Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1982
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Легенды (в теории организации) (от лат. legenda - чтение, читаемое) - одна из разновидностей организационного фольклора. Как правило, легенды в организациях представляют собой неподтвержденные документально истории, в которых описывается "ценностное" поведение сотрудников прежних лет.
Либеральный стиль руководства - стиль управления, характеризующийся низкой требовательностью к подчиненным, беспринципностью руководителя, стремлением приобрести авторитет путем предоставления разных льгот и послаблений, нежеланием принимать на себя ответственность за итоги деятельности.
Лидер (от англ. leader - ведущий, руководитель) - символ общности и образец поведения группы,
человек, чье право на постановку задач, принятие решений и делегирование признано группой.
Лидерство - важнейшее качество эффективного руководства, средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, побуждая их вести себя определенным образом, работать для достижения целей.
Линейная структура - организационная структура управления, в которой каждый руководитель обеспечивает руководство подчиненными подразделениями по всем видам деятельности, т.е. является линейным руководителем; выполняемые работы в такой организации однотипны, а персонал не разделяется по функциям или квалификации.
Линейные полномочия - полномочия, предполагающие наличие прямой должностной связи между руководителями и исполнителями, в рамках которой руководители отдают распоряжения исполнителям.
Линейный менеджмент (линейные менеджеры) - менеджмент, осуществляющий текущее руководство подразделениями организации; руководители отдельных подразделений, обладающие административными полномочиями по отношению к своим подчиненным.
Логистика - менеджмент в сфере управления потоками материально-технических ресурсов;
управление доставкой, хранением сырья, оборудования и товаров.
Лонгитюдное наблюдение (англ. longitudinal study от longitude - долговременный) - научный метод, применяемый в социологии, психологии, теории организации и др. науках, предполагающий изучение одного объекта (например, организации) в течение длительного времени, за которое существенным образом меняются значимые признаки этого объекта.
Масштаб допустимых отклонений - реалистичные допуски на параметры цели и процедуры контроля.
Матричная (проектно-матричная) структура - организационная структура управления, способная быстро изменяться, адаптируясь к изменяющимся условиям работы; в общем случае представляет собой совокупность рабочих групп (команд), каждая из которых отвечает за выполнение работ в рамках определенной функции, в интересах определенного проекта (процесса); члены рабочей команды подчиняются как своему линейному руководителю (в рамках функции), так и руководителю проекта.
Менеджер - наемный специалист, занятый профессиональной управленческой деятельностью в аппарате управления организации, обладающий специальными компетенциями и наделенный для этого властными полномочиями.
Менеджмент (от англ. management - управление, руководство, администрирование): 1)
профессиональная деятельность по управлению организацией, обеспечивающая высокую результативность и эффективность работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие; 2) система принципов, методов и средств управления организацией с целью обеспечения высокой эффективности их работы; 3) умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения других (работающих в организации) людей; 4) искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом (Ф. Тейлор).
Метод "мозгового штурма" (Brain-storm method) - выработка решения путем свободной генерации идей участниками процедуры; метод предназначен для выработки решений на инновационном уровне.
Метод Дельфи (delphi method) - организация нескольких этапов анонимного анкетирования экспертов с поэтапной обработкой результатов; метод предназначен для прогнозирования и поддержки принятия решений, его особенностью является наличие обратной связи по результатам каждого этапа процедуры.
Метод синектики - метод коллективной творческой деятельности, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников.
Метод экспертных оценок - анализ, прогнозирование ситуации и формирование решения на основе обработки мнений экспертов; предназначен для принятия решений в условиях неформализуемых
(т.е. не поддающихся количественному описанию) проблем.
Миссия организации - формулировка, указывающая на смысл существования организации, ее предназначение, ценности, принципы работы и уникальность.
Многовариантное управленческое решение - решение, предполагающее выбор из некоторого числа возможных вариантов действий.
Многомерная организация - модель предприятия, допускающая создание внутри общей организационной структуры рабочих групп, деятельность которых ориентирована на максимальный учет особенностей таких измерений, как ресурсы, результаты, рынки, территории, потребители.
Морфологическое описание системы - описание, указывающее на состав и взаимные связи между элементами системы.
Мотивация - активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации.
Мультипликативность системы - умножение как позитивных, так и негативных эффектов функционирования элементов системы. Положительным проявлением мультипликативности является умножение эффективности системы за счет рациональных управленческих действий, например внедрения новых технологий, совершенствования системы мотивации, стиля руководства, создания новых организационных структур и т.д.
1 ... 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Наблюдение - целенаправленный сбор сведений об исследуемом объекте или явлении для последующего анализа.
