Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1977
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
"Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
УЧЕБНИК
Издание второе, переработанное и дополненное
П.А.Михненко
ВВЕДЕНИЕ
Нет ничего практичнее хорошей теории <1>.
--------------------------------
<1> Авторство этого афоризма приписывается разным людям.
В наши дни управление является одним из важнейших видов деятельности человека. В условиях рыночной экономики особую роль играет управление хозяйственными организациями, призванное обеспечить высокую эффективность и результативность их функционирования в интересах удовлетворения социально-экономических потребностей общества. Постоянное возрастание требований к качеству управленческой деятельности обусловлено разнообразными факторами: увеличением размеров современных предприятий и усложнением их целей, стремительным ростом научно-технического прогресса, геополитическими и социально-экономическими изменениями в мире,
возрастанием разнообразия и сложности используемых технологий, изменением предпочтений потребителей, усложнением конкурентной среды и т.п.
Теорию и практику высокоэффективного управления хозяйственными организациями во всем мире традиционно называют менеджментом. Менеджмент как система принципов, методов и форм управления организациями охватывает деятельность промышленных предприятий, оптовых и розничных торговых фирм, банков и страховых компаний, гостиниц и ресторанов, туристических фирм, спортивных клубов, транспортных компаний и других хозяйственных организаций, выступающих на рынке в качестве самостоятельных экономических субъектов.
В настоящее время в мире происходит формирование новой парадигмы <2> менеджмента.
Традиционные стили, методы и инструменты управления, сложившиеся в середине XX в., заметно меняют свой облик. Подвергаются сомнению и испытываются на прочность представления о формальной структуре и иерархии организаций, полномочиях и формах власти руководителей, значении отраслевого опыта и трудового стажа, контроля и координации действий. Однако ни одна из этих тенденций, ни одно управленческое ноу-хау, являющееся детищем XXI в., не говорит о необходимости или даже возможности полностью отказаться от принципов, идей и методов, родившихся в ходе многолетней эволюции такого сложного и многогранного явления, как менеджмент.
--------------------------------
<2> Парадигма в методологии науки - это совокупность методов, подходов, ценностей, навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.
Наряду с появлением новых форм и инструментов управления сохраняется преемственность теоретических основ и большинства практических методов, разработанных в разные годы в разных странах мира. Поэтому профессиональное овладение практикой менеджмента в наши дни невозможно без глубокого и всестороннего изучения его теории. Предлагаемый вниманию читателя учебник "Теория менеджмента" как раз и призван стать первой ступенью на пути освоения этой интересной науки и важнейшей сферы человеческой деятельности. Объектом изучения в учебнике выступает менеджмент как отрасль науки и сфера профессиональной деятельности по управлению хозяйственными организациями. Предметом является совокупность базовых научных положений и наиболее общих практических методов менеджмента.
Часть I. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
- История управленческой и организационной мысли
- Основные понятия менеджмента
- Содержание и специфика деятельности менеджера
- Планирование деятельности организации
- Организационная деятельность менеджера
- Мотивация персонала
- Управленческий контроль
- Принципы разработки управленческих решений
- Коммуникации в менеджменте
- Лидерство в менеджменте
Глава 1. ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МЫСЛИ
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.
В.О.Ключевский
- Развитие управленческой и организационной мысли
- Классическое направление менеджмента
- Гуманитарное направление менеджмента
- Современные направления менеджмента
- Развитие управленческой мысли в России
1.1. Развитие управленческой и организационной мысли
Исторические предпосылки возникновения управленческой мысли. Современный термин "менеджмент" происходит от английского слова management - управление, руководство,
администрирование, лидерство. По мнению ряда ученых, этимологию слова "менеджмент" трудно установить с предельной точностью, его подлинное значение можно попытаться определить, лишь выявляя его исторические корни.
Так, например, по мнению некоторых ученых, в основе термина "менеджмент" может лежать латинское слово mancepts, означавшее "предприниматель", "подрядчик". Изначально в Древнем Риме так назывался откупщик государственных доходов, а слово mancipium обозначало право собственности и само имущество, находящееся в чьей-либо собственности.
Согласно другим исследованиям слово "менеджмент" происходит от латинского корня manus - рука (manus age - делать руками). Первоначально оно обозначало искусство управления лошадьми
(современное итальянское слово maneggiare означает умение управлять лошадью), позже - управление колесницей и умение владеть оружием.
По мнению американского социолога Энтони Джея, автора книги "Менеджмент и Макиавелли",
менеджером называли того, кого назначали выполнять какие-либо управленческие функции и осуществлять надзор за производственными процессами в отсутствие собственника предприятия.
