Файл: Экзаменационные вопросы Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы становления и развития психологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проективные методики (от лат. projectio - выбрасывание вперед) - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода.
Познакомимся ближе с классификацией проективных методик.
1. Конститутивные. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо аморфный материал, которому необходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могут служить:
- Незаконченные предложения
- Незавершенные рисунки
2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. «Тест мира», например, состоит из 232 моделей объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, самолеты, люди, животные и т.д.).
3. Интерпретационные методы - как ясно из определения, испытуемый должен истолковать некоторый стимул, исходя из собственных соображений, предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира, его чувств, интересов и побуждений.
4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама, осуществляемая в виде импровизированного театрального представления, позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) — а тем самым добиваются терапевтического эффекта, — но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые во вне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию. Здесь мы видим смещение акцента с процента на результат. Игровые техники задействуют фантазию испытуемого, и поэтому, являются типичным примером данной категории.
5. Экспрессивные. Анализ почерка, особенностей речевого общения. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.
6. Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов. Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.
7.Аддитивные. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных перееменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи. Примером может служить Тест руки (Hand test) - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения
-
-
Какие проективные методы можно использовать для диагностики агрессивных проявлений. Перечислите их преимущества, недостатки, области применения.
Наиболее часто используемые проекционные методы –это тестирование чернильных пятен Германа Роршаха и тематический тест апперцепции Генри Мюррея и Кристиана Моргана. Эти тесты используются как в исследовательских, так и в клинических условиях для изучения различных типов поведения и мотивов.
В тесте Г.Роршаха исследователь показывает испытуемому набор карточек с чернильными пятнами и просит испытуемого рассказать, что он видит, что ему напоминают эти пятна, чтобы продиагностировать степень агрессивности. Системы ответов делятся на шесть групп, которые воспроизводят аспекты гнева или враждебности: отрицательное отношение или эмоции; описания злостного или агрессивного поведения; предметы, которые используются в агрессивных целях, описания агрессивности, символические ассоциации с агрессией или гневом; двойственность; нейтральные ответы, которые ничего не говорят о гневе или враждебности.
⠀
????Генри Мюррей сам определяет ТАТ следующим образом:
«Thematic Apperception Test, более известный как ТАТ, представляет собой метод, который идентифицирует доминирующие импульсы, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности, и помогает определить степень скрытых тенденций, которые имеет субъект или пациент из-за своей бессознательности скрывает или не может показать».
⠀
???? Тест «Руки» Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. Техника может быть использована для обследования как взрослых, так и детей. Тест был опубликован Б.Брайклиным, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 г. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.
Прием, лежащий в основе теста руки, заключается в том, что субъекта просят интерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра» изображения руки, социально нейтрального и не несущего никакой смысловой нагрузки.
Составьте план консультативной беседы при запросе на решение проблемы плохой успеваемости младшего школьника
Этапы проведения консультации:
1. Организация консультации.
Приветствие родителей.
2. Определение повестки.
Прием коучинга «Колесо»
- Уважаемые родители, как вы думаете, зачем Ваш ребенок посещает школу?
Обозначьте в секторах круга цели посещения Вашим ребенком учебного заведения:
- А теперь обозначьте значимость каждой цели по десятибалльной шкале от 1 до 10 (1 – совсем плохо, 10 – лучше некуда). Сделайте соответствующую отметку на своей схеме окружности.
- Соедините линиями отметки, отображающие вашу оценку ситуации в каждой из области круга. Теперь у Вас есть наглядная картина целей посещения Вашим ребенком школы.
- Проанализируте полученный результат. Что за фигура у Вас получилась? Чем больше полученная фигура похожа на круг, тем более сбалансированы цели. Теперь вы можете составить план мероприятий по достижению каждой цели. Но я Вам сейчас предлагаю определить наиболее значимую цель посещения ребенком школы.
- Распределите цели посещения школы ребенком по степени важности по десятибалльной шкале от 1 до 10. По вашему мнению, какая наиболее важная цель посещения Вашим ребенком учебного заведения? /получение знаний, обучение…/.
- Как по вашему связаны понятия «получение знаний» и «успеваемость»?
- Вот сегодня мы и поговорим, об актуальном для Вас вопросе, об успеваемости.
3. Основная часть консультации.
- Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.
- Определите, какие, на ваш взгляд есть причины, мешающие Вашему ребенку заниматься лучше.
- Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.
На доску записываются причины, предложенные родителями, затем эти причины обсуждаются.