Научная школа менеджмента - совокупность схожих идей, концепций и методов в сфере управления, а также коллектив ученых, разрабатывающих под руководством главы (основателя, лидера)
школы выдвинутую им программу исследований.
Неаддитивность системы - системное свойство, заключающееся в том, что эффект от действия системы нельзя определять как алгебраическую сумму эффектов ее элементов.
Небюджетная (внебюджетная) организация - организация, самостоятельно изыскивающая источники финансирования своей деятельности, заключая договоры с другими компаниями (в том числе с бюджетными) на изготовление продукции или оказание услуг.
Незапрограммированное управленческое решение - управленческое решение, принимаемое в новых ситуациях с неизвестной структурой и факторами.
Некоммерческая организация - организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Неопределенность внешней среды - соотношение между количеством информации о внешней среде, которой располагает менеджмент, и уверенностью в достоверности и точности этой информации;
чем выше неопределенность, тем сложнее принимать решения.
Неофициальное общение (в теории организации) - распространение важной для сотрудников организации информации по неформальным каналам. Наличие устойчиво функционирующей системы неформальных коммуникаций создает условия для приобретения неформальной группой особой формы власти над администрацией компании, несанкционированное установление производственных норм - формирование в коллективе общих представлений о справедливости или несправедливости тех или иных норм и требований.
Неформализованное знание - знание, которым обладает личность, зависящее от ситуации, с трудом поддающееся формализации и распространению.
Нормы и правила поведения (в теории организации) - стандарты и подходы, по которым сотрудник определяет, что и как ему нужно сделать.
Обособленность частей системы - стремление некоторых подсистем большой системы к автономности и изолированности. В хозяйственных организациях это свойство проявляется при решении вопросов распределения ресурсов и властных полномочий.
Обратная связь - передача части выходных ресурсов системы на ее вход.
Обучающаяся организация - обобщенный термин, применяемый для указания на организации,
развитие которых отличается существенной устойчивостью и необратимостью и основывается на коренных преобразованиях в их организационной культуре.
Общественная организация - организация, создаваемая для удовлетворения социальных потребностей и интересов людей, как правило, входящих в эти организации.
Общество с дополнительной ответственностью - коммерческая организация, учрежденная одним или несколькими лицами, уставный капитал которой, так же как и в обществе с ограниченной ответственностью, разделен на доли определенных размеров.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - коммерческая организация, учрежденная одним или несколькими лицами, уставный капитал которой разделен на доли определенных размеров.
Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общие полномочия - право принимать решения, связанные с постановкой целей организации,
выработкой стратегии, действиями в кризисной ситуации и т.п.; принадлежат высшему руководству организации.
Объект управления (в менеджменте) - организация, подразделение, сотрудник.
Оперативная интеграция подразделений - обоснованный выбор координационных механизмов взаимодействия подразделений в интересах эффективного осуществления запланированных организационных изменений.
Оперативные (текущие) планы - планы, определяющие цели конкретных отделов и даже отдельных сотрудников организации на ближайшее полугодие или квартал с детализацией по месяцам и даже дням.
Оперативный менеджмент - управление реализацией оперативных планов.
Оптимизация организационной структуры - процесс обоснования и разработки структуры организации, максимально полно отвечающей заданным требованиям с учетом всех ограничений;
приведение структуры организации (с учетом ее внешних взаимодействий) в состояние, способствующее максимально эффективному достижению целей предприятия в рамках принятых стратегий.
Организационная культура - система общепринятых в организации ценностей, традиций,
стандартов поведения и форм отношений, которые отличают данную организацию от других.
Организационная структура (Организационная структура управления, ОСУ) - совокупность всех подразделений компании и всех взаимосвязей между ними в соответствии с иерархией.
Организационно-правовая форма - форма юридической регистрации организации, которая обеспечивает этой организации определенный правовой статус.
Организационно-распорядительные методы управления - методы прямого воздействия на объект управления, носящие директивный (руководящий), обязательный характер.
Организационно-технический аспект менеджмента - рациональная оценка ситуации и систематический выбор целей и задач; разработка стратегии достижения этих задач; подбор и использование требуемых ресурсов; проектирование, организация и контроль действий, необходимых для достижения целей.
Организационные изменения - 1) система мероприятий по переводу организационной системы в новое состояние в соответствии с представлениями о желаемом будущем; 2) система мероприятий,
призванных создать условия для развития организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе с сохранением требуемого уровня экономической стабильности в аспекте закона самосохранения.
Организационный капитал - бренды, интеллектуальная собственность, процессы, системы,
организационные структуры, формализованная информация (на носителях) и т.п.
Организационный менеджмент - менеджмент, отвечающий за создание организации, т.е. за разработку ее организационной структуры и системы управления.
