Файл: Реферат по дисциплине "Организационное обеспечение ис" Усынина К. А. Группа Б. Ист. Рвс. 20. 76.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Каждый проект, независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Совокупность ступеней развития от возникновения идеи до полного завершения проекта принято разделять на стадии (фазы, этапы).
Суть ЖЦ разработки ИС в различных подходах одинакова и сводится к выполнению следующих стадий:
-
Планирование и анализ требований (предпроектная стадия) – системный анализ. Исследование и анализ существующей ИС, определение требований к создаваемой ИС, оформление технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на разработку ИС. -
Проектирование (техническое проектирование, логическое проектирование). -
Разработка в соответствии со сформулированными требованиями состава автоматизируемых функций (функциональная архитектура) и состава обеспечивающих подсистем (системная архитектура), оформление технического проекта ИС.
Часто второй и третий этапы объединяют в одну стадию, называемую технорабочим проектированием или системным синтезом.
-
Реализация (рабочее проектирование, физическое проектирование, программирование). Разработка и настройка программ, наполнение базы данных, создание рабочих инструкций для персонала, оформление рабочего проекта. -
Внедрение (тестирование, опытная эксплуатация). Комплексная отладка подсистем, обучение персонала, поэтапное внедрение ИС в Эксплуатацию по подразделениям экономического объекта, оформление акта о приемо-сдаточных испытаниях ИС. -
Эксплуатация ИС (сопровождение, модернизация). Сбор рекламаций и статистики о функционировании ИС, исправление ошибок и недоработок, оформление требований к модернизации ИС и ее выполнение (повторение стадий 2-5).
13.Технологические требования к внедрению ИС.
Внедрение корпоративной ИС, разработанной самостоятельно или приобретенной у поставщика, зачастую сопровождается ломкой (перепроектированием) существующих на предприятии бизнес-процессов. Приходится перестраивать их под требования стандартов и логику внедряемой системы. Отметим сразу, что внедрение ИС решает ряд управленческих и технических проблем, однако порождает проблемы, связанные с человеческим фактором.
Внедрение информационной системы, как правило, значительно облегчает управление деятельностью предприятия, оптимизирует внутренние и внешние потоки информации, ликвидирует узкие места в управлении. Однако после того как система успешно установлена, "обкатана" в работе и показала свою эффективность, у части сотрудников выявляется нежелание использовать ИС в работе. В результате проведенного реинжиниринга становится ясно, что некоторые сотрудники в большой степени дублируют работу других или вовсе не нужны. Кроме того, внедрение КИС сопровождается обязательным обучением, но, как показывает российский опыт, желающих переучиваться не так много. Ломка старых навыков и прививание новых - долгий и трудный процесс!
Надо четко понимать, что корпоративная ИС призвана упростить управление организацией, улучшить процессы, усилить контроль и обеспечить этим конкурентные выгоды. Только с такой точки зрения можно оценивать пользу от ее внедрения.
Следуя этой логике, становится понятно, что хотя корпоративная ИС предназначена в целом для обеспечения всех пользователей необходимой информацией, управление разработкой и внедрение КИС является прерогативой высшего руководства компании! Понимают ли это руководители?
Здесь тоже приходится бороться с живучими стереотипами. "Зачем мне корпоративная система, если дела на предприятии и так идут хорошо?". "Зачем, что-то ломать, если все работает?". Но ведь ломать-то чаще всего и не надо. На первом этапе нужно лишь грамотно и корректно формализовать и перенести идентифицированные процессы, в рамках которых живет предприятие, в корпоративную ИС. Подобная формализация лишь отточит, отшлифует удачные маркетинговые и производственные находки, оптимизирует процесс управления и контроля и позволит в дальнейшем проводить целенаправленные изменения.
Внедрение новой ИС - сложный процесс, длящийся от нескольких месяцев для небольших ИС до нескольких лет для ИС больших распределенных компаний с широкой номенклатурой продуктов и большим количеством поставщиков. Успех проекта по разработке (или приобретению) и внедрению ИС во многом зависит от готовности предприятия к ведению проекта, личной заинтересованности и воли руководства, реальной программы действий, наличия ресурсов, обученного персонала, способности к преодолению сопротивления на всех уровнях сложившейся организации.
К настоящему времени сложился стандартный набор приемов внедрения ИС. Основное правило: выполнять обязательные фазы последовательно и не пропускать ни одной из них.
Критически важными для внедрения являются следующие факторы:
наличие четко сформулированных целей проекта и требований к ИС;
наличие стратегии внедрения и использования ИС;
проведение предпроектного обследования предприятия и построения моделей "Как есть" и "Как будет";
планирование работ, ресурсов и контроль выполнения плана внедрения;
участие высшего руководства во внедрении системы;
проведение работ по внедрению ИС специалистами по интегрированию систем совместно со специалистами предприятия;
регулярный мониторинг качества выполняемых работ;
быстрое получение положительных результатов хотя бы в части внедренных модулей ИС или в процессе ее опытной эксплуатации.
Перед началом разработки проекта внедрения необходимо:
максимально формализовать цели проекта внедрения ИС;
оценить минимально необходимые затраты и статьи расхода;
установить высокий приоритет проекта внедрения перед остальными текущими проектами;
наделить руководителя проекта максимально возможными полномочиями;
провести массовую просветительскую работу с персоналом предприятия с целью довести до каждого важность и необходимость предстоящих преобразований;
разработать организационные меры для применения новых информационных технологий;
распределить персональную ответственность по всем этапам внедрения и опытной эксплуатации.