В наши дни слово "менеджмент" употребляется для обозначения особой профессиональной деятельности - высокоэффективного управления организациями. Ключевым словом в определении понятия "менеджмент" является именно управление, а под организацией в самом общем случае понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. При этом менеджментом принято называть такое профессиональное управление организацией,
которое обеспечивает высокую результативность и эффективность ее работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.
Управление как сфера человеческой деятельности появилось давно. Во все времена совместная работа больших или малых групп людей так или иначе требовала управления, а именно: планирования,
распределения обязанностей между работниками, объяснения каждому исполнителю его выгоды или необходимости участия в общем деле, контроля за работой со стороны старших и т.п.
Если задуматься и подключить воображение, то можно увидеть основные признаки управленческой деятельности, например в охоте племени древних людей на мамонта. Действительно,
прежде чем приступать непосредственно к охоте, следовало решить, кто, когда и с каким оружием пойдет на охоту, т.е. составить план. Кому-то, например вождю племени, нужно было распределить между охотниками конкретные обязанности: несколько человек копают ловчую яму, другие ищут и загоняют мамонта и т.п. При этом требовалось достаточно точно согласовать последовательность всех действий и обеспечить взаимодействие групп охотников, т.е. организовать и скоординировать их работу.
Почему охотники были готовы участвовать в таком трудном и опасном мероприятии? Да потому,
что, отказавшись от него, они, скорее всего, не получили бы своей доли мяса. Кроме того, молодые охотники, возможно, стремились продемонстрировать свою силу, смелость и готовность к самостоятельной жизни. Разве нельзя назвать это признаками мотивации? И наконец, при подготовке и в ходе самой охоты, а также в процессе дележа добычи кому-то приходилось контролировать все происходящее и делать выводы. Вряд ли свою долю получал охотник, решивший отсидеться в безопасном месте, пока другие добывали пропитание для своего племени. Налицо функция контроля.
Изречения древнекитайского философа Конфуция (ок. 551 - 479 гг. до н. э.) и сегодня могут использоваться в качестве рекомендаций руководителям:
- "Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь".
- "Когда ты исправляешь сам себя, то с чем не справишься в правлении? Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?"
- "Когда какой-нибудь правитель пригласит меня на службу, то у него уже в течение года станет лучше, а через три он обретет успех".
Вспомним теперь Древнюю Грецию. Уже тогда в греческом языке существовало слово demagogia,
обозначавшее искусство управления людьми, народом, страной (demos - народ, ago - веду). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления - умения с помощью слова повести за собой массы людей. Большие массы людей, имевших статус свободных граждан, принудить силой к чему-либо было практически невозможно.
Считается, что именно древнегреческий мыслитель Сократ (ок. 469 г. до н. э. - 399 г. до н. э.)
первым высказал мнение о том, что искусству управления необходимо обучать. Он считал ошибочной распространенную в его время идею, что величайшее из знаний - искусство управления государством - дается человеку само собой. Кроме того, он утверждал, что особенно нуждаются в обучении искусству управления люди одаренные, имеющие способности к управлению, потому что именно им чаще всего присущи неукротимость и необузданность, и без знаний эти люди могут причинить государству вред.
Если же их обучить искусству управления, они принесут государству неоценимую пользу.
По мнению Сократа, хороший правитель - это мудрый правитель, обладающий знанием добра и зла и опирающийся в своей деятельности на это знание. Высшей добродетелью является добродетель политическая, к которой относится искусство управления государством. Основа благополучия государства состоит в нерушимости законов, в повиновении граждан и правителей этим законам. Сократ сформулировал идею об универсальном характере управления: чтобы управлять домом и управлять государством, необходимо одно и то же знание о единой добродетели. По его словам, не умея строить один дом, как можно взяться за строительство десяти тысяч? При наличии же соответствующего знания предмета и умения управлять людьми человек сможет одинаково успешно руководить как домом, так и войском, так и государством. Сократ указывал, что при всей своей специфике эти знания и умения - части единой добродетели и их не следует смешивать с занятиями ремесленника, сапожника, медика,
музыканта, поскольку навыки и мастерство последних вообще не относятся к сфере добродетели. Таким образом, Сократ первым поставил вопрос о разделении управленческого и исполнительского труда.
Дальнейшее развитие управленческие идеи Сократа получили в трудах Платона (ок. 427 г. до н. э.