Организация - 1) как система, объект - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей; 2) как функция менеджмента - рациональное распределение задач, полномочий, ответственности и ресурсов между исполнителями и обеспечение их совместной работы.
Организация как объект - целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением, для которого характерна целенаправленность функционирования и развития.
Организация как процесс - деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве.
Открытая система - система, обменивающаяся с внешней средой какими-либо ресурсами
(энергией, информацией и т.п.).
Открытое акционерное общество - акционерное общество, участники которого (акционеры) могут продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
Отношенческий капитал - все отношения, которые организация устанавливает с клиентами,
потребителями, посредниками, партнерами, владельцами и т.п.
План - документ, в котором отражаются промежуточные и конечные цели, задачи, механизмы координации и распределения ресурсов, а также варианты действий в нештатных ситуациях.
Планирование - процесс составления планов организации; этап управления, на котором определяются: цели деятельности организации; ресурсы, необходимые для достижения этих целей;
способы достижения поставленных целей; процесс определения целей организации и поиск наиболее эффективных методов и средств их достижения в условиях действия ограничений по ресурсам и времени.
Поверья и убеждения (в теории организации) - устойчивые мнения и принципы, не требующие доказательства и проверки.
Подвижность внешней среды - скорость, с которой происходят изменения вокруг организации;
подвижность может быть различна для разных подразделений организации.
Полное товарищество - коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества. Они несут ответственность по обязательствам общества не только в размере своих вкладов в складочный капитал, но и всем принадлежащим им имуществом, т.е. полную,
неограниченную ответственность.
Полномочие - право, официально предоставленное кому-либо на совершение чего-либо.
Полнота информации - свойство информации исчерпывающе характеризовать интересующий объект, процесс, событие.
Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц для удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах. К потребительским кооперативам относят жилищно-строительные, гаражно-строительные, дачно-строительные, жилищные накопительные, кредитные потребительские кооперативы.
Потребность (в широком смысле) - ощущение человеком физиологического или психологического недостатка в чем-либо.
Правительственные организации - официальные органы власти федерального или местного уровней, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, указах Президента Российской
Федерации и т.п.
Правовой аспект менеджмента - отражение в менеджменте структуры и принципов государственных, политических и экономических институтов общества, проводимой политики и определяемого ими законодательства.
Представительские полномочия - полномочия, предусматривающие выполнение назначенными сотрудниками по поручению руководства таких функций, как координация и контроль деятельности.
Принцип инерции (запаздывания) - изменение потенциала системы начинается спустя некоторое время после начала изменений во внешней и внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания.
Принцип непрерывности - процесс изменения потенциала идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения.
Принцип оптимальности (в теории организации) заключается в стремлении менеджмента организации к выбору наилучших (по определенному критерию) организационных структур, а также форм и методов работы организации.
Принцип развития - как прогрессивное, так и регрессивное развитие начинается постепенно, в одном из элементов организационной системы, и только потом, спустя какое-то время, распространяется на всю организацию.
Принцип распределенной ответственности - принцип распределения задач, ресурсов,
полномочий и ответственности между подразделениями в целях осуществления организационных изменений, который состоит в том, что каждое подразделение компании должно включать в план своих организационных преобразований каждую из задач, стоящих перед компанией в целом.
Принцип эластичности - скорость изменения потенциала системы зависит от начальной величины этого потенциала.
Принципы организации - правила, используемые руководителем при построении организационной системы.
Принципы соответствия указывают на необходимость четкого попарного согласования между собой таких важнейших факторов организации, как цели и ресурсы; распоряжения и подчинения;
результативность и экономичность.
Прогнозирование - процесс предугадывания развития событий до их наступления.
Производственный (операционный) менеджмент - управление производственными процессами предприятия или основными операциями.
Производственный кооператив (артель) - добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнения работ, торговли, бытового обслуживания, оказания других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Пропорциональность (в теории организации) - определенное количественное соотношение,
соответствие между элементами организационной системы.
Простая организационная структура (по Г. Минцбергу) - организационная структура, состоящая из двух элементов: операционного ядра, выполняющего все основные и вспомогательные функции, и руководства, управляющего организацией в целом; характеризуется преобладанием прямого контроля и предельно высокой степенью централизации управления; ключевой частью является стратегическая вершина; система менеджмента зачастую представлена одним человеком - учредителем (владельцем)
предприятия.
Профессиональная организация (по Г. Минцбергу) - организационная структура, ключевой частью которой является операционное ядро, а координация в основном обеспечивается стандартизацией квалификации; одновременно функционально и рыночно ориентирована;
характеризуется незначительным влиянием средней линии и техноструктуры на операционное ядро.
Профиль организационной культуры - долевое (например, выраженное в процентах)
распределение базовых типов культуры, отражающее реальное или желаемое состояние