Необходимо также определить функциональные сферы внедрения модулей информационной системы:
организационное управление;
организационно-административное обеспечение;
управление бизнес-процессами;
управленческий, планово-финансовый и бухгалтерский учет;
управление персоналом;
управление документацией;
управление материально-техническим обеспечением;
управление связями с клиентами и внешней средой.
Кроме того, что перечислено выше, надо задать технологические требования к внедрению ИС:
системная платформа - внедрение и адаптация готового решения от производителя или разработка на заказ в соответствии с техническим заданием заказчика;
интегрируемость - данные хранятся и обрабатываются в едином информационном пространстве; это обеспечивает их полноту, непротиворечивость, достоверность и возможность многократного использования; система может включать в себя вновь разработанные и уже используемые технологии и приложения;
адаптируемость - система настраивается в соответствии с требованиями заказчика и на особенности информационного поля заказчика;
распределенность - система может эффективно функционировать в территориально удаленных подразделениях и филиалах предприятия;
масштабируемость - система может выполняться в виде каркаса, содержащего базовые модули, и дополняться в соответствии с требованиями изменяющейся внешней и внутренней среды.
16. Что устанавливает стандарт проэктирования?
Существует целый ряд стандартов, регламентирующих ЖЦ ПО, а в некоторых случаях и процессы разработки. Среди наиболее известных стандартов можно выделить следующие:
ГОСТ 34.601-90 - распространяется на автоматизированные системы и устанавливает стадии и этапы их создания, соответствуют каскадной модели жизненного цикла.
ISO/IEC 12207:1995 - стандарт на процессы и организацию жизненного цикла. Стандарт не содержит описания фаз, стадий и этапов.
ISO/IEC 15288:2002. Стандарт применим для широкого класса систем, но его основное предназначение - поддержка создания компьютеризированных систем.
Custom Development Method - методика Oracle по разработке прикладных информационных систем с применением Oracle. Применяется для классической модели ЖЦ (предусмотрены все работы/задачи и этапы), а также для технологий "быстрой разработки", рекомендуемых в случае малых проектов.
Rational Unified Process (RUP) предлагает итеративную модель разработки, на основе спиральной модели ЖЦ на базе UML.
Microsoft Solution Framework (MSF) так же является итерационной, предполагает использование объектно-ориентированного моделирования. MSF в сравнении с RUP в большей степени ориентирована на разработку бизнес-приложений.
Extreme Programming (XP). Экстремальное программирование. В основе методологии командная работа, эффективная коммуникация между заказчиком и исполнителем в течение всего проекта по разработке ИС, а разработка ведется с использованием последовательно дорабатываемых прототипов.
19. Каковы функции технической документации?
Основным назначением технической документации является обеспечение эффективных процедур разработки и использования информационной системы как программного продукта, а также организация обмена между разработчиками и пользователями ИС.
Таким образом, можно выделить следующие функции технической документации:
дает описание возможностей системы;
обеспечивает фиксацию принятых и реализованных проектных решений;
определяет условия функционирования ИС;
предоставляет информацию об эксплуатации и обслуживании ИС;
регламентирует процедуру защиты информации, регулирует права различных групп пользователей;
определяет возможности модернизации системы.
22. Дайте максимально полную характеристику (назначение, цель, задачи, состав и т.д.) комплексу стандартов ЕСПД (ГОСТ 19.ххх).
Единая система программной документации - комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимоувязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации. В стандартах ЕСПД устанавливают требования, регламентирующие разработку, сопровождение, изготовление и эксплуатацию программ, что обеспечивает возможность:
унификации программных изделий для взаимного обмена программами и применения ранее разработанных программ в новых разработках;
снижения трудоемкости и повышения эффективности разработки, сопровождения, изготовления и эксплуатации программных изделий;
автоматизации изготовления и хранения программной документации.
В понятие «сопровождение программы» включается:
анализ функционирования программы, развитие и совершенствование программы,
внесение изменений в нее с целью устранения ошибок.
В состав ЕСПД входят:
основополагающие и организационно-методические стандарты;
стандарты, определяющие формы и содержание программных документов, применяемых при обработке данных;
стандарты, обеспечивающие автоматизацию разработки программных документов.
Классификация и обозначение стандартов еспд
Стандарты ЕСПД подразделяют на группы, приведенные в таблице.
Группы стандартов ЕСПД
Обозначения стандартов ЕСПД строят по классификационному признаку. В обозначение стандарта ЕСПД должны входить:
Пример обозначения стандарта “ Единая система программной документации. Общие положения
ГОСТ 19.001-77
| | || | Год регистрации стандарта
| | Порядковый номер стандарта в группе
| | | Классификационная группа стандартов
| | Класс (стандарты ЕСПД)
| Категория стандарта (государственный стандарт)
Перечень стандартов, входящих в Единую Систему Программной Документации
ГОСТ Название
19.001-77 - Общие положения
19.002-80 - Схемы алгоритмов и программ. Правила выполнения
19.003-80 - Схемы алгоритмов и программ. Обозначение условные графические
19.004-80 - Термины и определения
19.101-77 - Виды программ и программных документов
19.102-77 - Стадии разработки
19.103-78 - Обозначение программ и программных документов
19.104-78 - Основные надписи
19.105-78 - Общие требования к программным документам