- ок. 348 г. до н. э.) и Аристотеля (384 - 322 гг. до н. э.). Платон, ученик Сократа, первым высказал идеи о необходимости горизонтального разделения труда: "Человек не может работать одновременно и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть нет возможности. Каждый должен делать то,
что умеет лучше всего. В государстве люди зависят друг от друга, и каждый выполняет свою работу на благо других людей".
Аристотель - греческий философ, ученик Платона - не соглашался со своим учителем по многим вопросам, в том числе и в принципах идеального государственного устройства. Аристотель считал, что основой государства должна быть частная собственность, поскольку она коренится в природе человека.
Философ был против обобществления имущества в государстве. Свои воззрения на государственное устройство отразил в работе "Афинская полития".
Таким образом, управление совместной деятельностью людей существовало практически с момента появления человеческого общества. Можно утверждать, что на протяжении всей истории человечества развивались также и знания об управлении, формировались принципы, способы, методы управления людьми, предприятиями и целыми странами.
Знания об управлении формировались в основном эволюционным путем (постепенно). Однако во все времена на развитие этой науки сильное влияние оказывали различные исторические изменения: в политике, экономике, в системе социально-экономических отношений. Поэтому можно условно выделить события и периоды, которые послужили наиболее заметными толчковыми моментами для развития управленческой мысли. Их часто называют "управленческими революциями" (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Изречения древнекитайского философа Конфуция (ок. 551 - 479 гг. до н. э.) и сегодня могут использоваться в качестве рекомендаций руководителям:
- "Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь".
- "Когда ты исправляешь сам себя, то с чем не справишься в правлении? Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?"
- "Когда какой-нибудь правитель пригласит меня на службу, то у него уже в течение года станет лучше, а через три он обретет успех".
Вспомним теперь Древнюю Грецию. Уже тогда в греческом языке существовало слово demagogia,
обозначавшее искусство управления людьми, народом, страной (demos - народ, ago - веду). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления - умения с помощью слова повести за собой массы людей. Большие массы людей, имевших статус свободных граждан, принудить силой к чему-либо было практически невозможно.
Считается, что именно древнегреческий мыслитель Сократ (ок. 469 г. до н. э. - 399 г. до н. э.)
первым высказал мнение о том, что искусству управления необходимо обучать. Он считал ошибочной распространенную в его время идею, что величайшее из знаний - искусство управления государством - дается человеку само собой. Кроме того, он утверждал, что особенно нуждаются в обучении искусству управления люди одаренные, имеющие способности к управлению, потому что именно им чаще всего присущи неукротимость и необузданность, и без знаний эти люди могут причинить государству вред.
Если же их обучить искусству управления, они принесут государству неоценимую пользу.
По мнению Сократа, хороший правитель - это мудрый правитель, обладающий знанием добра и зла и опирающийся в своей деятельности на это знание. Высшей добродетелью является добродетель политическая, к которой относится искусство управления государством. Основа благополучия государства состоит в нерушимости законов, в повиновении граждан и правителей этим законам. Сократ сформулировал идею об универсальном характере управления: чтобы управлять домом и управлять государством, необходимо одно и то же знание о единой добродетели. По его словам, не умея строить один дом, как можно взяться за строительство десяти тысяч? При наличии же соответствующего знания предмета и умения управлять людьми человек сможет одинаково успешно руководить как домом, так и войском, так и государством. Сократ указывал, что при всей своей специфике эти знания и умения - части единой добродетели и их не следует смешивать с занятиями ремесленника, сапожника, медика,
музыканта, поскольку навыки и мастерство последних вообще не относятся к сфере добродетели. Таким образом, Сократ первым поставил вопрос о разделении управленческого и исполнительского труда.
Дальнейшее развитие управленческие идеи Сократа получили в трудах Платона (ок. 427 г. до н. э.
- ок. 348 г. до н. э.) и Аристотеля (384 - 322 гг. до н. э.). Платон, ученик Сократа, первым высказал идеи о необходимости горизонтального разделения труда: "Человек не может работать одновременно и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть нет возможности. Каждый должен делать то,
что умеет лучше всего. В государстве люди зависят друг от друга, и каждый выполняет свою работу на благо других людей".
Аристотель - греческий философ, ученик Платона - не соглашался со своим учителем по многим вопросам, в том числе и в принципах идеального государственного устройства. Аристотель считал, что основой государства должна быть частная собственность, поскольку она коренится в природе человека.
Философ был против обобществления имущества в государстве. Свои воззрения на государственное устройство отразил в работе "Афинская полития".
