Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1980

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
www.finam.ru www.gazgroup.ru www.hs-ships.ru www.izago.ru www.mfpa.ru www.microsoft.com www.mmk.ru www.mosgortrans.ru www.podari-zhizn.ru www.prime-law.ru www.rating.rbc.ru www.ruj.ru www.rushydro.ru
ГЛОССАРИЙ
Автократичный лидер - авторитарный руководитель, обладающий достаточной властью для того,
чтобы навязывать свою волю исполнителям, использует директивный стиль руководства.
Адаптивность - способность приспосабливаться к новым внешним условиям; для различных организационных систем уровень адаптивности различен, зависит от степени соответствия структуры и связей организации внешним условиям.
Адхократическая структура (адхократия, от лат. ad hoc - специально для этого) (по Г.
Минцбергу) - организационная структура, способная решать разнообразные, оперативно поступающие задачи в сложных и неопределенных условиях; в качестве основного координационного механизма использует взаимное согласование; ключевой частью являются операционное ядро и вспомогательный персонал; использует функциональное и рыночное группирование.
Акционерное общество - коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций.
Алгоритм - точное предписание, определяющее процесс преобразования информации или действий.
Анализ (греч.
- разложение, расчленение) - метод изучения объектов, процессов или явлений, заключающийся в мысленном или реальном разделении целого на его составные части
(элементы); метод исследования, заключающийся в искусственном (мысленном) разложении исследуемого объекта на простые составные части с целью последующего их изучения.
Аналогия - метод исследования, который на основе сходства объектов по некоторым признакам,
свойствам и отношениям выдвигает предположение об их сходстве в других отношениях.
Артефакт культуры - искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание; созданные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества (научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор).
Аутсорсинг (от англ. outsourcing) - использование внешнего источника (ресурса), передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
Банк - организация, специализирующаяся на финансово-кредитных операциях.
Бинарное решение - решение, предполагающее выбор одного из двух взаимоисключающих вариантов.
Бюджетная организация - организация, деятельность которой осуществляется за счет средств,
выделяемых из государственного бюджета.
Бюрократическая организация (по Г. Минцбергу) - организационная структура, с доминированием стандартизации процессов; имеет хорошо развитые техноструктуру и вспомогательные подразделения, которые концентрируют свое влияние на операционном ядре; средняя линия представляет собой многоуровневую иерархическую систему; группирование организационных единиц обычно осуществляется по функциональному принципу.
Бюрократия (bureaucracy) (от франц. bureau - канцелярия и греч. kratos - власть) - система управления, основанная на вертикальной иерархии, призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом.
Вертикальное разделение труда менеджеров - выделение трех уровней управления: низшего
(первичного), среднего и высшего.
Вертикальные коммуникации - перемещение информации между уровнями управления
(исполнения) организации, может передаваться по нисходящей - с высших уровней на низшие или по восходящей - с нижних уровней на высшие.
Взаимное согласование - способ координации, заключающийся в том, что контроль процессов и

результатов труда осуществляют сами сотрудники, используя для этого неформальные коммуникации.
Взаимосвязанность факторов внешней среды - степень влияния изменения одного фактора на все остальные; изменение некоторых факторов приводит к значительным изменениям других (законы,
потребители и т.п.).
Власть - возможность оказывать влияние на поведение других людей для достижения целей организации.
Власть примера (эталонная власть) - власть, возникающая вследствие особых личных качеств руководителя, благодаря которым его выделяют и уважают, восхищаются им, хотят быть на него похожими; порождается влиянием с помощью харизмы.
Власть, основанная на вознаграждении, - власть, предполагающая, что исполнитель осознает,
что руководитель может удовлетворить его потребности.
Власть, основанная на принуждении, - власть, основанная на вере исполнителя в то, что руководитель может наказать его, лишить возможности удовлетворить какие-то потребности или причинить неприятности.
Влияние - поведение одного человека, которое вносит изменение в поведение или мысли других людей.
Внешняя среда косвенного воздействия - набор факторов внешнего окружения организации,
которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на организацию, но могут сказаться на ее деятельности косвенно (через изменение факторов среды делового окружения) или с течением времени.
Внешняя среда организации - совокупность факторов ее внешнего окружения.
Внешняя среда прямого воздействия - набор таких факторов внешнего окружения организации,
которые прямо и непосредственно влияют на деятельность организации.
Внутренняя среда организации - совокупность ее внутренних переменных.
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40