Примерный перечень:
1) неправильно организованный режим дня;
2) дети не вникают в суть выполняемого задания;
3) сталкиваясь с трудностями сразу же «опускают руки»;
4) лень;
5) нет интереса к некоторым предметам;
6) разный уровень длительности понимания и усвоения учебного материала;
7) не умеют сосредотачиваться;
8) не прислушиваются к мнению старших.
- Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, и важно найти именно ее, иначе все наши хлопоты окажутся напрасными. Ю. К. Бабанский и В. С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. Анализ их работ позволил построить следующую схему:
- А можно ли преодолеть эти причины неупеваемости и повысить успеваемость в целом?
Прием коучинга «Масштаб цели»
Табличка заполняется родителями, затем ведется общее обсуждение цели и способов ее достижения.
-
- Предупреждение неуспеваемости (повышение успеваемости) предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
- Хотели бы Вы, чтобы успеваемость Вашего ребенка улучшилась? Возможно ли это?
Обсуждение с родителями заполненной таблички.
4. Осмысление итогов консультирования.
- Уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, внимательно какие вы должны предпринимать действия для устранения проблем низкой успеваемости детей. Родители должный быть сами деятельны, активны, помогать детям, рационально вместе с ребёнком спланировать режим дня, научить ребёнка преодолевать возникшие трудности, оказывая ему при этом помощь, оказывать помощь детям в ходе подготовки домашнего задания и т.д.
5. Рефлексия.
Методика «Телеграмма»
Родители на чистых бланках пишут телеграммы из 10 слов кому-либо, отражая в них свои впечатления и ощущения от проведённого родительского собрания.
Затем родители встают в круг и по очереди зачитывают свои телеграммы.
Примерные телеграммы:
• «Доченька! Теперь я тебя за всё буду хвалить, но прислушиваться к мнению старших и выполнять режим дня всё-таки надо! Мама.»
• «Интересно. Поучительно. Старались решить проблему. Поиграли. Будем стараться и дойдём до цели.»
• «Выяснили, что точка зрения на проблемы класса в отношении учёбы и поведения у родителей, детей и учителя одинаковы, пути их решения у многих совпадают»
- Необходимо работать над трудолюбием ребёнка: научить и привить любовь к учебе и труду.
- Хочется поблагодарить присутствующих на собрании родителей за их активное участие в жизни своих детей, класса и школы. Всем спасибо за внимание. До новых встреч.
Составьте перечень профессионально важных качеств психолога и педагога, найдите сходства и отличия.
Чем отличается педагог от психолога? Обладатели обеих профессий призваны улучшать жизнь, помогать становиться лучше и раскрывать себя.
Педагог-это человек, со специальным образованием, занимающийся воспитанием и образованием детей и подростков.
Психолог-это специалист с профильным образованием, оказывающий психологическую помощь.
Видно сходство этих профессий, проявляющееся в том, что их работа связана с людьми. Но здесь же можно выделить и различие, которое состоит в том, что педагог все-таки чаще работает с определенной категорией людей (дети, подростки), а психолог взаимодействует с людьми любых возрастов.
Педагог относится, к определенной жизненной ступени человека, на которой он проходит обучение, то есть, это тот человек, через которого проходит каждый.
Психолог же человек, к которому обращаются за помощью.
Если говорить именно о деятельности, то тут можно отметить некоторую противоречивость. С одной стороны педагог –учит, а психолог- помогает, но с другой стороны, педагог также как психолог может оказывать обучающимся психологическую поддержку, помогать им с принятием каких-то решений. А психолог, например, может также человека научить, только предмет знаний будет отличаться.
Рассматривая личные качества человека той или иной профессии можно отметить, что здесь они будут схожими. Как педагог, так и психолог должны быть толерантными и гуманными, естественно, должны обладать специальным образованием, и что очень важно, люди этих профессий должны любить людей.
В целом педагог должен быть и психологом тоже, т.е. знать психологию детей, уметь понимать их, знать их психологические особенности, это поможет ему для более продуктивной работы.
Задача 1.
Вы - школьный психолог, только что приступили к работе. Вам предстоит обсудить с директором школы программу, график и условия Вашей работы.
1.Выбирайте правильное время для общения.
Если вам нужно, например, обсудить программу, график и условия вашей работы, убедитесь, что это происходит в тот момент, когда директор находится в приятном настроении и не слишком торопится.
2. Контролируйте язык вашего тела.
Держите свое тело расслабленным