Таким образом, управление совместной деятельностью людей существовало практически с момента появления человеческого общества. Можно утверждать, что на протяжении всей истории человечества развивались также и знания об управлении, формировались принципы, способы, методы управления людьми, предприятиями и целыми странами.
Знания об управлении формировались в основном эволюционным путем (постепенно). Однако во все времена на развитие этой науки сильное влияние оказывали различные исторические изменения: в политике, экономике, в системе социально-экономических отношений. Поэтому можно условно выделить события и периоды, которые послужили наиболее заметными толчковыми моментами для развития управленческой мысли. Их часто называют "управленческими революциями" (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Управленческие революции <1>
N
п/п
Наименование (по характеру)
Хронологический период
Связь с историческими лицами или событиями
Особенности качественных изменений в менеджменте
1
Религиозно-коммерче ская революция
V тыс. до н. э.
Зарождение письменности в древнем Шумере,
которое привело к возникновению особой прослойки общества-жрецов,
занимающихся коммерческой деятельностью
Выделился новый религиозный слой,
который занимался торговыми операциями
2
Светско-администрат ивная революция
1792 - 1750 гг. до н.
э.
Царь Хаммурапи создал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами
Произошло отделение функции управления государством от церковной власти
3
Производственно-стр оительная революция
605 - 562 гг. до н. э. Правление
Навуходоносора (автора проекта Вавилонской башни и висячих садов).
Навуходоносор создал систему производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах
Выделилась группа людей,
профессионально занимающихся управлением в области производства и строительства
4
Зарождение профессионального управления
XVIII - XIX вв.
Период зарождения капитализма и индустриального прогресса европейской цивилизации. Внедряются прикладные разработки и эксперименты,
помогающие определить нормы выработки и вознаграждения,
оптимальные сроки работы оборудования,
объемы выпуска продукции,
совершенствовать организацию производства и труда
Отделение управления от собственности.
Появление профессиональных наемных управляющих
5
Бюрократическая революция
Конец XIX - начало
XX вв.
Концепция "рациональной бюрократии" М. Вебера.
Формирование больших иерархических структур,
разделение управленческого труда,
введение норм и стандартов, установление
Выделение специализированных групп управленцев, за которыми закрепляются функции
должностных обязательств и ответственности менеджеров
--------------------------------
<1> Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. 5-е изд. М.: Академический
Проект: Трикста, 2005.
Однако, как вы помните, менеджментом мы называем не любую управленческую деятельность, а профессиональное управление хозяйственными организациями, обеспечивающее их эффективное функционирование и развитие. При этом в наши дни менеджмент представляет собой сложную,
многогранную и очень интересную науку. Поэтому в этой главе речь пойдет не об истории управления как сферы человеческой деятельности вообще и даже не об истории развития знаний об управлении, а об основных этапах становления научного менеджмента, заложившего теоретические основы профессионального управления. Другими словами, вы познакомитесь с развитием теории и становлением научных школ менеджмента.
Основной силой, поднявшей научный интерес к управлению, была промышленная революция.
Пожалуй, практики оказали не меньшее влияние на судьбу только еще рождающейся молодой науки,
чем теоретики. Непосредственным источником "научного менеджмента" и тейлоризма XX в. надо считать деятельность так называемых основоположников "научного менеджмента" XVIII - XIX вв. - периода интенсивного технического перевооружения производства, возможности для которого открылись благодаря промышленному перевороту.
Интенсивные систематические исследования в сфере управления, проводимые с применением научных методов, начались в США в конце XIX в. под руководством американского инженера и ученого
Фредерика Уинслоу Тейлора. Первым серьезным вкладом в развитие менеджмента как науки принято считать публикацию в 1911 г. его книги "Принципы научного менеджмента" ("The Principles of Scientific
Management").
Примечание. Научная школа менеджмента - это совокупность схожих идей, концепций и методов в сфере управления, а также коллектив ученых, разрабатывающих под руководством главы (основателя,
лидера) школы выдвинутую им программу исследований.
Начиная с этого периода и по настоящее время ведутся разнообразные исследования в области менеджмента, появляются новые научные направления, теории и концепции, публикуются научные труды, учебники и руководства для практикующих менеджеров.
В наши дни существует несколько подходов к классификации исторически сформировавшихся научных школ (теорий) менеджмента. Для правильного понимания идей и направлений развития научных школ менеджмента мы воспользуемся следующей классификацией:
1. Классическое направление менеджмента:
- школа научного менеджмента;
- административная школа;
- бюрократическая школа.
2. Гуманитарное направление менеджмента:
- школа человеческих отношений;
- школа наук о поведении.
