Файл: Экзаменационные вопросы Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы становления и развития психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проективные методики (от лат. projectio - выбрасывание вперед) - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода.

Познакомимся ближе с классификацией проективных методик.

1. Конститутивные. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо аморфный материал, которому необходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могут служить:

- Незаконченные предложения

- Незавершенные рисунки

2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. «Тест мира», например, состоит из 232 моделей объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, самолеты, люди, животные и т.д.).

3. Интерпретационные методы - как ясно из определения, испытуемый должен истолковать некоторый стимул, исходя из собственных соображений, предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира, его чувств, интересов и побуждений.

4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама, осуществляемая в виде импровизированного театрального представления, позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) — а тем самым добиваются терапевтического эффекта, — но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые во вне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию. Здесь мы видим смещение акцента с процента на результат. Игровые техники задействуют фантазию испытуемого, и поэтому, являются типичным примером данной категории.

5. Экспрессивные. Анализ почерка, особенностей речевого общения. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.

6. Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов. Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.


7.Аддитивные. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных перееменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи. Примером может служить Тест руки (Hand test) - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения



  1. Какие проективные методы можно использовать для диагностики агрессивных проявлений. Перечислите их преимущества, недостатки, области применения.
    Наиболее часто используемые проекционные методы –это тестирование чернильных пятен Германа Роршаха и тематический тест апперцепции Генри Мюррея и Кристиана Моргана. Эти тесты используются как в исследовательских, так и в клинических условиях для изучения различных типов поведения и мотивов.
    В тесте Г.Роршаха исследователь показывает испытуемому набор карточек с чернильными пятнами и просит испытуемого рассказать, что он видит, что ему напоминают эти пятна, чтобы продиагностировать степень агрессивности. Системы ответов делятся на шесть групп, которые воспроизводят аспекты гнева или враждебности: отрицательное отношение или эмоции; описания злостного или агрессивного поведения; предметы, которые используются в агрессивных целях, описания агрессивности, символические ассоциации с агрессией или гневом; двойственность; нейтральные ответы, которые ничего не говорят о гневе или враждебности.

    ????Генри Мюррей сам определяет ТАТ следующим образом:
    «Thematic Apperception Test, более известный как ТАТ, представляет собой метод, который идентифицирует доминирующие импульсы, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности, и помогает определить степень скрытых тенденций, которые имеет субъект или пациент из-за своей бессознательности скрывает или не может показать».

    ???? Тест «Руки» Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. Техника может быть использована для обследования как взрослых, так и детей. Тест был опубликован Б.Брайклиным, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 г. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.
    Прием, лежащий в основе теста руки, заключается в том, что субъекта просят интерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра» изображения руки, социально нейтрального и не несущего никакой смысловой нагрузки.

Составьте план консультативной беседы при запросе на решение проблемы плохой успеваемости младшего школьника


Этапы проведения консультации:
1. Организация консультации.
Приветствие родителей.
2. Определение повестки.
Прием коучинга «Колесо»
- Уважаемые родители, как вы думаете, зачем Ваш ребенок посещает школу?
Обозначьте в секторах круга цели посещения Вашим ребенком учебного заведения:




- А теперь обозначьте значимость каждой цели по десятибалльной шкале от 1 до 10 (1 – совсем плохо, 10 – лучше некуда). Сделайте соответствующую отметку на своей схеме окружности.
- Соедините линиями отметки, отображающие вашу оценку ситуации в каждой из области круга. Теперь у Вас есть наглядная картина целей посещения Вашим ребенком школы.
- Проанализируте полученный результат. Что за фигура у Вас получилась? Чем больше полученная фигура похожа на круг, тем более сбалансированы цели. Теперь вы можете составить план мероприятий по достижению каждой цели. Но я Вам сейчас предлагаю определить наиболее значимую цель посещения ребенком школы.
- Распределите цели посещения школы ребенком по степени важности по десятибалльной шкале от 1 до 10. По вашему мнению, какая наиболее важная цель посещения Вашим ребенком учебного заведения? /получение знаний, обучение…/.

- Как по вашему связаны понятия «получение знаний» и «успеваемость»?
- Вот сегодня мы и поговорим, об актуальном для Вас вопросе, об успеваемости.
3. Основная часть консультации.
- Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.
- Определите, какие, на ваш взгляд есть причины, мешающие Вашему ребенку заниматься лучше.

- Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.
На доску записываются причины, предложенные родителями, затем эти причины обсуждаются.
Примерный перечень:
1) неправильно организованный режим дня;
2) дети не вникают в суть выполняемого задания;
3) сталкиваясь с трудностями сразу же «опускают руки»;
4) лень;
5) нет интереса к некоторым предметам;
6) разный уровень длительности понимания и усвоения учебного материала;
7) не умеют сосредотачиваться;
8) не прислушиваются к мнению старших.
- Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, и важно найти именно ее, иначе все наши хлопоты окажутся напрасными. Ю. К. Бабанский и В. С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. Анализ их работ позволил построить следующую схему:




- А можно ли преодолеть эти причины неупеваемости и повысить успеваемость в целом?
Прием коучинга «Масштаб цели»
Табличка заполняется родителями, затем ведется общее обсуждение цели и способов ее достижения.




  1. - Предупреждение неуспеваемости (повышение успеваемости) предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
    Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
    1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности
    2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
    3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
    4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
    - Хотели бы Вы, чтобы успеваемость Вашего ребенка улучшилась? Возможно ли это?
    Обсуждение с родителями заполненной таблички.
    4. Осмысление итогов консультирования.
    - Уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, внимательно какие вы должны предпринимать действия для устранения проблем низкой успеваемости детей. Родители должный быть сами деятельны, активны, помогать детям, рационально вместе с ребёнком спланировать режим дня, научить ребёнка преодолевать возникшие трудности, оказывая ему при этом помощь, оказывать помощь детям в ходе подготовки домашнего задания и т.д.
    5. Рефлексия.
    Методика «Телеграмма»
    Родители на чистых бланках пишут телеграммы из 10 слов кому-либо, отражая в них свои впечатления и ощущения от проведённого родительского собрания.
    Затем родители встают в круг и по очереди зачитывают свои телеграммы.
    Примерные телеграммы:
    • «Доченька! Теперь я тебя за всё буду хвалить, но прислушиваться к мнению старших и выполнять режим дня всё-таки надо! Мама.»
    • «Интересно. Поучительно. Старались решить проблему. Поиграли. Будем стараться и дойдём до цели.»
    • «Выяснили, что точка зрения на проблемы класса в отношении учёбы и поведения у родителей, детей и учителя одинаковы, пути их решения у многих совпадают»
    - Необходимо работать над трудолюбием ребёнка: научить и привить любовь к учебе и труду.
    - Хочется поблагодарить присутствующих на собрании родителей за их активное участие в жизни своих детей, класса и школы. Всем спасибо за внимание. До новых встреч.


Составьте перечень профессионально важных качеств психолога и педагога, найдите сходства и отличия.
 Чем отличается педагог от психолога?  Обладатели обеих профессий призваны улучшать жизнь, помогать становиться лучше и раскрывать себя.

       Педагог-это человек, со специальным образованием, занимающийся воспитанием и образованием детей и подростков.

       Психолог-это специалист с профильным образованием, оказывающий психологическую помощь.

       Видно сходство этих профессий, проявляющееся в том, что их работа связана с людьми. Но здесь же можно выделить и различие, которое состоит в том, что педагог все-таки чаще работает с определенной категорией людей (дети, подростки), а психолог взаимодействует с людьми любых возрастов.

       Педагог относится, к определенной жизненной ступени человека, на которой он проходит обучение, то есть, это тот человек, через которого проходит каждый.

       Психолог же человек, к которому обращаются за помощью.

       Если говорить именно о деятельности, то тут можно отметить некоторую противоречивость. С одной стороны педагог –учит, а психолог- помогает, но с другой стороны, педагог также как психолог может оказывать обучающимся психологическую поддержку, помогать им с принятием каких-то решений. А психолог, например, может также человека научить, только предмет знаний будет отличаться.

        Рассматривая личные качества человека той или иной профессии можно отметить, что здесь они будут схожими. Как педагог, так и психолог должны быть толерантными и гуманными, естественно, должны обладать специальным образованием, и что очень важно, люди этих профессий должны любить людей.

        В целом педагог должен быть и психологом тоже, т.е. знать психологию детей, уметь понимать их, знать их психологические особенности, это поможет ему для более продуктивной работы.

Задача 1.

            Вы - школьный психолог, только что приступили к работе. Вам предстоит обсудить с директором школы программу, график и условия Вашей работы.

1.Выбирайте правильное время для общения.

         Если вам нужно, например, обсудить программу, график и условия вашей работы, убедитесь, что это происходит в тот момент, когда директор находится в приятном настроении и не слишком торопится.

2. Контролируйте язык вашего тела.

         Держите свое тело расслабленным