу для Ньютоновской физики. Пифагор - Основа мира это число. Направления школы Пифагора: Математика и Мистика. Аристарх Самосский в III в до н.э. строит гелиоцентрическую картину мира. Аристотель заложил законы логики из двух положений: 1) Законы логики также непреложны как научные законы. 2) Для истинности мышления решающую роль играют формы, в которых оно мышление протекает. Греческая культура экстравертна (открыта миру) и оптимистична.

20. Западноевропейская наука в средние века.