3. Современные направления менеджмента:
- школа количественных методов;
- системный подход к менеджменту;
- процессный подход к менеджменту;
- ситуационный подход к менеджменту.
В следующих параграфах вы узнаете имена основоположников и познакомитесь с основными положениями этих научных направлений и школ менеджмента.
1.2. Классическое направление менеджмента
Школа научного менеджмента. Основателем научной школы, получившей впоследствии название школы научного менеджмента, был американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу
Тейлор (1856 - 1915). В наши дни его часто называют отцом научного менеджмента. Именно Ф. Тейлор впервые предложил использовать разнообразные научные методы для изучения процессов труда и
--------------------------------
<1> Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. 5-е изд. М.: Академический
Проект: Трикста, 2005.
Однако, как вы помните, менеджментом мы называем не любую управленческую деятельность, а профессиональное управление хозяйственными организациями, обеспечивающее их эффективное функционирование и развитие. При этом в наши дни менеджмент представляет собой сложную,
многогранную и очень интересную науку. Поэтому в этой главе речь пойдет не об истории управления как сферы человеческой деятельности вообще и даже не об истории развития знаний об управлении, а об основных этапах становления научного менеджмента, заложившего теоретические основы профессионального управления. Другими словами, вы познакомитесь с развитием теории и становлением научных школ менеджмента.
Основной силой, поднявшей научный интерес к управлению, была промышленная революция.
Пожалуй, практики оказали не меньшее влияние на судьбу только еще рождающейся молодой науки,
чем теоретики. Непосредственным источником "научного менеджмента" и тейлоризма XX в. надо считать деятельность так называемых основоположников "научного менеджмента" XVIII - XIX вв. - периода интенсивного технического перевооружения производства, возможности для которого открылись благодаря промышленному перевороту.
Интенсивные систематические исследования в сфере управления, проводимые с применением научных методов, начались в США в конце XIX в. под руководством американского инженера и ученого
Фредерика Уинслоу Тейлора. Первым серьезным вкладом в развитие менеджмента как науки принято считать публикацию в 1911 г. его книги "Принципы научного менеджмента" ("The Principles of Scientific
Management").
Примечание. Научная школа менеджмента - это совокупность схожих идей, концепций и методов в сфере управления, а также коллектив ученых, разрабатывающих под руководством главы (основателя,
лидера) школы выдвинутую им программу исследований.
Начиная с этого периода и по настоящее время ведутся разнообразные исследования в области менеджмента, появляются новые научные направления, теории и концепции, публикуются научные труды, учебники и руководства для практикующих менеджеров.
В наши дни существует несколько подходов к классификации исторически сформировавшихся научных школ (теорий) менеджмента. Для правильного понимания идей и направлений развития научных школ менеджмента мы воспользуемся следующей классификацией:
1. Классическое направление менеджмента:
- школа научного менеджмента;
- административная школа;
- бюрократическая школа.
2. Гуманитарное направление менеджмента:
- школа человеческих отношений;
- школа наук о поведении.
3. Современные направления менеджмента:
- школа количественных методов;
- системный подход к менеджменту;
- процессный подход к менеджменту;
- ситуационный подход к менеджменту.
В следующих параграфах вы узнаете имена основоположников и познакомитесь с основными положениями этих научных направлений и школ менеджмента.
1.2. Классическое направление менеджмента
Школа научного менеджмента. Основателем научной школы, получившей впоследствии название школы научного менеджмента, был американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу
Тейлор (1856 - 1915). В наши дни его часто называют отцом научного менеджмента. Именно Ф. Тейлор впервые предложил использовать разнообразные научные методы для изучения процессов труда и
управления им, а также для повышения его эффективности и результативности. Соратниками,
единомышленниками и последователями Тейлора были: Фрэнк Гилбрет, Лилиан Гилбрет, Генри Лоуренс
Гантт, Гаррингтон Эмерсон, Генри Форд и др.
Фредерик Уинслоу Тейлор (Frederick Winslow Taylor, 1856 - 1915) родился 20 марта 1856 г. в американском г. Джермантаун (1>1>2>2>1>1>
единомышленниками и последователями Тейлора были: Фрэнк Гилбрет, Лилиан Гилбрет, Генри Лоуренс
Гантт, Гаррингтон Эмерсон, Генри Форд и др.
Фредерик Уинслоу Тейлор (Frederick Winslow Taylor, 1856 - 1915) родился 20 марта 1856 г. в американском г. Джермантаун (1>1>2>2>1>1>