Вознаграждение (в широком смысле) - все то, что человек считает ценным для себя.
Гармония (в теории организации) - согласованность, стройность, соразмерность в сочетании элементов организационной системы.
Герои (в теории организации) - лица, которые работают или работали в организации, и своим примером продемонстрировали поведение, ориентированное на укрепление ее основных ценностей.
Горизонтальное (функциональное) разделение труда менеджеров - выделение групп менеджеров, отвечающих за определенные функции: производство, коммерцию, маркетинг, финансы,
персонал и т.п.
Горизонтальные коммуникации - информационные связи между подразделениями (или между отдельными сотрудниками), принадлежащими к одному уровню управления (исполнения) организации.
Группирование - объединение должностных позиций в организационные единицы
(подразделения).
Групповая организационная форма - объединение организаций посредством кооперации или концентрации производства; групповая организационная форма представляет интересы нескольких юридических лиц.
Дедукция - метод исследования, заключающийся в выведении частных суждений из общих положений.
Делегирование полномочий - передача части функций руководителя другим менеджерам или сотрудникам для достижения конкретных целей организации.
Демократичный лидер - руководитель, который старается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, вкладывает усилия в создание атмосферы открытости и доверия, старается научить подчиненных вникать в проблемы организации.
Децентрализованные организационные структуры - структуры, в которых полномочия делегируются (передаются) на нижестоящие уровни управления.
Дивизиональная ОСУ - структура, которая создается в том случае, когда организация начинает производить разнообразные виды продукции, выходит на новые рынки (регионы, страны) или ориентирует свою деятельность на различные группы клиентов; термин "дивизиональная" (от англ.
division - разделение, подразделение, отдел, дивизион) указывает на то, что в компании для решения перечисленных задач создаются отдельные организационные единицы - дивизионы.
Дивизиональная структура (по Г. Минцбергу) - организационная структура, использующая в качестве основного координационного механизма стандартизацию выпуска; ключевой частью является средняя линия, представляющая собой совокупность руководителей отдельных организационных единиц - дивизионов; использует рыночное группирование организационных единиц.

Достоверность информации - отсутствие в сообщении скрытых ошибок.
Доступность информации - возможность получения информации данным потребителем.
Жизненный цикл организации - совокупность последовательно сменяющих друг друга состояний организации, каждое из которых соответствует определенному комплексу организационных характеристик и типичной модели поведения организации.

Завод - промышленное предприятие, выпускающее серийную массовую продукцию, с длительным производственным циклом.
Закон единства анализа и синтеза - целенаправленное осуществление циклов анализа и синтеза в интересах повышения эффективности организации и адаптации ее к новым условиям функционирования обеспечивает ее самосохранение и развитие.
Закон информированности-упорядоченности - чем более качественной информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем более упорядочены ее элементы и выше эффективность функционирования.
Закон композиции и пропорциональности (гармонии) - каждая организационная система стремится к оптимальному взаимному расположению частей (композиции) и к оптимальному количественному соотношению между ними (пропорциональности), что обеспечивает гармонию ее строения и функционирования.
Закон минимальной эффективности - для каждой организации существует минимальный коэффициент полезного действия (эффективность), при которой организация должна быть ликвидирована или деятельность ее приостановлена.
Закон необходимого разнообразия (Requisit variety) - эффективное управление системой может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управления будет, по крайней мере,
не меньше, чем разнообразие управляемой ситуации.
Закон оптимальной загрузки - для каждого человека (подразделения) существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрывается его потенциал.
Закон самосохранения - организационная система может обеспечить свою целостность и качественную определенность, выбирая на каждом этапе своего существования такие формы устойчивого состояния, для которых характерен обоснованный баланс между стабильностью и развитием.
Закон своеобразия - для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура.
Закон синергии: 1) эффект, получаемый в результате соединения двух или более элементов в единую систему, оказывается не равным простому сложению эффектов от обособленной деятельности этих элементов; 2) возможен такой подбор элементов, их иерархии и взаимосвязи, при которых эффект от деятельности системы в данных условиях окажется выше суммы эффектов обособленно функционирующих элементов.
Закон социальной гармонии - для каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда как за счет повышения эмоционального уровня работника, так и за счет увеличения изобретательства (генерации идей).
Закрытое акционерное общество - акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.
Запрограммированное управленческое решение - управленческое решение, для которого характерна определенная повторяемость действий или шагов в процессе разработки и реализации.
Защищенность информации - невозможность несанкционированного доступа к информации или ее изменения.
Изменения в технологии - изменения процессов производства и оказания услуг, а также знаний и навыков работников организации. Целями таких изменений, как правило, являются повышение эффективности производства, производительности труда сотрудников, увеличение объемов и качества производимой продукции.
Изменения стратегии и структуры компании - наиболее сложный, масштабный и трудоемкий тип изменений, так или иначе затрагивающий все сферы деятельности компании. Изменения в культуре затрагивают такие аспекты жизни компании, как ценности, ожидания, поведение, формальные и неформальные коммуникации сотрудников и т.п.
Изменения товаров и услуг - процесс усовершенствования существующих и создание новых видов продукции и услуг. Осуществление подобных изменений, как правило, обусловлено постановкой таких целей развития, как увеличение доли рынка или освоение новых рынков (групп потребителей).
Индукция - метод исследования, заключающийся в формировании выводов путем перехода от частных суждений к общим.
Инновационное управленческое решение - решение, принимаемое в условиях, когда заранее почти невозможно сделать предположение о каких-либо вариантах действий, когда сама ситуация нова и неопределенна.
Инновационный менеджмент - управление внедрением технических, технологических и управленческих нововведений, обеспечивающих конкурентоспособное развитие предприятия.
Интеллектуальный капитал (Intellectual capital) - 1) собирательное понятие, под которым подразумеваются неденежные и нематериальные ресурсы, полностью или частично контролируемые организацией и участвующие в создании ценности; 2) знания, навыки и производственный опыт

конкретных людей и нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов.
Интернализация знания - воплощение формализованного знания в неформализованное, когда опыт посредством социализации, экстернализации и комбинации трансформируется в неформализованное знание индивидуума в форме общих интеллектуальных моделей или умений.
Интуитивное управленческое решение - выбор, который сделан только на основе неосознанного ощущения его правильности.
Информационная энтропия - мера информационного хаоса в организации.
Информационное описание системы - описание, которое дает представление о типах и направлениях информационных потоков, протекающих внутри системы и между системой и ее внешней средой.
Информация - совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности знания о каких-либо объектах, процессах и явлениях.
Информированность - обеспечение организации качественной информацией в количестве,
необходимом для ее результативного и эффективного функционирования.
Исторический (хронологический) метод - метод исследования, состоящий в том, что материал изучается в хронологической последовательности описываемых событий для выявления изменений,
тенденций и т.п.
Кейс-метод (Case method) - метод разработки управленческого решения, состоящий в детальном разборе и анализе сложной ситуации, представленной для этого в форме емкого и подробного описания
- кейса (от англ. case - ситуация, случай).
Комбинат - объединение организаций разных отраслей промышленности, в котором продукция одной организации служит сырьем или полуфабрикатом для производственной деятельности другой.
Комбинация знания - процесс включения концепций в систему знаний; изменение структуры знаний посредством добавления, корректировки, классификации, комбинации и т.п.
Коммерческая организация - организация, создаваемая для производства продукции или оказания услуг с целью получения прибыли в интересах учредителей этих организаций.
Коммуникации (коммуникационный процесс) - процесс и структура обмена информацией между людьми.
Коммуникационное описание системы - описание, отражающее взаимосвязь данной системы с другими системами в рамках их иерархического построения.
Компетенция (лат. competentia) - 1) круг вопросов и явлений, в которых данное лицо обладает авторитетом, познанием, опытом; 2) сфера полномочий, область вопросов и задач, подлежащих чьему-нибудь ведению.
Композиция (в теории организации) - взаимное расположение элементов организационной системы (от лат. compositio - составление, связывание, сложение, соединение).
Конгломерат - организация, которая функционирует в более чем одной отрасли. Конгломерат характеризуется высоким уровнем децентрализации управления.
Консорциум (от лат. consortium - соучастие, сообщество) - объединение (как правило,
временное) компаний, банков на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Консорциум несет солидарную ответственность перед своими заказчиками.
Контроль - 1) количественная и качественная оценка и учет результатов деятельности организации; 2) сравнение результатов с плановыми значениями. Контроль - процесс, в ходе которого менеджмент определяет: во-первых, достигнуты или нет цели организации, а во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке.
Концерн - долговременное договорное объединение ряда компаний для формирования полной технологической цепи. Компании, входящие в концерн, сохраняют свою юридическую, финансовую и коммерческую самостоятельность при решении своих индивидуальных задач.
Координация - обеспечение согласованности действий всех звеньев управления и поддержание устойчивого режима работы организации.
Корпорация - организация (союз организаций), созданная для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо. Современная корпорация - это материнская компания с сетью дочерних организаций, имеющих различный юридический статус и разную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности.
Критерий эффективности управления - какой-либо показатель, характеризующий успешность работы организации после того или иного управленческого воздействия на нее.
Кроссекционное наблюдение (синхронное, одномоментное, статичное) - в теории организации - краткосрочное наблюдение за деятельностью нескольких различных организаций, проводимое с целью выявления общих для них признаков.